Решение от 06.09.2010 г. по делу № 2-357/10



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2010 г. р.п. Белоярский

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,

при секретаре судебного заседания Драгановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> (ТОИОГВСО-УСЗН МСЗН СО по <адрес>), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л:

Истец <ФИО>1 обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес>

( ТОИОГВСО-УСЗН МСЗН СО по <адрес>), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании права на получение мер социальной поддержки, понуждении к действиям.

В обоснование исковых требований <ФИО>1 пояснила, что с <дата> по декабрь 1963 года она проживала в <адрес> сельского <адрес> Казахской ССР, примерно в 140 км от испытательного полигона. Проживая в данном населенном пункте, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне получила дозу облучения, равную 35 с3в (бэр). Правительством <адрес> она была признана пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, в связи с чем ей было выдано удостоверение серии СП <номер>, подтверждающее ее право на льготы как пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотренные законодательством <адрес>. В дальнейшем она переехала жить на постоянное место в Россию, <дата> получила гражданство Российской Федерации. Обратившись в 2007 г. ТОИОГВСО-УСЗН МСЗН СО по <адрес> с заявлением о выдаче ей удостоверения, подтверждающего право на льготы, как лицу, пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получила устный отказ.

Считает отказ ответчика в выдаче ей удостоверения незаконным, просит удовлетворить ее исковые требования в полном объеме с учетом уточнений (<данные изъяты>

В судебном заседании истец <ФИО>1 исковые требования подтвердила, уточнила их следующим образом: действия, направленные на выдачу ей удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которые должен совершить ответчик ТОИОГВСО -УСЗН МСЗН СО по <адрес>, предусмотрены п.4 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата> <номер>.

Представитель ответчика ТОИОГВСО -УСЗН МСЗН СО по <адрес> <ФИО>4, действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, исковые требования <ФИО>1 не признала на основании письменного отзыва. В отзыве указано, что в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что подтверждением отнесения гражданина к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне являются удостоверения единого образца, выдаваемые МЧС РФ. Порядок выдачи удостоверений утвержден Приказом МЧС РФ от <дата>, <номер>. В соответствии со ст.1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», меры социальной поддержки гарантированы только тем гражданам РФ, которые в период с 1949 года по 1963 год проживали в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенные в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне и получившим дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Населенный пункт, в котором проживала истец, в перечень, утвержденный Правительством РФ, не входит. Кроме того, факт получения <ФИО>1 дозы облучения 35 бэр вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне не подтвержден. Просит в удовлетворении исковых требований отказать (<данные изъяты>

Представитель МЧС России <ФИО>5, действующая на основании доверенности от <дата> <данные изъяты>), исковые требования <ФИО>1 не признала на основании письменного отзыва. Суду пояснила, что в период с 1949г. по 1964г. <адрес>, где проживала истец, относилась в <адрес>, который не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Как следует из позиции, изложенной ответчиком МЧС РФ в письменном отз0ыве, полагает, что истцом не доказан факт получения ею дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, а справка, выданная НИИ радиационной медицины и экологии <адрес> таким доказательством не является. Населенный пункт <адрес> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации в редакции от <дата> <номер>-р, так как согласно архивным данным Минобороны России и научным ответам ведущих российских институтов, компетентных в данном вопросе, жителями этого населенного пункта от всех произведенных на полигоне взрывов могло быть получено облучение ниже предела дозы, установленного Федеральным законом от 10.01.2002 года № 2-ФЗ (5 сЗв), то есть не подтверждены данные, указанные в справках, выданных в Казахстане. Требования истца основываются на законодательстве <адрес>, которым данный населенный пункт отнесен к «зоне повышенного радиационного риска» (<данные изъяты>

Выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истцом <ФИО>1 представлено удостоверение <номер>, форма которого утверждена постановлением Кабинета Министров <адрес> от <дата> <номер>, выданное <дата> управлением труда и соц.защиты населения <адрес> Казахстан. В удостоверении указано, что оно выдано <ФИО>1 в связи с тем, что она в период с сентября 1949 года по декабрь 1963 года проживала в районе Ново-Покровский, расположенном в зоне максимального радиационного риска, а с 1964г. по декабрь 1990г. - в <адрес>, расположенном в зоне повышенного радиационного риска. Указанное удостоверение подтверждает право истца на льготы, предусмотренные законодательством <адрес>, как пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне <данные изъяты>

При этом суд учитывает, что населенный пункт Михайловка, где проживала истец, до 1964 года территориально входил в состав <адрес>, а с 1964 года - в состав <адрес>.

Согласно справки <номер>, выданной <дата> Научно-исследовательским институтом радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения <адрес>, <ФИО>1 действительно проживала с 1949 года по 1990 год в <адрес>, суммарная эффективная эквивалентная доза <ФИО>1 составляет 35 сЗв. Удостоверение пострадавшего СП <номер> (<данные изъяты>).

Как следует из справки <номер> от <дата> к удостоверению <ФИО>1 СП <номер>, зона максимального радиационного риска составляет от 35 до 100 бэр <данные изъяты>

Согласно свидетельства о заключении брака, <ФИО>2 <дата> заключила брак с <ФИО>6, после заключения брака ей присвоена фамилия <ФИО>1 (<данные изъяты>

До заключения брака у истца была фамилия <ФИО>2, что подтверждается копией свидетельства о рождении (<данные изъяты>

До заключения брака с <ФИО>6 <ФИО>2 состояла в браке с <ФИО>7, брак был расторгнут <дата> После расторжения брака ей присвоена фамилия <ФИО>2 (<данные изъяты>

Из архивной справки <адрес> государственного архива <адрес> от <дата> следует, что в документах архивного фонда и Подборного сельского Совета бывшей <адрес> в похозяйственных книгах села Михайловка на 1949-1953, 1958-1967 годы имеются сведения о проживании <ФИО>2 <данные изъяты>). Аналогичные сведения содержатся в архивной справке от <дата>, представленной истцом <данные изъяты>

Справка от 16.17.2001г. директора филиала ДГП ВостокНПЦзем содержит сведения о том, что <адрес> с/с с 1948 по 1963г. территориально относилось к <адрес>. В 1964г. <адрес> передано в границы <адрес> <данные изъяты>

Согласно справки <номер> от 09.2008г., Куликова-Саренко-<ФИО>1 числится в регистрации прописки по адресу: <адрес> с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> по ул<адрес> с <дата> по <дата> по <адрес> <данные изъяты>).

Указанными документами подтверждается факт проживания истца в период с сентября 1949 года по декабрь 1963 года в районе Ново-Покровский, расположенном в зоне максимального радиационного риска, а с 1964г. по декабрь 1990г. - в <адрес>, расположенном в зоне повышенного радиационного риска, а также то обстоятельство, что <ФИО>1 получила в период проживания в населенном пункте Михайловка Новопокровского, а впоследствии (в связи с передачей села в другой район) <адрес> дозу радиационного облучении 35 бэр именно вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне.

В соответствии со ст. 13 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (далее Конвенция), заключенной в Минске <дата>, которую подписали и ратифицировали как Россия, так и <адрес>, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скрепленных гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Удостоверение, предоставленное истцом суду, имеет силу официального документа <адрес>, поскольку заверено гербовой печатью, выдано соответствующим органом этого государства и изготовлено в соответствии с постановлением Кабинета Министров <адрес>.

У суда нет оснований не доверять сведениям, изложенным в справке <номер>, выданной истцу Научно-исследовательским институтом радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения <адрес>, поскольку она изготовлена учреждением Министерства здравоохранения <адрес> в пределах его компетенции и по установленной форме, скреплена гербовой печатью, таким образом является официальным документом.

Суд не соглашается с мнением соответчика МЧС РФ о том, что в справке содержится информация, которая основана не на специальных исследованиях, а на Законе <адрес> и не подтверждается архивными материалами Минобороны России и научными исследованиями компетентных российских специалистов.

Содержащимися в справке сведениями подтверждается факт получения истцом дозы облучения 35 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, каких-либо сомнений в указанных в справке сведениях у суда не возникает.

С 2004 года истец проживает на территории Российской Федерации и является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается ее паспортом гражданина РФ (л.д.19).

В силу ст. 1 закона № 2-ФЗ от 10.01.2002г. гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные этим законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.

На основании Постановления Правительства РФ от <дата> <номер> определен порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата> <номер>.

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне <дата> и <дата> утвержден распоряжением Правительства РФ № 356-р от 15.03.1995 года (действует в редакции Распоряжения правительства РФ № 156-от 08.02.2002 года).

Указанным распоряжением <адрес> (ранее, до 1964 года - <адрес> не отнесено к числу населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне <дата> и <дата>.

Период проживания истца в указанном населенном пункте не относится к временному промежутку, установленному ст. 1 закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 года.

В соответствии с преамбулой к закону № 2-ФЗ от 10.01.2002 года, данный закон направлен на обеспечение мер социальной поддержки гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Определением <номер>-О-П от <дата> по жалобе гражданина <ФИО>3 на нарушении его конституционных прав частью 1 ст. 1 федерального закона РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» Конституционный Суд РФ выявил конституционно-правовой смысл названного закона.

Конституционный Суд РФ указал, что «с учетом целевого предназначения данного федерального закона, выраженного в его преамбуле, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949-1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.

Субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний, поэтому само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергался радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> <номер>-О пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными, в том числе и в случае получения радиационного воздействия не в тот период, с которым федеральный законодатель связывал предоставление льгот и компенсаций.

Также Конституционным Судом указано, что вопрос о возможности предоставления мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств дела, подтверждающих или опровергающих получение соответствующим лицом суммарной накопленной эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Приведенный выше конституционно-правовой смысл ч.1 ст. 1 Федерального закона РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне» являются общеобязательными и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, основанием для признания за гражданином РФ права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом РФ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне» является: факт причинения конкретному гражданину вреда здоровью, выразившемуся в получении этим гражданином суммарной дозы радиационного облучения свыше 5 сЗв (бэр) и получение этого вреда именно в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, это право не зависит от конкретного периода получения такого облучения, и не зависит от того, проживал ли гражданин в конкретном населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации вследствие испытаний.

В судебном заседании пояснениями истца и представленными ею документами установлено, что <ФИО>1 подверглась воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, проживая в период с сентября 1949 года по декабрь 1990 год на территории <адрес> и получила суммарную эффективную дозу облучения 35 бэр.

Указанное обстоятельство в соответствии с приведенными выше толкованиями Конституционного Суда РФ, в силу положений ст.ст. 2,18, 42 и 53 Конституции РФ и Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» дает суду основание для признания за истцом <ФИО>1 права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», т.е. требования истицы о признании за ней такого права следует удовлетворить.

Для получения мер социальной поддержки, предусмотренных указанным выше законом, истцу следует получить соответствующее удостоверение, выдаваемое МЧС РФ в соответствии с порядком выдачи данных удостоверений, определенном постановлением Правительства РФ № 946 от 23.11.2009 года. Порядок выдачи данных удостоверений утвержден Приказом МЧС РФ от <дата> <номер>, вступивший в силу <дата>

Пунктом 4 Порядка выдачи удостоверений установлено, что управомоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, которым в данном случае является ответчик, осуществляют действия, направленные на выдачу гражданам таких удостоверений, а именно:

-осуществляют прием документов;

-снимают копии с представленных документов и заверяют их в установленном порядке;

- принимают решение о включении граждан в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

-создают комиссию для проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком;

-подготавливают решения о включении граждан в реестр;

-направляют в МЧС РФ в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов представления об оформлении и выдаче удостоверений, а также копий представленных гражданами документов.

Пояснениями истца и представителя ответчика ТОИОГВСО-УСЗН <адрес> установлено, что истец обратилась в ответчику с документами и заявлением о выдаче ей удостоверения, подтверждающего ее право на меры социальной поддержки, но ответчик отказал ей в совершении действий, направленных на выдачу ей удостоверения, посчитав, что истец не имеет право на такие меры социальной поддержки.

Судом установлено право <ФИО>1 на получение мер такой социальной поддержки, вследствие чего отказ ответчика в совершении действий, направленных на выдачу удостоверения, является незаконным.

В целях восстановления нарушенных прав истца, ответчика следует обязать совершить в полном объеме действия, направленные на выдачу <ФИО>1 соответствующего удостоверения, указанные в пункте 4 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата> <номер>.

Суд приходит к выводу, что иск <ФИО>1 подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право <ФИО>1 на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10.01.2002 года.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> совершить действия, предусмотренные в п. 4 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата> <номер>, направленные на выдачу <ФИО>1 <ФИО>1 удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием суммарной эффективной дозы облучения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Белоярского

районного суда: Н.Л. Курбатова.

Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2010 года.