ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2011 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд свердловской области в составе:
председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,
при секретаре Шевцовой О.С.,
с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Шашкина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах <ФИО>1 к Администрации Муниципального образования «поселок Уральский, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании совершить действия по приобретению жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность, обязании произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключении договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковыми требованиями в интересах <ФИО>1, 1989года рождения, к Администрации Муниципального образования «поселок Уральский, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры <адрес> об обязании совершить действия по приобретению жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность, обязании произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключении договора социального найма. В обоснование иска Белоярский межрайонный прокурор указал следующее. Постановлением Главы администрации поселка Уральский <номер> от <дата> <ФИО>4 назначена опекуном над несовершеннолетней <ФИО>1 в связи с утратой последней родительского попечения. Жилое помещение за несовершеннолетней <ФИО>1 не закреплялось. Постановлением главы администрации МО <адрес> <номер> от <дата> <ФИО>1 принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении с включением во внеочередной список. На учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит 1 человек <ФИО>1 В соответствии с абз.2, п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Обеспечение жильем указанной категории лиц является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Правительством Свердловской области с 2006года ежегодно издается Постановление об утверждении порядка обеспечения в текущем году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно указанного порядка к полномочиям органов местного самоуправления отнесено формирование списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые приобрел или построил Фонд после проведения конкурсов за счет средств областного бюджета и безвозмездно передал в муниципальную собственность для выдачи по договорам социального найма. Поэтому обязанность по предоставлению жилых помещений <ФИО>1 Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996года возлагается, как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию МО п. Уральский. Правительство Свердловской области, а именно СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Выделяет денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения, совершает действия по зачислению жилого помещения в казну Свердловской области, а затем совершает действия по передаче жилого помещения в собственность муниципального образования по месту жительства лица, которому данное жилое помещение подлежит передаче на условиях договора социального найма. Администрация муниципального образования обязана принять в муниципальную собственность передаваемое жилое помещение и заключить с лицом, которое на него имеет право, договор социального найма. Опека над <ФИО>1 прекращена <дата>, в связи с достижением совершеннолетия, однако жилое помещение для нее Правительством Свердловской области не приобретено и не построено, и не передано в муниципальную собственность, что является нарушением жилищных прав истца. В силу того, что <ФИО>1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. из категории социально незащищенных граждан, юридически не грамотна, она не имеет возможности самостоятельно осуществлять защиту своих интересов в суде. Просит обязать СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории ГО Заречный жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления МО п. Уральский, для <ФИО>1 и передать его в муниципальную собственность МО п.Уральский. Обязать администрацию МО п. Уральский в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилого помещения, приобретенного для <ФИО>1, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>1 договор социального найма жилого помещения.
В дальнейшем Белоярский межрайонный прокурор свои исковые требования уточнил. Поскольку согласно порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории МО п. Уральский жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления МО п. Уральский, для <ФИО>1 и передать его в муниципальную собственность МО п.Уральский. Обязать администрацию МО п. Уральский в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилого помещения, приобретенного для <ФИО>1, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>1 договор социального найма жилого помещения.
В настоящем судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Шашкин А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно изложенному в исковом заявлении.
Истица <ФИО>1 в суд не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.
Представитель СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие. С иском не согласны, так как в соответствии с постановлением Правительства СО № 646-ПП от 20.04.2010года «Об утверждении порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…, за счет средств областного бюджета Фонд является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для данной категории лиц. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в сумме 229370тыс.рублей, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. Фонд не является органом исполнительной власти по месту жительства <ФИО>1, а также распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является областным государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и архитектуры СО и действует по приказу министра, не входит в структуру Правительства СО, следовательно, не может быть ответчиком по вопросам, связанным с обеспечением жильем.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие. Указали, что на сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства СО об утверждении порядка обеспечения в 2011году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, получателем средств по данному коду расходов является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Просят в иске к Министерству отказать, так как обеспечение жильем <ФИО>1, при слови постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.
Представитель администрации МО «п. Уральский» в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. С исковыми требованиями согласны, суду доверяют.
Представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не уведомил. Ответчик был извещен о времени и месте судебного заседания, однако возражений на иск и доказательств по возражениям суду не представил.
С учетом мнения представителя истца суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно копии свидетельства о рождении <ФИО>1, <дата>года рождения, ее родителями являются <ФИО>2 и <ФИО>3 (л.д. 9).
<дата> <ФИО>2, проживающий в д. <адрес>, дал согласие на оформление опекунства над дочерью <ФИО>1, так как мать ребенка уехала в неизвестном направлении, воспитывать ребенка один не имеет возможности (л.д. 10).
Постановлением главы администрации <адрес> <номер> от <дата> <ФИО>4 назначена опекуном над <ФИО>1 (л.д. 6).
<дата> мать <ФИО>1 - <ФИО>3 умерла, что подтверждается копией свидетельства о ее смерти (л.д. 8).
<дата> опека над <ФИО>1 прекращена в связи с достижением ею совершеннолетия.
Согласно справкам Колчеданской сельской администрации МО «Каменский городской округ» Свердловской области и БТИ и РН «Белоярского района» <ФИО>1 в собственности и закрепленного жилья на территории Колчеданской сельской администрации, и в Белоярском районе не имеет (л.д. 13).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах <ФИО>1, <дата>года рождения на имеющиеся у нее объекты недвижимости также не имеется (л.д. 12).
Об отсутствии жилого помещения у <ФИО>1 свидетельствует и постановление главы администрации МО «Поселок Уральский» <номер> от <дата>, согласно пункта 3 которого <ФИО>1 поставлена на учет граждан, нуждающихся во вне очередном предоставлении жилого помещения, так как является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым жилые помещения будут предоставляться на условиях социального найма в жилищном фонде <адрес> (л.д.16-18).
Таким образом, установлено, что <ФИО>1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного за ней жилого помещении, то есть на нее распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован указанным Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 <номер>-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанном Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
20 апреля 2010 года постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета (далее Порядок).
В соответствии с Порядком на 2010 год уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее Фонд).
Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.
Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений <ФИО>1 Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года № 646-ПП возлагается как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию МО «пос. Уральский», Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Поэтому исковые требования Белоярского межрайонного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории Муниципального образования «поселок Уральский» Свердловской области жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления МО «поселок Уральский», для <ФИО>1 и передать его в муниципальную собственность Муниципального образования «поселок Уральский» Свердловской области.
Обязать администрацию Муниципального образования «поселок Уральский» Свердловской области в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилого помещения, приобретенного для <ФИО>1, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>1 договор социального найма жилого помещения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд.
Председательствующий: А.Г.Вострецова
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.