Решение от 22.04.2011 г. по делу № 2-249/11



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 апреля 2011 года п.Белоярский.

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,

с участием помощника прокурора Шашкина А.А.,

при секретаре судебного заседания Драгановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» об обязании провести аттестацию рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» об обязании провести аттестацию рабочих мест.

В обоснование своих требований указал, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена плановая проверка соблюдения трудового законодательства поднадзорными предприятиями, в том числе областным государственным учреждением здравоохранения «<данные изъяты>», в ходе которой установлено следующее.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Частью 9 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В нарушение указанных норм работодателем ОГУЗ СОТБ «<данные изъяты>» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Факт нарушения трудового законодательства подтверждается актом проверки <номер> от <дата>, составленным по результатам проверки соблюдения трудового законодательства ОГУЗ СОТБ «<данные изъяты>»; объяснениями директора ОГУЗ СОТБ «<данные изъяты> <ФИО>2, который факт нарушения трудового законодательства в области охраны труда на предприятии не отрицал. Основанием для обращения прокурора в суд является ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред.Федерального закона № 43-ФЗ от <дата>). Просит обязать Областное государственное учреждение здравоохранения «Свердловская областная туберкулезная больница «Кристалл» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В ходе подготовки дела к рассмотрению Белоярский межрайонный прокурор исковые требования уточнил. Просит обязать Областное государственное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до <дата>.

В судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Шашкин А.А. уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Областного государственного учреждения здравоохранения <данные изъяты>» Гринвальд Е.Э., действующая на основании доверенности от <дата>, с исковыми требованиями прокурора не согласилась на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на имя суда.

В отзыве указано, что ОГУЗ СОТБ «<данные изъяты>» заключила договор 39 от <дата> на аттестацию рабочих мест в количестве 19 шт. с ООО «<данные изъяты>». В 2011 Фонд социального страхования на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.02.2011 № 101н «Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» в 2011 предоставляет денежные средства для оплаты услуг по аттестации рабочих мест в сумме 29 500 руб. Эти средства будут направлены на оплату работ по договору <номер> от <дата>. ОГУЗ СОТБ <данные изъяты>» является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств областного бюджета Свердловской области и деятельность которого регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ. В соответствии с Бюджетным кодексом ОГШУЗ СОТБ «<данные изъяты>» является получателем бюджетных средств и обладает только теми полномочиями, которые прописаны в Бюджетном кодексе. В частности, больница принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства только в пределах доведенных лимитов (ст.162 Бюджетного кодекса РФ). Как видно из расшифровки подстатьи 226 подраздел 0901 на 2011 в смете, утвержденной распорядителем бюджетных средств - Министерством здравоохранения Свердловской области лимитов на проведение аттестации рабочих мест не предусмотрено. Следовательно, руководство ОГУЗ СОТБ «<данные изъяты> не имеет права принимать подобное бюджетное обязательство без утверждения лимитов, а это значит, что договоры на аттестацию рабочих мест за счет средств областного бюджета на 2011 заключены быть не могут. К нарушеним бюджетного законодательства, за которые предусмотрены меры принуждения, относятся: нецелевое использование бюджетных средств, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств (ст.283 Бюджетного кодекса РФ). Сроки, затребованные прокурором для проведения аттестации рабочих мест в СОТБ «<данные изъяты>», нереальны к исполнению. При проведении аттестации рабочих мест организация, осуществляющая данную работу, использует «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ <ФИО>1 <дата>. Данное руководство применяется с целью аттестации рабочих мест. При оценке микроклимата на рабочем месте производятся замеры на всех местах пребывания работника в течение смены и сопоставление с нормативами согласно СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (п.5.5.1 Руководства). В соответствии с СанПиН 2.2.4.548-96 замеры на рабочем месте для оценки микроклимата при аттестации должны проводиться в холодный и теплый период года. Холодный период года характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +10 градусов Цельсия и ниже, теплый период года характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха выше +10 градусов Цельсия (п.п.3.3,3.4 СанПиН 2.2.4.548-96). Причем измерения показаний микроклимата должны проводиться в холодный период года в дни с температурой наружного воздуха, отличающееся от средней температуры наиболее холодного месяца зимы не более чем на 5 градусов Цельсия, в теплый период года - в дни с температурой наружного воздуха, отличающейся от средней максимальной температуры наиболее жаркого месяца не более чем на 5 градусов Цельсия (п.7.1 СанПиН 2.2.4.548-96). По договору <номер> от <дата> на 19 рабочих местах произведены замеры в холодный период года, для замеров в теплый период года должна установиться соответствующая погода. По остальным рабочим местам для проведения их аттестации также должны быть произведены замеры как в теплый период года, так и в холодный. На основании вышеизложенного просит исковые требования прокурора оставить без удовлетворения, как нереальные к исполнению как в плане финансового обеспечения, так и по организационным причинам, так как проведение замеров при аттестации каждого рабочего места производится как в летний, так и в зимний периоды.

Выслушав в судебном заседании прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1.5 Устава, областное государственное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Свердловской области и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области и настоящим Уставом. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках.

В соответствии с актом проверки Государственной инспекции труда в Свердловской области от <дата>, в ходе проверки, проведенной в областном государственном учреждении здравоохранения «<данные изъяты>», выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами Российской Федерации: в учреждении не проведена аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31.08.2007, Трудового кодекса РФ (ст.212).

Из имеющегося в материалах дела объяснения главного врача СОТБ «<данные изъяты>» <ФИО>2 от <дата> следует, что в учреждении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда по причине отсутствия финансовых средств. В настоящее время достигнуто устное соглашение о проведении аттестации рабочих мест за счет средств ФСС, которые должны быть выделены в апреле 2011.

Судом исследован договор подряда <номер> от <дата>, в соответствии с которым ООО «<данные изъяты>» принимает на себя обязательство выполнить работу по аттестации 19 рабочих мест по заданию областного государственного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>

Как пояснила суду представитель СОТБ «<данные изъяты>», Гринвальд Е.Э., в настоящее время аттестация 19 рабочих мест на основании данного договора проводится, но не завершена.

Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В п. 9 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Как установлено в судебном заседании и не отрицается ответчиком, в нарушение указанных норм работодателем ОГУЗ СОТБ <данные изъяты>» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Суд считает безосновательным довод представителя ответчика относительно того, что срок проведения аттестации рабочих мест, указанный прокурором уточненных исковых требованиях, нереален к исполнению как в плане финансового обеспечения, так и по организационным причинам. Данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Областное государственное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда до <дата>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Н.Л. Курбатова.

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2011 года