Решение от 03.05.2011 г. по делу № 2-170/11



        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 мая 2011 года        п.Белоярский.

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,

с участием старшего помощника Белоярского межрайонного прокурора Мальцевой А.В.,

при секретаре судебного заседания Драгановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора к главе Белоярского городского округа, администрации Белоярского городского округа о признании незаконными распоряжения главы администрации Белоярского городского округа, действий администрации Белоярского городского округа по назначению на должность начальника Косулинской сельской управы, возложении на администрацию Белоярского городского округа обязанности устранить допущенные нарушения законодательства,

    У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к главе Белоярского городского округа, администрации Белоярского городского округа о признании незаконными распоряжения главы Белоярского городского округа, действий администрации Белоярского городского округа по назначению на должность начальника Косулинской сельской управы, возложении на администрацию Белоярского городского округа обязанности устранить допущенные нарушения законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, в ходе которой установлено, что распоряжением главы Белоярского городского округа от <дата> <номер> <ФИО>1 назначению на должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа, <дата> с ней заключен трудовой договор <номер>. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы подразделяются на на высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы. В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ для замещения указанных должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. В развитие указанных положений Федерального закона от 02.03.2007 № 35-ФЗ в Белоярском городском округе принято решение Думы Белоярского городского округа № 25 от 25.02.2009 «Об установлении перечня должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе в соответствии с Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ». В соответствии с п.2 параграфа 3 Приложения № 1 к решению Думы Белоярского городского округа № 25 от 25.02.2009 «Об установлении перечня должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе в соответствии с Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ» должность начальника управы администрации Белоярского городского округа относится к главным должностям. Согласно ч.2 ст.3 Закона Свердловской области № 136-ОЗ от 29.10.2007 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к главным должностям, в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, численность населения в которых составляет 8 тысяч жителей и более, требуется наличие стажа муниципальной службы и (или) государственной службы не менее четырех лет либо стажа работы по специальности не менее пяти лет, высшее профессиональное образование и знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Свердловской области и законов Свердловской области, иных нормативных правовых актов Свердловской области, принимаемых Губернатором Свердловской области и Правительством Свердловской области, в соответствующей сфере деятельности органов местного самоуправления и избирательных комиссий муниципальных образований, а также устава муниципального образования. В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии ограничений, связанных с муниципальной службой. В ходе проверки установлено, что <ФИО>1 не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности начальника Косулинской сельской управы. Она имеет только среднее специальное образование (окончила в <данные изъяты> диплом <номер>). Таким образом, при поступлении на должность начальника Косулинской сельской управы Белоярского ГО, относящуюся к категории главных должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе, <ФИО>1 не соответствовала квалификационному требованию к образованию, в связи с чем не имела права поступать на указанную должность муниципальной службы в Белоярском городском округе. В нарушение ч.5 ст.16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.2 ст.8 Закона Свердловской области № 136-ОЗ от 29.10.2007 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» администрацией городского округа не приняты во внимание обстоятельства (отсутствие требуемого образования), препятствующие поступлению <ФИО>1 на муниципальную службу, что повлекло незаконное назначение ее на должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского ГО. Действия администрации Белоярского ГО по ее назначению на должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского ГО, относящуюся к категории главных должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе, являются незаконными. <ФИО>1 продолжает занимать должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского ГО при отсутствии требуемого к указанной должности образования. В результате незаконных действий администрации БГО федеральное, областное законодательство и обозначенные муниципальные правовые акты в указанной сфере применительно к <ФИО>1 не исполняются с <дата> до настоящего времени. Просит признать действия администрации Белоярского городского округа по назначению <ФИО>1 на должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа, относящуюся к категории главных должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе, незаконными; признать незаконным бездействие администрации Белоярского городского округа по устранению допущенных нарушений законодательства о муниципальной службе, связанных с незаконным пребыванием <ФИО>1 в должности начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа; обязать администрацию Белоярского городского округа устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе, выразившиеся в незаконном назначении <ФИО>1 на должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа (<данные изъяты>).

В ходе подготовки дела к рассмотрению прокурор исковые требования уточнил. В ходатайстве на имя суда просил считать заявленными следующие требования: признать действия администрации Белоярского городского округа по назначению <ФИО>1 на должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа, относящуюся к категории главных должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе, незаконными; обязать администрацию Белоярского городского округа устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе, выразившиеся в незаконном назначении <ФИО>1 на должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа путем перевода <ФИО>1 на должность в соответствии с квалификационными требованиями.

В судебном заседании старший помощник Белоярского межрайонного прокурора Мальцева А.В. уточненные исковые требования дополнила требованием о признании незаконным распоряжения главы администрации Белоярского городского округа от <дата> о назначении <ФИО>1 на должность начальника Косулинской сельской управы. Исковые требования поддержала.

Представитель главы Белоярского городского округа, администрации Белоярского городского округа Беляев О.В., действующий на основании доверенностей от <дата> <номер> и <номер>, с требованиями прокурора не согласился на основании письменного отзыва.

В отзыве на имя суда указал, что назначение <ФИО>1 на должность начальника управы произведено главой Белоярского городского округа согласно ст.29 Устава Белоярского городского округа в соответствии с предоставленными ему полномочиями на основании письменного распоряжения от <дата> <номер>. Действующее трудовое законодательство и законодательство о муниципальной службе не предусматривает возможность оспаривания актов о назначении граждан на соответствующие должности. Заявляя требование об обязании администрации городского округа устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе, связанных с незаконным пребыванием <ФИО>1 в должности начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа, прокурор фактически имеет в виду совершение действий по расторжению трудового договора с <ФИО>1 от <дата> <номер> (незаконность которого, в частности, не оспаривается) в связи с ее несоответствием квалификационным требованиям и увольнению <ФИО>1 с занимаемой должности или перевод ее на нижестоящую должность без ее согласия, что является нарушением трудового законодательства и трудовых прав Ястребовой И.Г. Основания для расторжения трудового договора с муниципальными служащими указаны в ст.19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Положения ст.19 указанного закона и иные нормы Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривают расторжение трудового договора в связи с несоответствием работника квалификационным требованиям, в том числе в судебном порядке. Кроме того, в настоящее время прокурор не вправе ссылаться в обоснование своих требований на нарушение администрацией БГО норм части 2 статьи 8 Закона Свердловской области № 136-ОЗ от 29.10.2007 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», устанавливающих квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы. 23.03.2011 вступил в силу Закон Свердловской области «О внесении изменений в закон Свердловской области «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» № 5-ОЗ от 09.03.2011, в соответствии с которым статья 8 вышеназванного Закона изложена в новой редакции. Кроме того, в Закон Свердловской области № 136-ОЗ от 29.10.2007 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» введена дополнительная статья 18-1 «Переходные положения», в соответствии с которой муниципальные служащие, поступившие на муниципальную службу до вступления в силу настоящего Закона и замещающие на день вступления в силу настоящего закона главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Свердловской области, не могут быть уволены с муниципальной службы, переведены на нижестоящие должности муниципальной службы в связи с их несоответствием квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, установленным настоящим законом. Поскольку <ФИО>1 назначена на должность муниципальной службы 08.12.2010, то есть до 23.03.2011, в силу ст.18-1 Закона Свердловской области № 136-ОЗ от 29.10.2007 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области № 5-ОЗ от <дата> она не может быть уволена с муниципальной службы или переведена на нижестоящую должность в связи с несоответствием квалификационным требованиям к уровню профессионального образования. В удовлетворении исковых требований прокурора просит отказать за необоснованностью (л.д.30-31).

3-е лицо <ФИО>1 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что имеет среднее специальное образование. До назначения на должность начальника Косулинской сельской управы она работала там же в должности заместителя начальника управы, в декабре 2009 прошла аттестацию на соответствие замещаемой должности. В настоящее время должность, которую она замещала ранее, сокращена, вместо нее введена должность специалиста, которая занята.

Выслушав в судебном заседании прокурора, представителя главы и администрации Белоярского городского округа, 3-е лицо, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В судебном заседании установлено, что <ФИО>1 работает начальником Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа, что подтверждается распоряжением и.о. главы администрации Белоярского городского округа <ФИО>2 от <дата> <номер> (<данные изъяты>

<дата> между администрацией Белоярского городского округа в лице главы городского округа и <ФИО>1 заключен трудовой договор <номер> (<данные изъяты>).

Согласно ст. 29 Устава Белоярского городского округа глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава. Глава городского округа, в числе прочих полномочий, назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации городского округа.

В соответствии со ст.22 Устава Белоярского городского округа, в структуру органов местного самоуправления муниципального образования входит администрация Белоярского городского округа как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Как следует из положений ст.31 Устава Белоярского городского округа, администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

С учетом вышеуказанных положений Устава Белоярского городского округа трудовой договор от 08.1.2.2010 заключен с <ФИО>1 уполномоченным на то лицом, при его подписании и.о. главы администрации Белоярского городского округа действовал в пределах своих полномочий.

Распоряжение главы Белоярского городского округа от <дата> о назначении <ФИО>1 на должность начальника сельской управы не противоречит законодательству, что не влечет его отмену. Трудовое законодательство и законодательство о муниципальной службе не предусматривает возможности оспаривания актов о назначении на соответствующие должности.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы подразделяются на на высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы.

На основании ч.1 ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ для замещения указанных должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Согласно ч.2 ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии с п.2 параграфа 3 Приложения <номер> к решению Думы Белоярского городского округа <номер> от <дата> «Об установлении перечня должностей муниципальной службы в Белоярском городском округе в соответствии с Законом Свердловской области от 14.06.2005 № 49-ОЗ» должность начальника управы администрации Белоярского городского округа относится к главным должностям <данные изъяты>).

Согласно п.2 Типового Положения о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденного Законом Свердловской области № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. Категории муниципальных служащих, не подлежащих аттестации, определяются федеральным законом.

Как установлено судом, <ФИО>1 не имеет высшего профессионального образования. До ее назначения на должность начальника Косулинской сельской управы она в той же управе замещала должность заместителя начальника управы, прошла аттестацию муниципального служащего на соответствие замещаемой должности в декабре 2009. Следующая аттестация должна проводиться в течение 3-х лет с момента ее назначения на должность.

На основании п.п.16-18 указанного выше Типового Положения, по результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:

- соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

- не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

В соответствии с п.6 ст.18 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

С учетом вышеуказанных положений законодательства суд приходит к выводу, что прокурор не правомочен ставить вопрос о признании муниципального служащего <ФИО>1 соответствующей замещаемой должности начальника сельской управы, поскольку это относится к компетенции аттестационной комиссии. Право на обжалование решения аттестационной комиссии имеет только сам муниципальный служащий.

Суд соглашается с мнением представителя ответчиков относительно того, что, заявляя требование о возложении на администрацию городского округа обязанности устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе, связанных с незаконным пребыванием <ФИО>1 в должности начальника Косулинской сельской управы в связи с ее несоответствием квалификационным требованиям, прокурор фактически имеет в виду совершение действий по расторжению с <ФИО>1 трудового договора от <дата> <номер>, незаконность которого прокурором в иске не оспаривается.

Перевод <ФИО>1 на нижестоящую должность без ее согласия, будет являться нарушением трудового законодательства и трудовых прав <ФИО>1

Основания для расторжения трудового договора с муниципальными служащими указаны в ст.19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Положения ст.19 указанного закона и иные нормы Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривают расторжение трудового договора в связи с несоответствием работника квалификационным требованиям, в том числе в судебном порядке.

Кроме того, в настоящее время прокурор необоснованно ссылается в обоснование своих требований на нарушение администрацией Белоярского городского округа норм части 2 статьи 8 Закона Свердловской области № 136-ОЗ от 29.10.2007 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», устанавливающих квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.

<дата> вступил в силу Закон Свердловской области «О внесении изменений в закон Свердловской области «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» № 5-ОЗ от 09.03.2011, в соответствии с которым статья 8 вышеназванного Закона изложена в новой редакции.

В Закон Свердловской области № 136-ОЗ от 29.10.2007 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» введена дополнительная статья 18-1 «Переходные положения», в соответствии с которой муниципальные служащие, поступившие на муниципальную службу до вступления в силу настоящего Закона и замещающие на день вступления в силу настоящего закона главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Свердловской области, не могут быть уволены с муниципальной службы, переведены на нижестоящие должности муниципальной службы в связи с их несоответствием квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, установленным настоящим законом.

Поскольку <ФИО>1 назначена на должность муниципальной службы <дата>, то есть до <дата>, в силу ст.18-1 Закона Свердловской области № 136-ОЗ от 29.10.2007 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области № 5-ОЗ от 09.03.2011 она не может быть уволена с муниципальной службы или переведена на нижестоящую должность в связи с несоответствием квалификационным требованиям к уровню профессионального образования.

С учетом вышеизложенного суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора следует отказать в полном объеме за необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст.254,257,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

     

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Белоярского межрайонного прокурора о признании незаконным распоряжения главы администрации Белоярского городского округа от <дата> о назначении <ФИО>1 на должность начальника Косулинской сельской управы; признании незаконными действий администрации Белоярского городского округа по назначению <ФИО>1 на должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа, относящуюся к категории главных должностей муниципальной службы Белоярского городского округа; возложении на администрацию Белоярского городского округа обязанности устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, выразившихся в незаконном назначении <ФИО>1 на должность начальника Косулинской сельской управы администрации Белоярского городского округа, относящуюся к категории главных должностей муниципальной службы Белоярского городского округа путем перевода <ФИО>1 на должность в соответствии с квалификационными требованиями, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:      Н.Л.Курбатова.

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2011 года.