Решение от 13.04.2011 г. по делу № 2-223/11



                                                 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

                                          Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 года          п.Белоярский.

Белоярский районный суд Свердловской области

в составе судьи Курбатовой Н.Л.,

при секретаре судебного заседания Драгановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белоярском районе Свердловской области к <ФИО>1 о взыскании ущерба,

                                                      У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белоярском районе Свердловской области обратилось Белоярский районный суд с иском к <ФИО>1 о взыскании ущерба. Просит взыскать с ответчика в доход Пенсионного фонда РФ ущерб в сумме 89 212 рублей 17 копеек и госпошлину в сумме 2 876 рублей 37 копеек.

В обосновании исковых требований истец указал, что <ФИО>1 <дата> года рождения, получала социальную пенсию по основанию «Дети до 18 лет (учащиеся до 23 лет) потерявшие обоих родителей или одинокую мать», так как обучалась по очной форме в образовательном учреждении и не работала.

В соответствие с п.3 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» в Российской Федерации право на социальную пенсию имеют: дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно - правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

<ФИО>1 представила справку об учебе из ГОУСПО «<данные изъяты>» <номер> от <дата> с указанием конечного срока обучения <дата>.

По запросу ГУ УПФ РФ в Белоярском районе поступила справка <номер> от <дата>, где указано, что Приказом <номер>-К от <дата> <ФИО>1 отчислена. В результате чего за период с <дата> по <дата> образовалась переплата пенсии в сумме 89 212 рублей 17 копеек.

В силу п.4 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» <ФИО>1 была обязана уведомить ГУ-УПФ РФ в Белоярском районе о досрочном окончании учебного заведения. Кроме того, в заявлении о назначении пенсии <ФИО>1 давала обязательство безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, что с ее стороны сделано не было.

В связи с тем, что <ФИО>1 получала пенсию незаконно, ею причинен ущерб Пенсионному фонду РФ в сумме 89 212 рублей 17 копеек.

В соответствии с п.2 ст.25 Закона <ФИО>1 как виновное лицо должна возместить ущерб ПФ РФ в связи с перерасходом средств на выплату ей пенсии.

Просит взыскать с <ФИО>1 в доход Пенсионного фонда РФ ущерб в сумме 89 212 рублей 17 копеек и возвратить госпошлину в сумме 2 876 рублей 37 копеек.

В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в Белоярском районе Свердловской области Курманова О.Н., действующая на основании доверенности от <дата>, исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик <ФИО>1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была надлежащим образом уведомлена судебной повесткой по месту жительства. Об уважительности неявки суд не известила, не просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Учитывая наличие данных об извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства, а также согласие представителя истца на рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства.

Выслушав в судебном заседании представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нетрудоспособными гражданами признаются: инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона, перечисленные лица имеют право на получение социальной пенсии.

Согласно данным решения <номер> и сведениям пенсионного дела, представленным истцом, выплата пенсии по случаю потери кормильца назначена <ФИО>1 с <дата>.

Заявление о назначении пенсии было подано <ФИО>1 в ГУ УПФ РФ по Белоярскому району <дата>, к заявлению приложена справка, подтверждающая, что <ФИО>1 проходит обучение по очной форме из ГОУСПО «<данные изъяты>» <номер> от <дата> с указанием конечного срока обучения <дата>., следовательно, она имела право на получение пенсии по потере кормильца на основании ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Таким образом, <ФИО>1 обратилась <дата> с заявлением о назначении пенсии, в котором указано, что она поставлена в известность о своем праве на получение пенсии после достижения 18 лет только при определенном условии, а именно при условии, что она проходит обучение по очной форме.

Об утрате права (об отчислении из учебного заведения) ответчица должна была уведомить ГУ УПФ РФ в Белоярском районе.

В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации, по достижении 18 лет у ответчицы возникло право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности.

Из этого следует, что по достижении совершеннолетия ответчица обязана знать не только свои права, но и надлежащим образом самостоятельно исполнять свои обязанности.

В соответствии с ч.4 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Таким образом, обязанность сообщить о прекращении права на получение пенсии по случаю потери кормильца закон возложил обязанность на получателя пенсии, что является обоснованным, поскольку он сразу узнает об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии.

Об отчислении из ГОУСПО «<данные изъяты>» ответчица узнала <дата>, но ГУ УПФ РФ в Белоярском районе об этом не сообщила, тем самым скрыла обстоятельство, которое влекло для нее утрату права на получение пенсии до исполнения ею 23 лет.

В соответствии с ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

Цена заявленного иска составила 89 212 рублей 17 копеек, следовательно, истцу надлежало уплатить госпошлину в размере 2 876 рублей 37 копеек. (89 212, 17 - 20 000 = 69 212, 17; 800 + 69 212, 17 *0,03 =2 876, 37).

Согласно платежного поручения <номер> от <дата>, истец понес расходы на указанную сумму, связанные с оплатой госпошлины при подаче иска в суд.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч.1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

Исковые требования ГУ УПФ РФ в Белоярском районе Свердловской области судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                          Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белоярском районе Свердловской области удовлетворить.

Взыскать с <ФИО>1 в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белоярском районе Свердловской области для зачисления на счет Пенсионного фонда Российской Федерации 89 212 рублей 17 копеек пенсии по случаю потери кормильца за период с <дата> по <дата>.

Взыскать с <ФИО>1 в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белоярском районе Свердловской области для зачисления на счет Пенсионного фонда Российской Федерации 2 876 рублей 37 копеек в возмещение расходов на оплату госпошлины.

Ответчик вправе подать в Белоярский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Белоярского районного суда                                                          Н.Л. Курбатова