Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 мая 2011 года п.Белоярский. Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Курбатовой Н.Л., с участием прокурора Дряхловой Ю.А., при секретаре судебного заседания Драгановой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Белоярского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа, Муниципальному унитарному предприятию «Белоярские тепловые сети» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства, У С Т А Н О В И Л: Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Белоярского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа, Муниципальному унитарному предприятию «Белоярские тепловые сети» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства. В обосновании исковых требований в заявлении указано, что в ходе прокурорской проверки, проведенной в <дата>, установлено, что сточные воды ОГУЗ <данные изъяты>» микрорайона <адрес> в результате неисправности канализационного коллектора изливаются на рельеф, откуда самотеком, без очистки и обеззараживания попадают в реку <данные изъяты>. Основной деятельностью ОГУЗ <данные изъяты>», расположенной на территории <адрес>, согласно п..2.1 Устава Учреждения, является своевременное обеспечение квалифицированной противотуберкулезной помощи населения Свердловской области на современном уровне с применением новейших достижений медицинской науки и техники. В составе ОГУЗ <данные изъяты>» в <адрес> имеется три стационарных отделения на 210 койко-мест. Согласно информации, предоставленной ОГУЗ <данные изъяты>», в больнице на лечении в круглосуточном стационаре находятся 60% пациентов с открытой формой туберкулеза, в том числе 30 койко-мест отведены для ВИЧ-инфицированных больных. На основании постановления Правительства Свердловской области от 02.06.2006 № 456 -ПП «О безвозмездной передаче государственного имущества Свердловской области в муниципальную собственность для решения вопросов местного значения», приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28.06.2006 № 2756, ОГУЗ <данные изъяты>» передало, а Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области приняло имущество, в том числе и сеть канализационного коллектора протяженностью 1006 м, инвентаризационный номер 1220006. В соответствии с актами приема-передачи от <дата>,<дата> Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области передало, а Белоярский городской округ принял имущество, в том числе и сети канализационного коллектора протяженностью 1006 м в <адрес>, безвозмездно в муниципальную собственность. Согласно договору <номер> от <дата> «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа передал МУП «Белоярские тепловые сети» имущество согласно перечню имущества, содержащему в Приложении <номер> к указанному договору. Согласно акту приема-передачи имущества КУМИ администрации Белоярского городского округа передает, а МУП «Белоярские тепловые сети» принимает имущество, в том числе и канализацию (<адрес> Согласно договору <номер> от <дата>, заключенного между ОГУЗ <данные изъяты>» и МУП «Белоярские тепловые сети», МУП «Белоярские тепловые сети» приняло на себя обязательство по оказанию услуг водоотведения из объектов, расположенных по адресу: <адрес>, <данные изъяты>». Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что услуги по водоотведению МУП «Белоярские тепловые сети» оказывает ненадлежащим образом. Так, на территории ОГУЗ <данные изъяты>» имеется канализационный коллектор, который на момент проведения проверки находился в аварийном состоянии, в результате чего сточные канализационные воды изливаются на рельеф местности, откуда без очистки и обеззараживания сбрасываются в реку <данные изъяты>. Согласно акту (схеме) разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности сторон, содержащемуся в Приложении <номер> к договору <номер>, а также протоколу разногласий к договору на оказание услуг по водоотведению, границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности считается внешняя стенка канализационного колодца. Колодец обслуживает Исполнитель (МУП «Белоярские тепловые сети»), канализационную трубу до колодца обслуживает персонал Абонента (ОГУЗ <данные изъяты>»). Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» «водоотведение» - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, помимо прочего, организация в границах городского округа электро,-тепло,-газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Как следует из ст.6 Устава Белоярского городского округа, утвержденного Решением районной Думы от <дата> <номер>, к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро,-тепло,-газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В статье 33 Устава указано, что к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится организация в границах городского округа электро,-тепло,-газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно договору <номер> от <дата> «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» эксплуатацию канализационных сетей, расположенных на территории ОГУЗ «<данные изъяты>» осуществляет МУП «Белоярские тепловые сети». Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: - обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства; - принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм. Согласно «Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации. МДК 3-02.2001» (утв.Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168) (далее Правила) канализационная сеть организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее сеть) должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования. В пункте 3.2.5 Правил указано, что Служба эксплуатации сети осуществляет, в том числе, проведение технических осмотров сети, выполнение текущих и капитальных ремонтов сети и ликвидацию аварий. Согласно п.3.2.6 Правил техническая эксплуатация сети включает: а) надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; б) устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; в) предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию; г) профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов. В соответствии с п.3.2.43 Правил авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и изливом их на территорию. Аварии подлежат внеочередному устранению. В пункте 3.2.44 Правил предусмотрено, что при возникновении аварии должны быть выполнены следующие срочные мероприятия: а) отведение поступающих сточных вод в обход поврежденного участка или сооружения, а при невозможности этого - отведение их через аварийный выпуск или водосточную канаву с уведомлением населения и местных органов Госсанэпиднадзора и управления использованием и охраной водного фонда; б) отключение поврежденного участка или сооружения; в) производство ремонтно-восстановительных работ с уведомлением диспетчерской службы. Работы по локализации и ликвидации аварийных ситуаций выполняются аварийными бригадами эксплуатирующей организации при необходимости с привлечением подрядных специализированных организаций. Вместе с тем, в нарушение ст.ст.131,433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор <номер> от <дата> «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» государственную регистрацию не прошел, соответственно в настоящее время законной силы не имеет. В соответствии с постановлением главы Белоярского городского округа от <дата> <номер> «Об утверждении Правил производства земляных работ по строительству и ремонту подземно-наземных сооружений на территории Белоярского городского округа» аварийные земляные работы - работы, обеспечивающие восстановление работоспособности систем инженерного обеспечения (электро,-тепло,-газо, водоснабжения и водоотведения, канализации, связи и др.) на территории муниципального образования при внезапно возникающих неисправностях. Проведение аварийных земляных работ осуществляется владельцами поврежденных коммуникаций немедленно после обнаружения аварии, с одновременным уведомлением телефонограммой уполномоченного органа о начале проведения таких работ. Ст.ст.55,56,60 Водного кодекса Российской Федерации, ст.ст.22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду природопользователям запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды. В соответствии со ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Из смысла ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что одними из принципов охраны окружающей среды являются: - соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - презумция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Сброс неочищенных и необеззараженных сточных вод в реку <данные изъяты> создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, может привести к иным экологически неблагоприятным последствиям, а также способствовать распространению инфекционных заболеваний. Бездействие ответчиков, выразившееся в неисполнение требований по ликвидации аварии и исключения сброса сточных вод без очистки в реку <данные изъяты>, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст.ст.20,42 Конституции Российской Федерации), а также права Российской Федерации, как собственника водного объекта, подвергающегося загрязнению в результате действий ответчиков. Исходя из требований ст.22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических и иных правоотношений. Возложение обязанности на предприятие и администрацию Белоярского городского округа о прекращении водоотведения может привести к иным, более тяжким последствиям. В связи с изложенным, учитывая нормативно закрепленную обязанность ответчиков содержать в надлежащем состоянии эксплуатируемые ими канализационные сети, в соответствии с положениями ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты нарушенных прав, избрано понуждение ответчика к исполнению обязанности в натуре. Просит признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения микрорайона <адрес> и организации ликвидации аварии на канализационном коллекторе, расположенном на территории ОГУЗ <данные изъяты>»; обязать Администрации Белоярского городского округа организовать ликвидацию аварии на канализационном коллекторе, расположенном на территории ОГУЗ «<данные изъяты>»; признать незаконным бездействие МУП «Белоярские тепловые сети» в части непринятия мер, направленных на ликвидацию аварии на канализационном коллекторе, расположенном на территории ОГУЗ «<данные изъяты>», <адрес>; обязать МУП «Белоярские тепловые сети», Администрацию Белоярского городского округа в срок до <дата> произвести ремонт канализационного коллектора, расположенного на территории ОГУЗ «<данные изъяты>», обеспечив осуществление водоотведения в соответствии с действующим законодательством и требованиями технических регламентов (л.д.2-7). В ходе подготовки дела к рассмотрению и.о. Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Милков И.Г. исковые требования уточнил. В заявлении на имя суда указал, что в соответствии с актами приема-передачи от <дата>, <дата> МУГИСО передало, а Белоярский городской округ принял имущество, в том числе и сети канализационного коллектора, расположенного на территории ОГУЗ «<данные изъяты>», протяженностью 1006 м, <адрес>, безвозмездно в муниципальную собственность. Согласно п.1.7 Положения «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа» Комитет по управлению муниципальным имуществом от имени Белоярского городского округа осуществляет полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Просит признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа, Муниципального унитарного предприятия «Белоярские тепловые сети», выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения микрорайона <адрес> и организации ликвидации аварии на канализационном коллекторе, расположенном на территории Свердловского областного государственного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>»; обязать Муниципальное унитарное предприятие «Белоярские тепловые сети» в срок до <дата> произвести ремонт канализационного коллектора, расположенного на территории Свердловского областного государственного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», обеспечив осуществление водоотведения в соответствии с действующим законодательством и требованиями технических регламентов; обязать Администрацию Белоярского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа в срок до <дата> организовать ремонт канализационного коллектора, расположенного на территории Свердловского областного государственного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», обеспечив осуществление водоотведения в соответствии с действующим законодательством и требованиями технических регламентов. В судебном заседании помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Дряхлова Ю.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, а также в заявлении об уточнении исковых требований, поддержала. Уточненные исковые требования просила удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчиков администрации Белоярского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа <ФИО>4, действующий на основании доверенностей от <дата> <номер> и от <дата> <номер>, с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что КУМИ и администрация Белоярского городского округа не являются надлежащими ответчиками по делу, и не могут устранить аварию на канализационном коллекторе. Организация водоотведения произведена, прокурор не представил доказательств неисправности коллектора. КУМИ является учредителем МУП «Белоярские тепловые сети», которое имеет возможность эксплуатировать коллектор. В соответствии с договором не КУМИ, а МУП обязано следить за состоянием коллектора, в соответствии с Уставом в его хозяйственную деятельность КУМИ вмешиваться не может. Согласно ст.7 Устава КУМИ лишь осуществляет контроль за деятельностью МУП. Канализационный коллектор является собственностью Белоярского городского округа и передан МУП «Белоярские тепловые сети» для эксплуатации весь, а не какая-то его часть. Инвентаризации коллектора не было. По договору его передачи МУП граница коллектора не была определена. Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия «Белоярские тепловые сети» <ФИО>5, действующий на основании доверенности от <дата> <номер>, с исковыми требованиями прокурора не согласился на основании письменных возражений, в котором директор МУП«Белоярские тепловые сети» <ФИО>6 указал следующее. МУП«Белоярские тепловые сети» осуществляет обслуживание канализационного коллектора только на границе от жилого фонда, переданного КУМИ администрации Белоярского ГО. Содержание и текущий ремонт муниципального имущества проводится только до границы в 1006 метров от жилого фонда на основании договора на праве хозяйственного ведения муниципального имущества, переданного <дата>. Жилой фонд санатория <данные изъяты> передан <дата> на основании договора обслуживания муниципального жилого фонда. В соответствии с этим МУП «Белоярские тепловые сети» не является эксплуатирующей организацией системы водоотведения, находящейся за территорией санатория <данные изъяты>. Границей балансовой принадлежности является смотровой колодец начала здания санатория <данные изъяты> так как при передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения переданный для эксплуатации участок составляет 1006 метров. Просит исковые требования прокурора в отношении МУП «Белоярские тепловые сети» оставить без удовлетворения. Представитель 3-го лица Свердловского областного государственного учреждения здравоохранения <данные изъяты> <ФИО>7, действующая на основании доверенности от <дата>, с икорвыми требованиями прокурора согласилась на основании доводов, изложенных в письменном отзыве. В отзыве на имя суда и.о. главного врача ОГУЗ <данные изъяты> <ФИО>8 указала, что в <дата> ОГУЗ <данные изъяты> всю сеть канализационного коллектора, которая была в оперативном управлении больницы, передало администрации городского округа «Белоярский район». В настоящее время в оперативном управлении ОГУЗ <данные изъяты> находятся очистные сооружения и ввод канализационного коллектора до первого колодца от данных очистных сооружений. С <дата> по <дата> ОГУЗ <данные изъяты> заключает договоры водоотведения с организациями, обслуживающими жилой поселок <адрес> С <дата> это были ООО «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», МУП «Белоярские тепловые сети». Все эти организации осуществляли услуги водоотведения населению жилого поселка по канализационному коллектору до очистных сооружений и также принимали стоки больницы. При этом ОГУЗ <данные изъяты> регулярно получало счета на оплату за оказание услуг водоотведения. МУП «Белоярские тепловые сети» выставило в адрес ОГУЗ <данные изъяты> акт <номер> от <дата>, а также счет-фактуру от <дата> за оказание услуг по водоотведению в количестве 5390,00 кв.м на сумму 63 665 руб.60 коп. Данный акт не был принят к оплате, так как услуга фактически не оказывалась, что подтверждается письмом <номер> от <дата>. Согласно проектной документации на канализацию 1953, строительство велось от очистных сооружений. На баланс больницы канализационный коллектор был принят той протяженностью, какой он был построен как объект капитального строительства, законченный строительством. Канализационный коллектор жилого поселка <адрес> и ОГУЗ <данные изъяты> был сдан в эксплуатацию и поставлен на баланс учреждения в <дата>. К <дата> на территории жилого поселка было построено только три дома (жилые дома <номер>), на генеральном плане эти дома обозначены цифрами <номер>. остальные дома жилого поселка построены после <дата>. При дальнейшем строительстве жилых домов протяженность канализационного коллектора увеличивалась, но он не выделялся как отдельный объект капитального строительства, поэтому на баланс как отдельный объект не ставился. В частности, жилой дом <номер> вообще никогда не был в оперативном управлении ОГУЗ <данные изъяты>, а был сдан <дата> как объект, законченный строительством. К нему также была проведена канализация, но документально протяженность канализационного коллектора жилого поселка не увеличилась. Этот факт доказывает то, что 1006 метров, которые были изъяты из оперативного управления ОГУЗ <данные изъяты> и переданы в муниципальную собственность, есть первоначальная протяженность канализационного коллектора, построенного в <дата> без учета протяженности до жилых домов, построенных позже. На основании графических материалов генерального плана <данные изъяты> больницы <данные изъяты> (лист1,2), разработанного в <дата>, выполнены промеры канализационного коллектора. Его длина на участке от первого канализационного колодца, расположенного у очистных сооружений до канализационных колодцев жилых домов <номер> жилого поселка <адрес> составила 916 м. При выполнении промеров длина канализационных выпусков из жилых домов <номер> и корпуса больницы не учитывалась (в соответствии со СНиП 2.04.01-85 канализационные выпуски относятся к внутренней канализации зданий). Представитель 3-го лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области <ФИО>9, действующий на основании доверенности от <дата> <номер>, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суду доверяет. Выслушав мнение прокурора, представителей ответчиков и 3-го лица, исследовав материалы дела, суд находит требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В судебном заседании установлено и подтверждается пояснениями представителей ответчиков, что сточные воды ОГУЗ <данные изъяты> микрорайона <адрес>, расположенного на территории <адрес>, в результате неисправности канализационного коллектора изливаются на рельеф, откуда самотеком, без очистки и обеззараживания попадают в реку <данные изъяты>. Данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в письмах главного врача СОТБ <данные изъяты> <ФИО>10 на имя начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, в г.Асбест, п.Рефтинский, Белоярском районе и р.п.В.Дуброво <ФИО>11 от <дата> (л.д.11), от <дата>. В письме от <дата> указано, что в связи с этим создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей (л.д.9). Из ответа начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, в г.Асбест, п.Рефтинский, Белоярском районе и р.п.В.Дуброво <ФИО>11 на имя главного врача СОТБ <данные изъяты> <ФИО>10 от <дата> следует, что в ходе проведения расследования по его письменному обращению ведомственной принадлежности неисправной системы хоз.бытовой канализации получено письмо главы администрации Белоярского городского округа, в котором неисправный коллектор признан «ничьим». В связи с невозможностью определения юридического лица, ответственного за излив канализационных сточных вод на территории СОТБ <данные изъяты>, все материалы направлены в Белоярскую межрайонную прокуратуру для проведения прокурорской проверки (л.д.10). Согласно п.2.1 Устава Учреждения, основной деятельностью ОГУЗ <данные изъяты> является своевременное обеспечение квалифицированной противотуберкулезной помощи населения Свердловской области на современном уровне с применением новейших достижений медицинской науки и техники (л.д.43-50). Согласно информации, предоставленной в прокуратуру ОГУЗ <данные изъяты>, в составе ОГУЗ <данные изъяты> в <адрес> имеется три стационарных отделения на 210 койко-мест. в больнице на лечении в круглосуточном стационаре находятся 60% пациентов с открытой формой туберкулеза, в том числе 30 койко-мест отведены для ВИЧ-инфицированных больных (л.д.12). На основании постановления Правительства Свердловской области от 02.06.2006 № 456 -ПП «О безвозмездной передаче государственного имущества Свердловской области в муниципальную собственность для решения вопросов местного значения», приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от <дата> <номер>, ОГУЗ <данные изъяты> передало, а Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области приняло имущество, в том числе и сеть канализационного коллектора протяженностью 1006 м, инвентаризационный номер <номер> (л.д.55-61). В соответствии с актами приема-передачи от <дата>,<дата> Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области передало, а Белоярский городской округ принял имущество, в том числе и сети канализационного коллектора протяженностью 1006 м в <адрес>, безвозмездно в муниципальную собственность (л.д.62-65). Как следует из приказа <номер> от <дата> Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, в связи с передачей в муниципальную собственность исключено из Реестра государственного казенного имущества Свердловской области имущество, указанное в приложении к настоящему приказу, в том числе канализация в <адрес> длиной 1006 м,<дата> года, инв.№ <номер>, переданная в МО Белоярский городской округ на основании акта приема-передачи от <дата>. Согласно договору <номер> от <дата> «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа передал МУП «Белоярские тепловые сети» имущество согласно перечню имущества, содержащему в Приложении <номер> к указанному договору (л.д.70-72). Из дополнительного соглашения от <дата> к договору <номер> от <дата> следует, что срок действия договора <номер> продлен до <дата>. В соответствии с актом приема-передачи имущества КУМИ администрации Белоярского городского округа передает, а МУП «Белоярские тепловые сети» принимает имущество, в том числе и канализацию <адрес> (л.д.30-32). На основании договора <номер> от <дата>, заключенного между ОГУЗ <данные изъяты> и МУП «Белоярские тепловые сети», МУП «Белоярские тепловые сети» приняло на себя обязательство по оказанию услуг водоотведения из объектов, расположенных по адресу: <адрес> (л.д.14-15). В <дата> МУП «Белоярские тепловые сети» выставило в адрес ОГУЗ <данные изъяты> акт <номер> от <дата>, а также счет-фактуру от <дата> за оказание услуг по водоотведению в количестве 5390,00 кв.м на сумму 63 665 руб.60 коп., что подтверждается документами, предоставленными суду 3-м лицом. Данный акт не был принят к оплате, так как услуга фактически не оказывалась, что подтверждается письмом <номер> от <дата> главного врача СОТБ <данные изъяты> в адрес руководителя МУП «Белоярские тепловые сети». Представитель ответчика МУПР «Белоярские тепловые сети <ФИО>5 в судебном заседании данный факт подтвердил. Как пояснила суду представитель 3-го лица ОГУЗ <данные изъяты> <ФИО>7, на баланс больницы канализационный коллектор был принят той протяженностью, какой был построен как объект капитального строительства. Канализационный коллектор жилого поселка <адрес> и ОГУЗ <данные изъяты> был сдан в эксплуатацию и поставлен на баланс учреждения в <дата>. К <дата> на территории жилого поселка было построено только три дома - жилые дома <номер> остальные дома жилого поселка построены после <дата>. При дальнейшем строительстве жилых домов протяженность канализационного коллектора увеличивалась, но он не выделялся как отдельный объект капитального строительства, поэтому на баланс как отдельный объект не ставился. Судом исследована проектная документация на канализацию <дата>, представленная представителем 3-го лица, пояснившей, что строительство канализационного коллектора велось от очистных сооружений, на генеральном плане три имевшихся на тот момент жилых дома обозначены цифрами <номер> Согласно акту (схеме) разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности сторон, содержащемуся в Приложении <номер> к договору <номер>, а также протоколу разногласий к договору на оказание услуг по водоотведению, границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности считается внешняя стенка канализационного колодца. Колодец обслуживает Исполнитель (МУП «Белоярские тепловые сети»), канализационную трубу до колодца обслуживает персонал Абонента (ОГУЗ <данные изъяты> (л.д.16,17). Судом исследована представленная представителем МУП «Белоярские тепловые сети» <ФИО>5 схема канализационного коллектора. Суд не соглашается с мнением представителя МУП «Белоярские тепловые сети» относительно того, что границей балансовой принадлежности является смотровой колодец начала здания санатория <данные изъяты> так как при передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения переданный для эксплуатации участок составлял длину 1006 метров, в связи с чем МУП «Белоярские тепловые сети» не является эксплуатирующей организацией системы водоотведения, находящейся за территорией санатория <данные изъяты> Данное утверждение опровергается исследованными судом документами, в соответствии с которыми в собственность Белоярского городского округа передан весь канализационный коллектор, а не его часть. Длина коллектора в размере 1006 метров указывается во всех документах по той причине, что его инвентаризация не проводилась, фактически же длина коллектора больше, чем была в 1958 году при его сдаче в эксплуатацию в связи со строительством других жилых домов в микрорайоне <адрес> Этот факт подтвердил в судебном заседании представитель администрации и КУМИ администрации Белоярского городского округа <ФИО>4, пояснивший, что в собственности городского округа находится весь канализационный коллектор. Он передан для эксплуатации МУП «Белоярские тепловые сети» полностью, а не частично. Граница балансовой принадлежности по договору передачи коллектора для эксплуатации МУП «Белоярские тепловые сети» не была определена, эту границу МУП определил сам. Суд приходит к выводу о том, что ответчик МУП «Белоярские тепловые сети», которому для эксплуатации в соответствии с договором передан канализационный коллектор, находящийся в собственности Белоярского городского округа и расположенный в микрорайоне <адрес> в силу обязанностей, возложенных на него законодательными актами и Уставом, обязан эксплуатировать данный коллектор на всем его протяжении, за исключением очистных сооружений и ввода канализационного коллектора до первого колодца от очистных сооружений, находящихся в оперативном управлении ОГУЗ <данные изъяты> В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» «водоотведение» - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, помимо прочего, организация в границах городского округа электро,-тепло,-газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Как следует из ст.6 Устава Белоярского городского округа, утвержденного Решением районной Думы от <дата> <номер>, к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро,-тепло,-газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В статье 33 Устава указано, что к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится организация в границах городского округа электро,-тепло,-газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. На основании договора <номер> от <дата> «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» эксплуатацию канализационных сетей, расположенных на территории ОГУЗ <данные изъяты>, осуществляет МУП «Белоярские тепловые сети». Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: - обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства; - принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм. В соответствии с п.п.1.1,1.2,1.3,2.1 Устава МУП «Белоярские тепловые сети», данное Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создано в результате учреждения в соответствии с постановлением главы Белоярского городского округа от <дата> <номер>. Учредителем Предприятия является Белоярский городской округ в лице уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа. Предприятие является юридическим лицом, создано в целях осуществления функций по оказанию коммунальных услуг населению, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на территории Белоярского городского округа (л.д.33-40). Согласно «Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации. МДК 3-02.2001» (утв.Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168) канализационная сеть организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее сеть) должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования. В пункте 3.2.5 Правил указано, что Служба эксплуатации сети осуществляет, в том числе, проведение технических осмотров сети, выполнение текущих и капитальных ремонтов сети и ликвидацию аварий. Согласно п.3.2.6 Правил техническая эксплуатация сети включает: а) надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; б) устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; в) предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию; г) профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов. В соответствии с п.3.2.43 вышеуказанных Правил авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и изливом их на территорию. Аварии подлежат внеочередному устранению. В пункте 3.2.44 Правил предусмотрено, что при возникновении аварии должны быть выполнены следующие срочные мероприятия: а) отведение поступающих сточных вод в обход поврежденного участка или сооружения, а при невозможности этого - отведение их через аварийный выпуск или водосточную канаву с уведомлением населения и местных органов Госсанэпиднадзора и управления использованием и охраной водного фонда; б) отключение поврежденного участка или сооружения; в) производство ремонтно-восстановительных работ с уведомлением диспетчерской службы. Работы по локализации и ликвидации аварийных ситуаций выполняются аварийными бригадами эксплуатирующей организации при необходимости с привлечением подрядных специализированных организаций. В соответствии с постановлением главы Белоярского городского округа от 12.09.2008 № 1433 «Об утверждении Правил производства земляных работ по строительству и ремонту подземно-наземных сооружений на территории Белоярского городского округа» аварийные земляные работы - работы, обеспечивающие восстановление работоспособности систем инженерного обеспечения (электро,-тепло,-газо, водоснабжения и водоотведения, канализации, связи и др.) на территории муниципального образования при внезапно возникающих неисправностях. Проведение аварийных земляных работ осуществляется владельцами поврежденных коммуникаций немедленно после обнаружения аварии, с одновременным уведомлением телефонограммой уполномоченного органа о начале проведения таких работ. Согласно п.1.7 Положения «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа» Комитет по управлению муниципальным имуществом от имени Белоярского городского округа осуществляет полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. На основании ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. В силу ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды. В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что принципами охраны окружающей среды, в числе прочих, являются следующие: - соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - презумция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В соответствии с положениями ст.ст.55,56,60 Водного кодекса Российской Федерации, ст.ст.22,23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду природопользователям запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Таким образом, сброс неочищенных и необеззараженных сточных вод в реку <данные изъяты> создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, может привести к иным экологически неблагоприятным последствиям, а также способствовать распространению инфекционных заболеваний. Бездействие ответчиков, выразившееся в неисполнение требований по ликвидации аварии и исключения сброса сточных вод без очистки в реку <данные изъяты>, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, предусмотренные ст.ст.20,42 Конституции Российской Федерации, а также права Российской Федерации как собственника водного объекта, подвергающегося загрязнению в результате бездействия ответчиков. Руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа, Муниципального унитарного предприятия «Белоярские тепловые сети», выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения микрорайона <адрес> и организации ликвидации аварии на канализационном коллекторе, расположенном на территории Свердловского областного государственного учреждения здравоохранения <данные изъяты> Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Белоярские тепловые сети» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт канализационного коллектора, расположенного на территории Свердловского областного государственного учреждения здравоохранения <данные изъяты>, обеспечив осуществление водоотведения в соответствии с действующим законодательством и требованиями технических регламентов. Обязать Администрацию Белоярского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонт канализационного коллектора, расположенного на территории Свердловского областного государственного учреждения здравоохранения <данные изъяты>, обеспечив осуществление водоотведения в соответствии с действующим законодательством и требованиями технических регламентов. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Н.Л. Курбатова. Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2011 года.