Решение от 19.07.2011 года по делу № 2-454/11



                                                                                                            

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года Белоярский районный суд Свердловской области

в составе судьи Курбатовой Н.Л.

при секретаре Драгановой М.А.,

с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Мальцевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 4 «Светлячок», администрации Белоярского городского округа, Управлению образования Белоярского городского округа о признании действий по осуществлению медицинской деятельности незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указал, что Белоярской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях Белоярского городского округа. Проведенной проверкой установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно требований ч. 4 ст. 51 вышеуказанного Закона, медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Как следует из п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, медицинское обслуживание детей в дошкольном      образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения. В письме Минобрнауки России от 22.04.2009 № 03-768 «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях» указано, что органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, праве принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях, и, в частности о том, что штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждений здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ. В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от <дата> «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной скорой медицинской помощи и подлежит лицензированию. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства медицинское обслуживание в ДОУ обеспечивается либо здравоохранения, либо штатными сотрудниками детского сада и наличии соответствующей лицензии. В ходе проверки, проведенной Белоярской межрайонной прокуратурой, установлено, что муниципальным      дошкольным образовательным учреждением детский сад № 4 «Светлячок» допускаются нарушения законодательства об образовании. Согласно штатного расписания детского сада на 2010-2011 годы, утвержденного приказом заведующей МДОУ и согласованного Управлением образования Администрации Белоярского городского округа в МДОУ должность старшей медицинской сестры - 1 штатная единица, в должностные обязанности которой в соответствии с должностной, входит оказание первой, необходимой помощи детям в случае заболевания или травмы, осуществление контроля за физическим детей, состоянием их здоровья, то есть оказание доврачебной медицинской помощи. В силу вышеуказанных норм законодательства, МДОУ Детский сад № 4 «Светлячок» обязано либо предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников органов здравоохранения либо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что медицинское обслуживание работников и воспитанников детского сада обеспечивается не органами здравоохранения, а МДОУ Детский сад № 4 «Светлячок» посредством осуществления медицинской деятельности работником, состоящим в штате учреждения, в отсутствие соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности. Как следует из п. 1.4 Устава МДОУ, учредителем детского сада является Управление образования администрации Белоярского городского округа, являющиеся отраслевым подразделением Администрации Белоярского городского округа. В соответствии с ст. 33 Устава Белоярского городского округа, к полномочиям Управления образования администрации Белоярского городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Свердловской области. Согласно п. 16 ст. 33 Устава Белоярского городского округа к полномочиям администрации относится организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В силу ст. 8 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области
охраны здоровья граждан относятся в частности, формирование органов,
уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой
здравоохранения, развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности. В соответствии со ст. 13 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинское, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Таким образом, администрация Белоярского городского округа выполняет функции органа, уполномоченного на осуществление управленияв сфере здравоохранения. Осуществление медицинского обслуживания в нарушение установленных норм законодательства лишает воспитанников и работников детского сада гарантий охраны и укрепления их здоровья, возможности своевременного оказания им доврачебной медицинской помощи медицинским персоналом, вследствие чего нарушаются основные конституционные права воспитанников на охрану здоровья и надлежащую медицинскую помощь. Просили признать незаконными действия муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Светлячок» по осуществлению медицинской деятельности. Обязать администрацию Белоярского городского округа в срок до <дата> решить вопрос     о     взаимодействии     органов здравоохранения и органов управления образованием в организации
медицинского обслуживания детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 4 «Светлячок».

Определением Белоярского районного суда от <дата> производство по делу по иску в части обязания администрации Белоярского городского округа в срок до <дата> решить вопрос     о     взаимодействии     органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медицинского обслуживания детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 4 «Светлячок» прекращено в связи с отказом Белоярского межрайонного прокурора от иска в данной части.

Помощник Белоярского межрайонного прокурора Мальцева А.В. в судебном заседании иск поддержала. Просила признать незаконными действия муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Светлячок» по осуществлению медицинской деятельности.

Представитель ответчика Администрации Белоярского ГО Беляев О.В., действующий на основании доверенности <номер> от <дата> в судебное заседание не явился, в суд направил заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствии. С исковыми требованиями прокурора согласен. Суду доверяет.

Представитель ответчика МДОУ детский сад № 4 «Светлячок» заведующая Шунина Л.М., действующая на основании Устава от <дата> в судебном заседании с исковыми требованиями Белоярского межрайонного прокурора согласилась.

Представитель ответчика Управления образования Администрации Белоярского ГО Корепанова М.В., действующая на основании доверенности <номер> от <дата> в судебном заседании с исковыми требованиями Белоярского межрайонного прокурора согласилась.

3-е лицо МУЗ «Белоярская ЦРБ» своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о причинах неявки суд не известило. О времени и месте судебного разбирательства 3-е лицо извещено надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1.1 Устава, утвержденного <дата> Управлением образования Администрации Белоярского городского округа МДОУ детский сад № 4 «Светлячок» осуществляет образовательный процесс и является дошкольным образовательным учреждением.

Согласно представленным приказам о трудоустройстве и штатному расписанию, МДОУ детский сад № 4 «Светлячок» имеет медицинский персонал в количестве старшей медицинской сестры.

Из должностной инструкции старшей медсестры МДОУ детский сад № 4 «Светлячок» усматривается, что она осуществляет проведение лечебно-профилактической работы в детском саду; осмотр детей при приеме в ДОУ, планирует вакцинацию детей, готовит детей к врачебному осмотру, участвует в этом осмотре; оказывает доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы; осуществляет контроль за организацией питания детей дошкольного возраста, составляет меню; осуществляет контроль за санитарным состояние пищеблока, закладкой продуктов, правильной кулинарной обработкой пищи, выходом блюд и их вкусовыми качествами; контролирует проведение закаливающих мероприятий; готовит заявки на приобретение медикаментов, оборудования и дезинфицирующих средств.

В силу нормы ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с нормой ст.15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательством предусмотрен порядок лицензирования медицинской деятельности, который утвержден постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности, в соответствии с п.4 которого медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в которую входит и первичная медико-санитарная помощь), стационарной, и другой медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

В перечень работ при осуществлении медицинской деятельности к указанному выше Положению о лицензировании включаются работы (услуги) по лечебной физкультуре, медицинским осмотрам, сестринскому делу в педиатрии.

В соответствии с п. 8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" амбулаторно-поликлиническая помощь включает:

- оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости.

В силу нормы ст.38"Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 28.09.2010)) первичная медико-санитарная помощь может осуществляться и средним медицинским персоналом.

Таким образом, на основании анализа выше названных норм, регулирующих оказание медицинской деятельности, и должностных обязанностей, указанных в инструкциях старшей медсестры, медсестры физиопроцедур, суд приходит к выводу, что МДОУ Детский сад № 4 «Светлячок» осуществляет доврачебную, первичную медико-санитарную помощь воспитанникам детского сада, которая подлежит лицензированию в соответствии с законодательством.

О фактическом оказании перечисленных в должностных обязанностях медицинских услуг свидетельствует и справка <номер> от <дата> о том, что МДОУ детский сад № 4 «Светлячок», имеет медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета нет. Вакцинация детей проходит в амбулатории на основании соглашения с МУЗ «Белоярская центральная районная больница».

Как установлено в судебном заседании, МДОУ детский сад № 4 «Светлячок» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Действительно, МДОУ детский сад № 4 «Светлячок» имеет действующую до <дата> лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая была получена в период действия нормы ст.33 Федерального закона «Об образовании», в соответствии с которой лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Вместе с этим, заключение экспертизы при лицензировании образовательной деятельности не касается вопросов и объема оказания медицинских услуг, которые также подлежат лицензированию.

При этом суд исходит из того, что согласно приложению к лицензии и санитарно-эпидемиологическому заключению, при лицензировании оценивалось соблюдение охраны здоровья воспитанников и сотрудник ДОУ с точки зрения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии же с нормой ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 22.04.2011) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях, в том числе и предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

При лицензировании медицинской деятельности осуществляется проверка оказываемых юридическими и физическими лицами видов услуг, подлежащих лицензированию, требованиям законодательства в определенной сфере деятельности, оценивается помещение, в котором оказывается медицинская деятельность, профессиональный уровень сотрудников, оказывающих медицинские услуги, наличии необходимой медицинской техники и т.п., что следует из Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30.

При этом лицензия четко определяет виды медицинских услуг (работ) и место их оказания, что в последующем служит основанием для осуществления контроля за оказываемой деятельностью.

Также кроме органа исполнительной власти субъекта РФ, наделенного правами по выдаче лицензий, иной орган или физическое лицо не вправе давать оценку на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным законодательством правилам.

Поэтому соблюдение всех необходимых правил, установленных лицензированием медицинской деятельности и являются гарантом соблюдения права воспитанников ДОУ на охрану здоровья.

В связи с изложенным, суд считает, что МДОУ детский сад № 4 «Светлячок» фактически осуществляет медицинскую деятельность без наличия соответствующей лицензии.

С учетом изложенного, суд полагает возможным в рамках заявленных прокурором исковых требований, удовлетворить требования прокурора и признании незаконной деятельности МДОУ детский сад № 4 «Светлячок» по оказанию медицинских услуг, поскольку ответчик не имеет соответствующей лицензии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Светлячок» по осуществлению медицинской деятельности без лицензии.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                                        Н.Л. Курбатова

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2011 года.