Решение от 13.07.2011 года по делу № 2-412/11



         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года        п.Белоярский.

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,

с участием старшего помощника Белоярского межрайонного прокурора Рахматуллиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Драгановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Верхнее Дуброво об обязании устранить нарушения лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор обратился в Белоярский районный суд с вышеуказанным иском.

В обоснование исковых требований указал следующее.

Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере лесопользования на территории городского округа Верхнее Дуброво, в ходе которой установлено следующее. Согласно информации от <дата>, представленной администрацией городского округа Верхнее Дуброво площадь земельных участков, занятых городскими лесами городского округа Верхнее Дуброво составляет 34, 36 га. <дата> в государственный реестр недвижимости внесена запись о земельном участке с кадастровым номером <номер> площадью 100644+/-222 м, расположенном на территории р.п. Верхнее Дуброво Свердловской области с разрешенным использованием под городские леса. <дата> в государственный реестр недвижимости внесена запись о земельном участке с кадастровым номером <номер> площадью 245822+/-347 м, расположенном на территории р.п. Верхнее Дуброво Свердловской области с разрешенным использованием под городские леса. До настоящего времени право собственности на лесные участки, расположенные на территории городского округа Верхнее Дуброво, не оформлено. Лесохозяйственный регламент городского лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден. В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ, городские леса относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. Одним из основных принципов области лесных отношений, закрепленных п.п. 1, 2 и 6 Лесного кодекса Российской Федерации, является устойчивое управление лесами. Обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Статьями 19, 81, 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких участков. На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 25 ст. 16ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов. Статьями 23, 87, 92 и 93 Лесного кодекса РФ определено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые создаются на территории поселений, на которых расположены городские леса. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и служит основой для осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (ст. 87 ЛК РФ). Состав лесохозяйственных регламентов утвержден Приказом МПР России от 19.04.2007 N106. Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч.4 ст.23 ЛК РФ). В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Помимо этого, на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Вышеуказанный реестр ведется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 91 ЛК РФ). Положение о ведении государственного лесного реестра утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 N 318. В силу ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ). Уклонение администрации городского округа Верхнее Дуброво от выполнения предусмотренных Лесным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей ГО Верхнее Дуброво и других граждан на благоприятную окружающую природную среду. Просит признать незаконными действия Администрации городского округа Верхнее Дуброво по неисполнению требований лесного законодательства; обязать Администрацию городского округа Верхнее Дуброво оформить права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 66:66:0000000:85, площадью 245822±347 кв.м, 66:66:0101031:151 площадью 100644±222кв.м, на которых расположены городские леса городского округа верхнее Дуброво; организовать муниципальный лесной контроль и надзора в отношении городских лесов; утвердить в установленном законом порядке Лесохозяйственного регламента городских лесов городского округа верхнее Дуброво; осуществлять ведение государственного лесного реестра, в пределах предоставленных полномочий.

Старший помощник Белоярского межрайонного прокурора Рахматуллина Е.С. в судебном заседании отказалась от требования о возложении на ответчика обязанности по оформлению права собственности на земельные участка, на которых расположены городские леса ГО Верхнее Дуброво, в связи с добровольным исполнением данного требования ответчиком. В остальной части исковые требования поддержала.

Ответчик Администрация городского округа Верхнее Дуброво своего представителя в судебное заседание не направила, в заявлении на имя суда глава городского округа <ФИО>1. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации городского округа, суду доверяет. В отзыве на имя суда указано, что ответчик исковые требования прокурора признает.

Выслушав в судебном заседании прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 100644±222кв.м., отнесенный к категории городских лесов находится на территории р.п. Верхнее Дуброво Белоярского района Свердловской области. Кадастровым паспортом земельного участка подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 245822±347 кв.м., отнесенный к категории городских лесов, находится на территории р.п. Верхнее Дуброво Белоярского района Свердловской области. Сведения о правообладателях на данные земельные участки отсутствуют.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Приказа от 20 марта 2008 г. № 84 Федерального агентства лесного хозяйства леса, расположенные на землях городских поселений, отнесены к городским лесам и признаются защитными лесами.

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного Кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 84 Лесного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.

До настоящего времени право собственности на лесные участки, расположенные на территории городского округа Верхнее Дуброво, не оформлено.

Лесохозяйственный регламент городского лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден.

В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ, городские леса относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов.

Одним из основных принципов области лесных отношений, закрепленных п.п. 1, 2 и 6 Лесного кодекса Российской Федерации, является устойчивое управление лесами. Обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Статьями 19, 81, 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких участков. На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 25 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов.

Статьями 23, 87, 92 и 93 Лесного кодекса РФ определено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые создаются на территории поселений, на которых расположены городские леса. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и служит основой для осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (ст. 87 ЛК РФ). Состав лесохозяйственных регламентов утвержден Приказом МПР России от 19.04.2007 N106.

Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч.4 ст.23 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Помимо этого, на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Вышеуказанный реестр ведется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 91 ЛК РФ). Положение о ведении государственного лесного реестра утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 N 318.

В силу ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ). Уклонение администрации городского округа Верхнее Дуброво от выполнения предусмотренных Лесным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей ГО Верхнее Дуброво и других граждан на благоприятную окружающую природную среду.

В связи с изложенным, исковые требования Белоярского межрайонного прокурора о признании незаконными действий Администрации городского округа верхнее Дуброво по неисполнению требований лесного законодательства, о возложении на Администрацию обязанностей по организации муниципального лесного контроля и надзора в отношении городских лесов; по утверждению в установленном законом порядке Лесохозяйственного регламента городских лесов городского округа верхнее Дуброво; по осуществлению ведения государственного лесного реестра, в пределах предоставленных полномочий, подлежат удовлетворению.

При предъявлении исковых требований Белоярским межрайонным прокурором не указывается срок, в течение которого ответчик должен выполнить заявленные требования. Во исполнение требований ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что заявленные требования могут быть исполнены только ответчиком, суд считает, что трех месяцев для выполнения требований федерального законодательства ответчику достаточно.

Суд также считает необходимым разъяснить ответчику, что в случае, если он по уважительным причинам, от него не зависящим, не сможет исполнить решение суда, он вправе в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации городского округа Верхнее Дуброво по неисполнению требований лесного законодательства.

Обязать Администрацию городского округа Верхнее Дуброво организовать муниципальный лесной контроль и надзора в отношении городских лесов в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию городского округа Верхнее Дуброво утвердить в установленном законом порядке Лесохозяйственного регламента городских лесов городского округа верхнее Дуброво в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию городского округа Верхнее Дуброво осуществлять ведение государственного лесного реестра, в пределах предоставленных полномочий.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:      Н.Л.Курбатова.