Решение от 03.11.2011 года по делу № 2-806/11



        

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

03 ноября 2011 года          п.Белоярский.

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,

при секретаре судебного заседания Драгановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Базалевой <данные изъяты> о признании незаконными действий Главного управления МВД России по Свердловской области по отказу в выдаче справки о реабилитации от политических репрессий, возложении на Главное управление МВД России по Свердловской области обязанности выдать справку о реабилитации,

     У С Т А Н О В И Л:

Базалева А.А. обратилась в Белоярский районный суд с заявлением о признании незаконными действий Главного управления МВД России по Свердловской области по отказу в выдаче справки о реабилитации от политических репрессий, возложении на Главное управление МВД России по Свердловской области обязанности выдать справку о реабилитации.

В обоснование заявленных требований указала, что Главным управлением МВД России по Свердловской области <дата> вынесено заключение <номер> о реабилитации ее матери <ФИО>1, <дата> года рождения. Ей (заявителю) выдано разъяснение <номер> от <дата>, которым в реабилитации отказано. Она с этим не согласна, так как решением Аккайынского районного суда <адрес> от <дата> был установлен факт ее совместного проживания с матерью во время репрессии со дня ее рождения <дата> до снятия матери с учета, то есть по февраль 1956. Полагает, что на этом основании она должна быть автоматически реабилитирована. Поскольку факт совместного проживания ее с матерью <ФИО>1 установлен решением суда, действия ГУ МВД России по Свердловской области, отказавшего в выдаче справки о реабилитации, являются неправомерными.

В судебном заседании заявитель Базалева А.А. заявленные требования поддержала на основании доводов заявления.

Представитель заинтересованного лица Главного управления МВД России по Свердловской области Чиркова Е.Л., действующая на основании доверенности от <дата> <номер>, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с требованиями заявителя не согласилась.

В письменном отзыве на имя суда указала, что из представленных заявительницей документов следует, что ее мать <ФИО>1 подверглась репрессии по политическим мотивам в виде нахождения на спецпоселении до 1956 года на территории Казахской ССР. <ФИО>1 реабилитирована прокуратурой <адрес> на основании ст. 2 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, производится в том случае, если принятые в отношении их уполномоченными на то органами государств - бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству Российской Федерации. В октябре 2011 г. ГУ МВД России по Свердловской области вынесено заключение о соответствии справки о реабилитации Золойко Ю.И., выданной Прокуратурой Республики Казахстан, Российскому законодательству, так как нахождение на спецпоселении по политическим мотивам Российским Законом также признается политической репрессией (ст. 1). Порядок вынесения таких заключений предусмотрен Инструкцией о порядке исполнения органами внутренних дел Российской Федерации Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденной приказом МВД РФ от 17.10.2005 № 834. В октябре 2011 г. Базалева Л.А. обратилась в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о выдаче справки о ее личной реабилитации, предоставив решение Аккайынского районного суда Республики Казахстан об установлении факта нахождения заявительницы на спецпоселении вместе с матерью <ФИО>1 ГУ МВД России по Свердловской области не оспаривает факт нахождения Базалевой Л.А. на спецпоселении с момента рождения до 1956 года вместе с репрессированной матерью на территории Казахской ССР. Однако Закон РФ от 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» не предусматривает возможности реабилитации лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации. Так, в преамбуле Закона написано, что целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. В статье 2 указано, что настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года. Часть третья статьи 2 Закона распространяется на лиц - Советских граждан, которые после Великой Отечественной войны находились на территории Европы вследствие угона фашистами с оккупированной территории СССР. Некоторые такие граждане по политическим мотивам (например, принадлежность к немецкой национальности), были высланы в восточные части СССР на спецпоселения. Решения о направлении на спецпоселения этой категории лиц принимались органами СССР, действовавшими за пределами страны. Согласно п. 5 Приказа МВД РФ от 17.10.2005 № 834, неоднократным разъяснениям Главного информационно-аналитического центра МВД России, заявления граждан о выдаче справок о реабилитации рассматриваются по месту принятия решения о применении репрессии. В августе 2006 года на Всероссийском семинар - совещании руководителей ИЦ МВД, ГУВД субъектов Российской Федерации по теме: «Проблемные вопросы исполнения Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» в Новочеркасске было указано, что на сегодняшний день остается не решенным такой важный вопрос как реабилитация российских граждан, репрессированных на территории бывших союзных республик СССР. В большинстве государств - бывших союзных республик приняты законодательные и нормативные акты о реабилитации, однако, круг лиц, подлежащих реабилитации существенно отличается от законодательства Российской Федерации. Это лишает часть российских граждан возможности быть реабилитированными и пользоваться льготами. Органы внутренних дел Российской Федерации не имеют законных оснований для реабилитации граждан, репрессированных на территориях государств - бывших республик СССР. Выходом из этой ситуации могло бы стать заключение соответствующих межгосударственных договоров или внесение изменений в Закон. Предложения МВД России о внесении изменений в Закон находятся на рассмотрении в Государственной Думе. В настоящее время изменений не внесено. Принимая решение об отказе в выдаче справки о реабилитации Базалевой Л.А., заинтересованное лицо действовало на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и ведомственной инструкции о порядке его применения.

Выслушав в судебном заседании заявителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Заявитель Базалева А.А. является дочерью <ФИО>1, что подтверждается копиями свидетельства о рождении и свидетельства о заключении брака, представленными суду.

<ФИО>1 подверглась репрессии по политическим мотивам в виде нахождения на спецпоселении до 1956 года на территории Казахской ССР.

В соответствии с решением Аккайынского районного суда <адрес> от <дата> установлен факт совместного проживания заявителя Базалевой А.А. с матерью <ФИО>1 во время репрессии со дня рождения заявителя - <дата> - до снятия <ФИО>1 с учета, то есть по февраль 1956.

<ФИО>1 была реабилитирована прокуратурой <адрес> на основании ст. 2 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».

На основании ст. 12 Закона Российской Федерации от 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, производится в том случае, если принятые в отношении их уполномоченными на то органами государств - бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству Российской Федерации.

В октябре 2011 г. ГУ МВД России по Свердловской области вынесено заключение о соответствии справки о реабилитации <ФИО>1, выданной Прокуратурой Республики Казахстан, Российскому законодательству, так как нахождение на спецпоселении по политическим мотивам в соответствии с положениями ст.1 Закона Российской Федерации от 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» признается политической репрессией.

Порядок вынесения таких заключений предусмотрен Инструкцией о порядке исполнения органами внутренних дел Российской Федерации Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержденной приказом МВД РФ от 17.10.2005 № 834.

В октябре 2011 г. Базалева Л.А. обратилась в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о выдаче справки о ее личной реабилитации. При этом ею было предоставлено решение Аккайынского районного суда Республики Казахстан об установлении факта нахождения на спецпоселении вместе с матерью <ФИО>1

Базалевой А.А. заинтересованным лицом выдано разъяснение <номер> от <дата>, которым в реабилитации отказано.

Суд соглашается с доводами, изложенными в письменном отзыве ГУ МВД России по Свердловской области, согласно которых Закон Российской Федерации от 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» не предусматривает возможности реабилитации лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации.

Так, в преамбуле Закона указано, что целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

В соответствии с требованиями ст. 2 Закона, настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Положения части третьей статьи 2 Закона распространяются на лиц - советских граждан, которые после Великой Отечественной войны находились на территории Европы вследствие угона фашистами с оккупированной территории СССР.

Решения о направлении на спецпоселения этой категории лиц принимались органами СССР, действовавшими за пределами страны.

На основании п. 5 Приказа МВД РФ от 17.10.2005 № 834, разъяснений Главного информационно-аналитического центра МВД России, заявления граждан о выдаче справок о реабилитации рассматриваются по месту принятия решения о применении репрессии.

В настоящее время органы внутренних дел Российской Федерации не имеют законных оснований для реабилитации граждан, репрессированных на территориях государств - бывших республик СССР.

Суд приходит к выводу, что при принятии решения об отказе в выдаче справки о реабилитации Базалевой Л.А., заинтересованное лицо действовало на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и ведомственной инструкции о порядке его применения.

В удовлетворении требований Базалевой А.А. следует отказать за необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст.256, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Базалевой <данные изъяты> о признании незаконными действий Главного управления МВД России по Свердловской области по отказу в выдаче справки о реабилитации от политических репрессий, возложении на Главное управление МВД России по Свердловской области обязанности выдать справку о реабилитации, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:        Н.Л.Курбатова.

Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2011 года.