Решение от 22.09.2011 года по делу № 2-621/11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации22 сентября 2011 года р.п. Белоярский Белоярский районный суд Свердловской области в составе:председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,при секретаре Шевцовой О.С., с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Нисковских Е.Н.,рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах Белоярского городского округа к главе Белоярского городского округа об обязании разработать и утвердить программу энергосбережения и энергетической эффективности Белоярского городского округа,У С Т А Н О В И Л :Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации с иском в интересах Белоярского ГО к главе Белоярского ГО об обязании разработать и утвердить программу энергосбережения и энергетической эффективности Белоярского ГО, в обоснование которого указал, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с ч. 8.2. с. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилой фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 5 Областного закона от 25.12.2009года № 117-ОЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области» органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатывают и реализуют муниципальные программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и осуществляют контроль за их реализацией. Как установлено в ходе проверки, программа энергосбережения и энергетической эффективности в Белоярском городском округе в настоящее время не разработана и в установленном порядке не утверждена, отсутствует. Отсутствие разработанной и утвержденной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленной на эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов, не позволяет обеспечить экономию средств бюджета Белоярского городского округа. Просит обязать главу Белоярского городского округа принять меры к разработке и утверждению программы энергосбережения и энергетической эффективности Белоярского городского округа. В судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Нисковских Е.Н. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.Представитель ответчика - главы Белоярского городского округа в судебное заседание не явился. Ответчик был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, однако ходатайство об отложении судебного разбирательства в суд не направил, о причине неявки своего представителя не уведомил. Согласно отзыву представителя главы Белоярского ГО Беляева О.В., действующего на основании доверенности от <дата> <номер>, исковые требования не признают. Полагают, что к полномочиям главы Белоярского ГО относится организация разработки муниципальных программ. Утверждение муниципальных программ отнесено Уставом Белоярского ГО к компетенции представительного органа местного самоуправления - Думы Белоярского ГО. Кроме того, прокурором не представлены доказательства того, что разработка программ энергосбережения позволит уменьшить расходы муниципального бюджета. Разработка муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.С учетом мнения представителя истица суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.Заслушав помощника Белоярского межрайонного прокурора Нисковских Е.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.Согласно ч. 8.2. с. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилой фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Областного закона от 25.12.2009года № 117-ОЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области» органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатывают и реализуют муниципальные программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и осуществляют контроль за их реализацией.Согласно ст. 29 Устава Белоярского городского округа, глава Белоярского ГО организует работу по разработке проекта местного бюджета, проектов программ и планов социально-экономического развития ГО и представляет на утверждение Думе ГО проекты планов и программ социально-экономического развития ГО.Таким образом, обязанность ответчика по разработке и утверждению программы энергоснабжения и энергетической эффективности Белоярского ГО предусмотрена Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Областным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области».Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340 утверждены Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. В соответствии с п. 10 указанных Правил при описании обязательных мероприятий указывается на необходимость определения регулируемой организацией ожидаемого экономического и технологического эффекта от их реализации, ожидаемых сроков их окупаемости, а также устанавливаются принципы определения регулируемой организацией экономического и технологического эффекта от реализации таких мероприятий и сроков их окупаемости.Постановлением И.о. главы Белоярского ГО № 1184 от 02.06.2011года «Об итогах отопительного сезона 2010-2011года и подготовке жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения, коммунального и энергетического комплексов в Белоярском ГО к работе в осеннее- зимний период 2011-2012года», на заместителя главы администрации Белоярского ГО по производству <ФИО>1 возложена обязанность организовать проведение энергетических обследований муниципального жилищного фонда и систем теплоснабжения с целью выявления потерь топливно-энергетических ресурсов и определения путей их устранения (л.д. 4-7).Согласно плану мероприятий по подготовке муниципального жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения, коммунального и энергетического комплексов в Белоярском ГО к работе в осенне-зимний период 2011-2012года, на зам.главы по производству <ФИО>1, зам. начальника ОКС, газификации и ЖКХ <ФИО>2, руководителей предприятий ЖКХ возложена обязанность в срок до <дата> реализовать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: внедрять программу производственного развития энергосберегающих технологий и т.д. (л.д. 8-10).Вместе с тем, Белоярской межрайонной прокуратурой в ход проведения проверки соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности органами местного самоуправления в Белоярском городском округе и установлено, что программа энергосбережения и энергетической эффективности в Белоярском ГО в настоящее время не разработана и в установленном порядке не утверждена. Доказательств обратного в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика суду не представлено. В судебном заседании установлено, что, в нарушение требований действующего законодательства в области энергосбережения и энергетической эффективности, ответчик не принимает меры к разработке и утверждению программы энергосбережения и энергетической эффективности Белоярского городского округа, направленной на более эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов. Указанное бездействие ответчика является незаконным, так как нарушает интересы Белоярского городского округа и не позволяет обеспечить экономию средств бюджета данного органа местного самоуправления.При таких обстоятельствах заявленные Белоярским межрайонным прокурором исковые требования в интересах Белоярского ГО к главе Белоярского ГО об обязании разработать и утвердить программу энергосбережения и энергетической эффективности Белоярского ГО являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.Руководствуясь ст.ст. 194-199, 234, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л:Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора в интересах Белоярского городского округа удовлетворить. Обязать главу Белоярского городского округа принять меры к разработке и утверждению программы энергосбережения и энергетической эффективности Белоярского городского округа.Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое решение подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.Председательствующий: А.Г.ВострецоваМотивированное решение (решение суда в окончательной форме) изготовлено 28 сентября 2011 года.