Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 января 2012 года п.Белоярский. Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Курбатовой Н.Л., с участием старшего помощника Белоярского межрайонного прокурора Рахматуллиной Е.С., при секретаре судебного заседания Драгановой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью ТП «Флорекс» о признании действий по осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ незаконными, возложении обязанностей разработать том нормативов предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, В отзыве на имя суда указал следующее. В силу ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются ПДВ и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что разработка ПДВ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако в настоящий момент сложилась правовая неопределенность в вопросе выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Так, до сентября 2010г. выдачей разрешений занималась Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, действуя на основании Приказа Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду". Согласно п. 8 Административного регламента, основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления и следующих документов: утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом; согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы в окружающую среду является выдача разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, либо представление мотивированного отказа в выдаче разрешений в срок,не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 8 заявления и документов (п. 9). В настоящий момент Административный регламент является действующим нормативным актом. Однако Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717, вступившим в силу 27.09.10г., исполнение государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) передано Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор). Постановление принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 г. N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору". Этим же Постановлением Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору предписано в 3-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения о приведении актов Правительства Российской Федерации в соответствие с Указом Президента Российской Федерации N 780. Однако на сегодняшний день Минприродой не разработано каких-либо нормативных документов, регулирующих порядок выдачи разрешений на выбросы Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В связи с этим остаются неясными сроки о порядок выдачи соответствующих разрешений, а также список документов, которые необходимо представить для получения разрешения. На консультации со специалистом департамента Росприроднадзора по Уральскому округу ответчику было пояснено, что пока существует указанный выше пробел в законодательстве, ему следует придерживаться порядка, установленного Административным регламентом, в соответствии с которым этапами получения разрешения являются: Проведение контрольных измерений; Разработка проекта ПДВ; Согласование проекта ПДВ в Роспотребнадзоре, получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения; Представление указанных выше документов в Росприроднадзор, и, по результатам их экспертизы, получение разрешения на вредные выбросы в атмосферный воздух. поскольку указанный порядок не является законодательно закрепленным, то после принятия соответствующего нормативного акта он в любой момент может измениться. На основании Федерального закона от 10.02.2002 №7 «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» для утверждения проекта ПДВ необходимо представить положительное заключение Роспотребнадзора. Письмо Роспотребнадзора от 15 апреля 2011 N 01/4310-1-32 санитарно-эпидемиологические заключения оформляются на следующую проектную документацию: проекты ПДВ. В соответствии с п. 6 Приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев. Таким образом, один лишь только срок рассмотрения проекта ПДВ Роспотребнадзором составляет 2 месяца. Срок рассмотрения документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая выполняла эту функцию ранее, составлял 1 месяц. Срок же выдачи разрешений Роспироднадзором в настоящий момент ничем не определен и поэтому может быть неоправданно затянут соответствующими должностными лицами. В настоящий момент ответчик не уклоняется от разработки проекта ПДВ, более того, эта работа ведется им уже с 2011г.: <дата> ООО ТП «Флорэкс» (Заказчик) заключен договор с ООО «КБ Экорос» (Исполнитель), в соответствии с которым Исполнитель обязался оказать Заказчику услуги согласно Техническому заданию. Техническим заданием (Приложение <номер>) предусмотрено, что Заказчик обязан выполнить инвентаризацию источников выброса загрязняющих веществ (1 этап), а также разработать проект нормативов ПДВ (2 этап). 1 и 2 этапы работ должны быть выполнены не позднее 3 недель с момента предоставления полного пакета исходных данных, которые согласованы сторонами в приложении <номер> (Типовой перечень). П. 17 Типового перечня предусмотрено предоставление Заказчиком Исполнителю Протоколов замеров выбросов загрязняющих веществ, выполненных в рамках контроля за источниками выбросов в атмосферу. Исполнителем составлен перечень источников выбросов загрязняющих веществ и измерений, проведение которых необходимо для составления проекта. Для проведения необходимых замеров ООО ТП «Флорэкс» был заключен договор с ООО «Экопроект» от <дата> <номер>-/2011/-ЗВ, находящимся в <адрес>, поскольку оно является единственной организацией в Уральском округе, аккредитованной на проведение исследований, необходимых в рассматриваемом случае. <дата> Исполнителем отобраны пробы воздуха, что подтверждается соответствующими актами. По результатам анализа ООО «Экопроект» выдан ООО ТП «Флорэкс» Протокол <номер> от <дата>, Акт <номер> от <дата>, эксплуатационные показатели работы аспирационных установок и сводная таблица результатов измерений вредных выбросов в уходящих газах. Однако, поскольку ООО «Экопроект» аккредитован на проведение не всех измерений, необходимых ответчику для составления ПДВ, то 000 ТП «Флорэкс» было вынуждено заключить еще один договор - на проведение измерений выбросов изопропилового спирта - с 000 «Техноэкс» (<номер> от <дата>), имеющим соответствующий аттестат. В соответствии с Методикой <номер> выполнения измерений концентрации изопропилового спирта, моноэтаноламина и диметилформамида в газовоздушных выбросах промышленных предприятий (газохромотографический метод) срок определения показателей выбросов изопропилового спирта составляет 30 дней с момента отобрания проб. Пробы были взяты 000 «Техноэкс» <дата>, по договору их готовность - не ранее конца января 2011. Таким образом, в настоящий момент, в случае, если государственными органами не будут приняты какие-либо новые нормативные акты по вопросу выдачи разрешений на вредные выбросы в атмосферный воздух, выполнение исковых требований истца возможно не ранее конца мая, при условии, что все контрагенты, с которыми ответчик заключил договоры, исполнят свои обязанности добросовестно и в установленный договором срок. Ответчик просит суд учесть, что он не уклоняется от выполнения требований, заявленных прокурором, им уже давно принимаются все возможные меры для скорейшего получения разрешения. Правовая неопределенность по вопросу порядка выдачи указанного разрешения, а также отсутствие в Свердловской области аккредитованных организаций в этой сфере затягивает и усложняет этот процесс. В связи с этим полагает, что действия 000 ТП «Флорэкс» не могут быть признаны незаконными. Не подлежит удовлетворению также требование истца об обязании ответчика совершить определенные действия в трехмесячный срок, поскольку, по причинам, изложенным выше, этот срок является неразумным и заведомо ставит 000 ТП «Флорэкс» в положение, при котором ответчик добровольно не сможет исполнить решение суда. Кроме того, полагает необоснованным требование прокурора в части обязания ответчика разработать том ПДВ, поскольку действующее законодательства содержит лишь понятие «предельно допустимые выбросы», а такое понятие, как «том предельно допустимых выбросов» в нормативных актах отсутствует. Поэтому удовлетворение указанных требований повлечет невозможность исполнения решения суда ответчиком. Просит иск удовлетворить частично. В признании действий ООО ТП «Флорэкс» по осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения и разработанных в установленном законном порядке нормативов ПДВ незаконными отказать. Для разработки нормативов ПДВ и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установить срок - 5 месяцев с момента вступления решения в законную силу. При этом суд принимает во внимание, что в настоящее время ответчиком проводятся мероприятия, направленные на получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Судом исследованы копии документов, представленных стороной ответчика: договор подряда <номер> от <дата>, заключенный с ООО «Техноэкс» о выполнении работы по измерениям вредных веществ на источниках выбросов; договор <номер>-/2011/-3В от <дата>, заключенный с ООО «Эко-Проект» об оказании услуг по проведению инструментальных замеров концентраций вредных выбросов в атмосферу от трех источников для ООО ТП «Флорекс»; письмо от <дата> в адрес ООО ТП «Флорекс» из ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р»; договор <номер> от <дата>, заключенный с ООО «КБ Экорос» об оказании услуги согласно Техническому заданию для ООО ТП «Флорекс». Суд считает необходимым разъяснить ответчику, что в случае, если он по уважительным причинам, от него не зависящим, не сможет исполнить решение суда, он вправе в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать действия общества с ограниченной ответственностью ТП «Флорекс» по осуществлению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения и разработанных в установленном законом порядке нормативов предельно допустимых выбросов незаконными. Обязать общество с ограниченной ответственностью ТП «Флорекс» разработать том нормативов предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (решения суда в окончательной форме). Председательствующий: Н.Л. Курбатова. Мотивированное решение (решение суда в окончательное форме) будет изготовлено 20 января 2012 года