Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2012 года п.Белоярский.
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,
с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Нисковских Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Драгановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Малышок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» о признании действий по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии на ее осуществление незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Малышок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» о признании действий по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии на ее осуществление незаконными.
В обоснование иска указал, что Белоярской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях Белоярского городского округа. Проведенной проверкой установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно требований ч. 4 ст. 51 вышеуказанного Закона, медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Как следует из п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения. В письме Минобрнауки России от 22.04.2009 № 03-768 «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях» указано, что органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, вправе принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях, и, в частности о том, что штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждений здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ. В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной скорой медицинской помощи и подлежит лицензированию. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства медицинское обслуживание в ДОУ обеспечивается либо органами здравоохранения, либо штатными сотрудниками детского сада при наличии соответствующей лицензии. В силу вышеуказанных норм законодательства, МДОУ Детский сад № 12 «Малышок» обязано либо предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников органов здравоохранения либо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности. В ходе проверки, проведенной Белоярской межрайонной прокуратурой, установлено, что муниципальным дошкольным образовательным учреждением Детский сад № 12 «Малышок» допускаются нарушения законодательства об образовании и законодательства о лицензировании. Согласно штатного расписания детского сада на <дата>, утвержденного приказом заведующей МДОУ и согласованного Управлением образования Администрации Белоярского городского округа в МДОУ имеется должность медицинской сестры - 1 штатная единица, в должностные обязанности которой в соответствии с должностной инструкцией, входит проведение осмотра детей во время утреннего приема, изоляция заболевших детей, оказание первой медицинской помощи детям и сотрудникам детского сада, распределение детей по медицинским группам для занятий физической культурой, проведение закаливающих мероприятий, то есть оказание доврачебной медицинской помощи. В связи с изложенным, медицинское обслуживание работников и воспитанников детского сада обеспечивается МДОУ № 12 «Малышок» посредством осуществления медицинской деятельности работником, состоящим в штате учреждения, однако лицензии на осуществление медицинской деятельности образовательное учреждение не имеет, следовательно, действия дошкольного образовательного учреждения по осуществлению медицинской деятельности являются незаконными. Осуществление медицинского обслуживания в нарушение установленных норм законодательства лишает воспитанников и работников детского сада гарантий охраны и укрепления их здоровья, возможности своевременного оказания им доврачебной медицинской помощи медицинским персоналом, вследствие чего нарушаются основные конституционные права воспитанников на охрану здоровья и надлежащую медицинскую помощь. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Просит признать действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Малышок» с приоритетным осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников» по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии на её осуществление, незаконными.
В судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Нисковских Е.Н. исковые требования уточнила. Просила признать действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Малышок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии на ее осуществление до <дата>, незаконными. Уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика заведующая МДОУ детский сад № 12 «Малышок» Неволина Г.М. уточненные исковые требования прокурора признала. Суду пояснила, что с <дата> в детском саду действует новое штатное расписание, в соответствии с которым в штате имеется медицинская сестра диетическая, которая не оказывает медицинских услуг, ее обязанности регламентированы должностной инструкцией № 51 от <дата>. Принят новый устав МДОУ, утвержденный <дата>. В соответствии с п.1.11 Устава, медицинское обслуживание обеспечивается специально закрепленным за Учреждением МУЗ «Белоярская центральная районная больница» медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.
3-е лицо Управление образования администрации Белоярского городского округа своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Начальник Управления образования администрации Белоярского городского округа Галахова Л.А. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, суду доверяет.
В письменном отзыве на имя суда указала следующее.
Согласно п. 4 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения (в том числе дошкольного образовательного учреждения) обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. При этом в п.23 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677, определялось, что медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом. В 2008 году вышло новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, где указание на штатный медицинский персонал детского сада отсутствует, а в п.25 прописывается норма Закона РФ «Об образовании» о том, что медицинское обслуживание детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения. Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Однако ни в Законе РФ «Об образовании», ни в Типовом положении нет указаний на то, что медицинский персонал образовательных учреждений, в частности, дошкольных образовательных учреждении, должен числиться в штате учреждений здравоохранения. В соответствии с пунктами 41,46 Типового положения дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения, структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание и должностные обязанности работников. В МДОУ № 12 «Малышок» согласно штатного расписания от <дата> медицинское обслуживание воспитанников осуществлялось медицинским работником - медицинская сестра - 1 штатная единица, в должностные обязанности которой в соответствии с должностной инструкцией, входило проведение осмотра детей во время утреннего приема, изоляция заболевших детей, оказание первой медицинской помощи детям и сотрудникам детского сада, распределение детей по медицинским группам для занятий физической культурой, проведение закаливающих мероприятий. В МДОУ № 12 «Малышок» медицинское обслуживание также осуществляется работником ОВП, расположенного на территории <адрес>. Обслуживание осуществляется на основании договора между ДОУ и учреждением здравоохранения. Лицензии на право осуществления медицинской деятельности МДОУ № 12 «Малышок» не имеет. <дата> заведующей МДОУ № 12 «Малышок» было написано письмо на имя начальника Управления образования Администрации Белоярского городского округа с целью переименования штатной должности медицинская сестра на штатную должность медицинская сестра диетическая и приведения в соответствие установленных норм законодательства. Согласно штатного расписания ДОУ от <дата> штатная должность медицинская сестра была переименована на штатную должность медицинская сестра диетическая в должностные обязанности которой не входит оказание первой медицинской деятельности детям. В письме Минобрнауки России от 22.04.2009 № 03-768 «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях» указано, что органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, вправе принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях, и, в частности о том, что штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждения здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ. В настоящий момент решается вопрос об организации медицинского обслуживания и взаимодействия органов здравоохранения и органов управления образования. <дата> Управлением образования Администрации Белоярского городского округа повторно было направлено письмо главному врачу БЦРБ <ФИО>1 с просьбой о принятии медицинских работников в штат БЦРБ.
Выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 51 вышеуказанного Закона, медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В силу п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения.
Медицинский персонал наряду с администрацией учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.
В письме Минобрнауки России от 22.04.2009 № 03-768 «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях» указано, что органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, вправе принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях, и, в частности о том, что штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждений здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ.
В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной скорой медицинской помощи и подлежит лицензированию.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства медицинское обслуживание в ДОУ обеспечивается либо органами здравоохранения, либо штатными сотрудниками детского сада при наличии соответствующей лицензии.
В силу вышеуказанных норм законодательства, МДОУ Детский сад № 12 «Малышок» до <дата> обязано было либо предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников органов здравоохранения либо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В ходе проверки, проведенной Белоярской межрайонной прокуратурой, установлено, что ответчиком до <дата> допускались нарушения законодательства об образовании и законодательства о лицензировании.
Так, согласно штатного расписания детского сада на <дата>, утвержденного приказом заведующей МДОУ и согласованного Управлением образования Администрации Белоярского городского округа, в МДОУ имелась должность медицинской сестры - 1 штатная единица, в должностные обязанности которой в соответствии с должностной инструкцией, входило проведение осмотра детей во время утреннего приема, изоляция заболевших детей, оказание первой медицинской помощи детям и сотрудникам детского сада, распределение детей по медицинским группам для занятий физической культурой, проведение закаливающих мероприятий, то есть оказание доврачебной медицинской помощи.
В связи с изложенным, медицинское обслуживание работников и воспитанников детского сада обеспечивалось МДОУ № 12 «Малышок» посредством осуществления медицинской деятельности работником, состоящим в штате учреждения, однако лицензии на осуществление медицинской деятельности образовательное учреждение не имеет, следовательно, действия дошкольного образовательного учреждения по осуществлению медицинской деятельности являлись незаконными.
Осуществление медицинского обслуживания в нарушение установленных норм законодательства лишает воспитанников и работников детского сада гарантий охраны и укрепления их здоровья, возможности своевременного оказания им доврачебной медицинской помощи медицинским персоналом, вследствие чего нарушаются основные конституционные права воспитанников на охрану здоровья и надлежащую медицинскую помощь.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск, а суд не принять данное признание, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать действия муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Малышок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии на ее осуществление до <дата>, незаконными.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Н.Л. Курбатова.
Мотивированное решение (решение суда в окончательной форме) изготовлено 16 марта 2012 года