Решение от 27.03.2012 года по делу № 2-213/12



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Белоярский 27 марта 2012                     

Белоярский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Филистеевой Н.Д.,

при секретаре судебного заседания Изгагиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах Комаровой <данные изъяты> к Администрации Белоярского городского округа, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковыми требованиями в интересах Комаровой <данные изъяты>, к Администрации Белоярского городского округа, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска Белоярский межрайонный прокурор указал следующее: Комарова Кристина Владимировна 1991 г.р., в связи с утратой родительского попечения, является гражданином из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации Совхозного сельсовета Белоярского района Свердловской области № 420 от <дата> над Комаровой К.В. учреждена опека, жилое помещение за ней не закреплялось. Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по Белоярскому городскому округу, Комарова К.В. значится под номером 45. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, установленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «<адрес>» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке». В Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта I статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Правительством Свердловской области с 2006 года ежегодно издается Постановление об утверждении порядка обеспечения в текущем году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП утвержден порядок обеспечения году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011-2015 г.г. В соответствии с данным порядком обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Согласно указанного порядка к полномочиям органов местного самоуправления отнесено формирование списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые приобрел или построил Фонд после проведения конкурсов за счет средств областного бюджета и безвозмездно передал в муниципальную собственность для выдачи по договорам социального найма. Исходя из вышеизложенного, обязанность по предоставлению жилых помещений Комаровой К.В. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возлагается, как на СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» и на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, так и на администрацию Белоярского городского округа. Администрация муниципального образования обязана принять в муниципальную собственность передаваемое жилое помещение и заключить с лицом, которое на него имеет право, договор социального найма.

Комарова К.В. достигла совершеннолетия, опека над ней прекращена, однако жилое помещение для Комаровой К.В. уполномоченными на то органами, не приобретено и не построено и не передано в муниципальную собственность, что является нарушением жилищных прав истицы. В силу того, что Комарова К.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. из категории социально незащищенных граждан, юридически не грамотна, прокурор обратился в суд в защиту её нарушенных жилищных прав. Просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для Комаровой <данные изъяты> и передать его в муниципальную собственность Белоярского ГО. Обязать администрацию Белоярского городского округа в течение месяца со дня распределения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения, приобретенного для Комаровой <данные изъяты>, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с Комаровой <данные изъяты> договор социального найма жилого помещения.

В настоящем судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить.

Истец Комарова К.В. в судебное заседание не явилась, просила настоящее гражданское дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требования Белоярского межрайонного прокурора поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика - Администрации Белоярского городского округа Беляев О.В., действующий на основании доверенности от <дата> в судебное заседание не явился, просил настоящее гражданское дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации Белоярского городского округа. В своем отзыве, представитель Администрации указывает, что требование прокурора, заявленное в отношении Администрации Белоярского городского округа, о регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение, приобретенного для Комаровой К.В. и заключении с ней договора социального найма на данное жилое помещение, являются производными от исковых требований прокурора к СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании приобрести жилое помещение и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа, то есть исполнение Администрацией Белоярского городского округа исковых требований прокурора находится в зависимости от того, будут ли исполнены требования по приобретению жилого помещения другими ответчиками (л.д. 22).

Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С., действующий на основании доверенности от <дата> в судебное заседание не явился. Направил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Указал, что Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее - Закон № 159-ФЗ) в абз. 2 п. 1 ст. 8 указывает в качестве основания для возникновения права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди органами исполнительной власти за счет средств субъекта Российской Федерации отсутствие закрепленного жилого помещения. Однако, распоряжением Главы МО «Белоярский район» № 420 от <дата> за Комаровой К.В.было закреплено жилое помещение по адресу <адрес> Как следует из представленной справки Черноусовской сельской Управы по месту жительства Комарова К.В. зарегистрирована в указанном жилом помещении по настоящее время. Каких-либо доказательств утраты Комаровой К.В. прав в отношении данного жилого помещения истцом не представлено. Истец требует возложить на Министерство как обязанность приобрести жилое помещение для Комаровой К.В., так и обязанность безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность. Однако истцом не указаны какие-либо нормативно-правовые акты, которыми Министерство - главный распорядитель бюджетных средств, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, наделено полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Свердловской области, в частности по передаче жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств областного бюджета в муниципальную собственность. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована в настоящее время «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011 г. (далее - Порядок обеспечения). Пунктом 2 Порядка обеспечения предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Однако полномочия главного распорядителя бюджетных средств, как органа государственной власти, имеющего право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств регламентированы нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. Данные полномочия предоставляют Министерству возможность направления выделенных бюджетных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам. Пунктом 12 вышеназванного Порядка обеспечения Министерству также предоставлено полномочие по распределению приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам. Пунктом 8 Порядка обеспечения предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма. Подп. 4 п. 3 ст. 12 Областного закона Свердловской области от 10.04.1995 г. № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» устанавливает, что основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. В соответствии с п. 1, пп. 16 п. 8 «Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области» (далее -Положение), утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 4 мая 2010 г. N 714-1111, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области и осуществляет передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. Действие указанных пунктов Положения приостановлено Постановлением Правительства Свердловской области от 23.12.2011 N 1778-ПП, однако пунктом 5 данного постановления установлено, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет полномочия основного уполномоченного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области, уполномоченного органа по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области, указанные в пункте 3 статьи 12, пункте 3 статьи 13 и статье 67 Областного закона от 10.04.1995 г. N 9-03 "Об управлении государственной собственностью Свердловской области". Просит в удовлетворении исковых требований Белоярскому межрайонному прокурору отказать.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Белоярского районного суда Свердловской области от <дата> <ФИО>3 и <ФИО>4 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей <ФИО>6, <дата> года рождения, <ФИО>7, <дата> года рождения, <ФИО>2, <дата> года рождения, <ФИО>1, <дата> года рождения, Комаровой <данные изъяты>, <дата> года рождения (л.д.11-12).

Распоряжением главы Белоярского городского округа № 530 от 15.12.2011 года «О признании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Комарова К.В. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (л.д. 15).

Согласно сведениям ТОИОГВ СО–Управление социальной защиты населения МСЗН СО по Белоярскому району, жилое помещение за несовершеннолетней Комаровой К.В.., при утрате ею родительского попечения, не закреплялось, ребенок был передан под опеку <ФИО>5 (л.д. 16).

В настоящее время Комарова К.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес> что подтверждается отместкой о регистрации с <дата> в ее паспорте (л.д. 8).

Согласно справки, выданной Черноусовской сельской Управой <дата>, здание, расположенное по адресу: <адрес> А, является зданием бывшей амбулатории, 1955 года постройки, является не жилым, ветхим.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав Комаровой К.В., <дата> года рождения на имеющиеся у неё объекты недвижимости отсутствуют (л.д. 9).

В БТИ и РН Белоярского района право собственности за Комаровой К.В. не зарегистрировано, согласно предоставленной информации БТИ и РН Белоярского района (л.д.10).

Согласно списка граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без печения родителей, не имеющих закрепленного жилья, признанных нуждающимися в предоставлении жилья по Белоярскому городскому округу, на <дата>, Комарова К.В. включена в список и значится в данном списке под № 45 (л.д. 17-21).

Таким образом, установлено, что Комарова К.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и также не имеет закрепленного за ней жилого помещения, то есть на нее распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован указанным Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «<адрес>» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанном Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

<дата> постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011 -2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета (далее Порядок).

В соответствии с Порядком на 2011 -2015 года уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее Фонд).

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов), открытые в кредитных организациях.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения, Комаровой К.В. Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП, возлагается как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию Белоярского городского округа, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Поэтому исковые требования Белоярского межрайонного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа Свердловской области жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для Комаровой <данные изъяты> и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа Свердловской области.

Обязать администрацию Белоярского городского округа Свердловской области в течение месяца со дня распределения Министерством строительства и архитектуры свердловской области жилого помещения, приобретенного для Комаровой <данные изъяты>, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с Комаровой <данные изъяты> договор социального найма жилого помещения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца.

    Председательствующий:                    Н.Д. Филистеева