Решение от 11.04.2012 года по делу № 2-378/12



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2012 года                                 р.п. Белоярский

    Белоярский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Мамаева В.С.,

при секретаре судебного заседания Яманаеве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора (далее – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц к Хромцовской сельской Управе Администрации Белоярского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «Сбытэнерго» о ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Прокурор обратился в суд с иском к Хромцовской сельской Управе Администрации Белоярского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «Сбытэнерго», в котором просит признать бездействие ответчиков, выразившееся в неосуществлении мер по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, размещенных на земельном участке в 500 м. восточнее 500 м. п. Совхозный Белоярского городского округа Свердловской области; обязать ответчиков не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном на территории Хромцовской сельской Управы Администрации Белоярского городского округа в районе железнодорожной станции Хромцово в 500 метрах восточнее п. Совхозный, в 2,1 километрах от реки Камышенка на расстоянии 250 метров от Садоводческого товарищества «Мечта», а также обочины грунтовой дороги, проходящей параллельно свалки от садоводческого товарищества «Мечта» в п. Совхозный. В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при размещении отходов производства и потребления вблизи п. Совхозный Белярского городского округа. В ходе данной проверки было установлено, что на территории Хромцовской сельской Управы в вышеуказанном районе организована свалка твердых бытовых отходов, которая граничит с защитной лесополосой железной дороги. Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий указанную свалку, не определен. По данным Белоярского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области территория земельного участка, захламленного бытовыми отходами, расположена на землях Храмцовской сельской Управы Белоярского городского округа, при этом юридическим или физическим лицам на каком-либо праве не предоставлена, в связи с чем, обязанность по надлежащему содержанию данной территории лежит на органам местного самоуправления.

Согласно возражений третьего лица КУМИ Администрации Белоярского городского округа с требованиями прокурора о ликвидации несанкционированной свалки не согласны в связи с тем, что свалка твердых бытовых отходов на территории Хромцовоской сельской Управы не относится к категории несанкционированных, поскольку в соответствии с постановлением главы МО «Белоярский район» от 16.08.2002 № 464 для организации свалки твердых бытовых отходов отведен земельный участок и утвержден проект границ земельного участка площадью 4 000 кв.м. под свалку твердых бытовых отходов в п. Совхозный, на котором в течение нескольких лет складируются твердые бытовые отходы. Деятельность по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов на территории Хромцовской сельской Управы осуществляется управляющими компаниями на основании договоров с КУМИ Администрации Белоярского городского округа До недавнего времени вышеуказанную деятельность осуществляла управляющая компания ООО «ЖКХ-Энергия» на основании договора аренды от <дата> № 14, в соответствии с которым в аренду данному предприятию была передана свалка твердых бытовых отходов в <адрес>. В связи с прекращением деятельности ООО «ЖКХ-Энергия» по оказанию коммунальных услуг на территории Хромцовской сельской Управы, проведен конкурс на право аренды муниципального имущества Белоярского городского округа, в перечень которого включена свалка твердых бытовых отходов в <адрес>. В настоящее время определен единственный участник конкурса ООО «Сбытэнерго», с которым должен быть заключен договор аренды свалки бытовых отходов в <адрес>, и которое в соответствие с условиями указанного договора получит право пользование свалкой, а соответственно примет на себя обязательства по надлежащему содержанию свалки.

В судебном заседании истец помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Ласкин В.Ю. полностью поддержал, заявленный иск, сославшись на изложенные в нем обстоятельства, дополнительно пояснив суду, что несанкционированное расположение свалки влияет на неблагоприятную окружающую среду, загрязняет атмосферный воздух не контролируемыми пожарами на данной свалки, способствует утечке в почву, а в последующем и грунтовые воды вредных отходов продуктов жизнедеятельности человека. Кроме того, в пределах 500 метровой защитной зоны от данной свалки расположено садоводческое некоммерческое товарищество «Мечта».

В судебном заседании представитель ответчика Хромцовской сельской Управы Администрации Белоярского городского округа Рушков С.М. возражал против удовлетворения заявленного иска, обосновав свои возражения тем, что другого места для сброса твердых бытовых отходов на территории Хромцовской сельской Управы Администрации Белоярского городского округа не имеется, если ликвидировать указанную свалку, то придется вывозить отходы на свалку в п. Белоярский, расположенной на значительном расстоянии от территории Хромцовской сельской Управы Администрации Белоярского городского округа. В настоящее время ООО «Сбытэнерго» вывозит мусор на свалку в п. Белоярский.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ответчик ООО «Сбытэнерго» в суд своего представителя не направили, о причинах неявки суд не уведомили.

В судебном заседания представитель третьего лица КУМИ Администрации Белоярского городского округа возражал против удовлетворения заявленного иска, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Заслушав пояснения явившихся сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное право также предусмотрено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

    На основании абз. 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

В ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» перечислены требования к объектам размещения отходов и требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований.

В соответствии со ст. 33 Устава Белоярского городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вместе с тем, в силу ст. 32 вышеуказанного Устава в структуру Администрации Белоярского городского округа входят территориальные органы администрации Белоярского городского округа, наделенные правами юридического лица, которые определяются положениями об этих органах, утвержденных Думой Белоярского городского округа.

Согласно положению о Хромцовской сельской Управе Администрации Белоярского городского округа, утвержденного решением Белоярской районной думой от <дата> № 41, данная Управа является территориальным органом Администрации Белоярского городского округа, наделенным правами юридического лица. В соответствии с п. 3 указанного Положения к полномочиям Управы на подведомственной территории относятся в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, торговли, обеспечения граждан жилым помещениями: организация сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население, участвует в создании мест отдыха граждан, присваивает наименование улицам и т.п.

Из ответа заместителя начальника Белоярского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (л.д. 13) следует, что территория, на которой организована несанкционированная свалка, находится на землях Хромцовской сельской Управы Белоярского городского округа, вид права – государственная собственность.

Согласно отчета СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» (л.д. 7-11) на территории Хромцовской сельской Управы Администрации Белоярского городского округа в районе ж/д станции Хромцово в 500 м. восточнее п. Совхозный в 2,1 км. от реки Камышенка организована свалка твердых бытовых отходов, которая граничит с защитной лесополосой железной дороги. О возможности эксплуатации данной свалки выдано гидрогеологическое заключение от <дата> № 6899 М, вместе с тем, санитарно-эпидемиологического заключения по данному земельному участку отсутствует, также отсутствует проект организации свалки и ее последующей рекультивации, хозяйствующий субъект, эксплуатирующий указанный объект, не определен. Согласно материалам инвентаризации <дата> на салке размещено 538 т. отходов 4 класса опасности (отходов от жилищного и строительного мусора) и 226 т. отходов 5 класса опасности.

В п. 3.2 СП 2.<дата>-01 предусмотрен размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м.

Кроме того, в соответствии с п. 3.4 СП 2.<дата>-01 санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.

Как следует из показания свидетеля <ФИО>1, допрошенного в судебном заедании, полигон свалки в <адрес>    расположен до границы СНТ «Мечта», членом которого он является менее чем за 500 м.

Согласно письма от начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. асбесте, п. Рефтенский, Белоярском районе и р.п. Верхнее Дуброво (л.д. 57) обращения о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения «о соответствии свалки в районе п. Совхозный Белоярского района Свердловской области санитарным правилам» в Асбестовский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области не поступали.

Таким образом, размещение, складирование и утилизация твердых бытовых отходов на территории п. Совхозный не обеспечено надлежаще оформленными разрешительными документами, а также противоречит установленным нормам и правилам, регламентирующим требования к месторасположению и порядку эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те доказательства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Стороной ответчика Хромцовской сельской Управой Администрации Белоярского городского округа не было предоставлено каких-либо доказательств в подтверждение надлежащей организации на подведомственной им территории сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Постановление главы МО «Белоярсий район» от <дата> № 464 «Об утверждении проекта границ земельных участков и передачи из МУП «Хромцовское ЖКХ» (л.д. 12), а также договор аренды муниципального имущества от <дата> (л.д. 58-60) с актом приема-передачи свалки твердых и жидких бытовых отходов Обществу с ограниченной ответственностью «Сбытэнерго» (л.д. 61), на которые третье лицо КУМИ Администрации Белоярского городского округа ссылается, как на доказательства, подтверждающие соблюдение всех необходимых условий для размещение твердых бытовых отходов на свалке в п. Совхозный, в силу чего данная свалка не является не санкционированной, в силу положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нельзя оценивать как надлежащие доказательства с позиции их достаточности и относимости, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства.

Так, в силу вышеуказанного постановления главы МО «Белоярский район» утвержден лишь проект границ земельного участка площадью 4 000 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. Совхозный, свалка твердых бытовых отходов. При этом, в указанном постановлении также содержится ходатайство перед МУГИСО предоставить МУП «Хромцовское ЖКХ» данный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование. Вместе с тем, к указанному постановлению не приложен ни сам проект границ, который был утвержден, ни решение МУГИСО о предоставлении МУП «Хромцовское ЖКХ» вышеуказанного земельного участка.

Согласно договора аренды, заключенного между КУМИ Администрации Белоярского городского округа и ООО «Сбытэнерго», его предметом является передача во временное владение и пользование в аренду объектов жилищно-коммунального назначения, предназначенные для пользования в целях оказания услуг по водоотведению физическим и юридическим лицам на территории Хромцовской сельской Управы Администрации Белоярского городского округа, указанного в приложении № 1 к данному Договору. Как следует из указанного приложения № 1, объектами указанного договора, помимо автотранспортных средств, здания гаража и бочки, являются свалка твердых бытовых отходов и свалка жидких бытовых отходов. Адрес месторасположения обоих свалок указан один и тот же: п. Совхозный ул. Первомайская, 4 а.

Всеми вышеуказанными документами не подтверждается правомерность размещения отходов на территории в п. Совхозный, в соответствии с требованиями экологического законодательства. Так, в соответствии с п. 4.13. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 N 607-ст с 1 июля 2002 г.) несанкционированные свалки отходов: территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Таким образом, в виду отсутствия доказательств, подтверждающих факт размещение отходов на территории в п. Совхозный, которая бы специально была предназначена для хранения и размещения данных отходов, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по отношению к Хромцовской сельской Управе Администрации Белоярского городского округа.

    Вместе с тем, в удовлетворении иска по отношению к ООО «Сбытэнерго» следует отказать, поскольку в судебном заседании не был доказан факт того, что на данную организацию в силу закона либо имеющейся с ней договорных правоотношений возложена обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на территории Хромцовской сельской Управы Администрации Белоярского городского округа.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

    Иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Хромцовской сельской Управы Администрации Белоярского городского округа, выразившееся в неосуществлении мер по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, размещенных на территории земельного участка в 500 метрах восточнее п. Совхозный Белоярского городского округа Свердловской области.

Обязать Хромцовскую сельской Управу Администрации Белоярского городского округа не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном на территории Хромцовской сельской Управы Администрации Белоярского городского округа в районе железнодорожной станции Хромцово в 500 метрах восточнее п. Совхозный, в 2,1 километрах от реки Камышенка на расстоянии 250 метров от Садоводческого товарищества «Мечта», а также обочины грунтовой дороги, проходящей параллельно свалке от садоводческого товарищества «Мечта» в п. Совхозный.

В удовлетворении исковых требования к Обществу с ограниченной ответственностью «Сбытэнерго» отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2012 года.

Председательствующий судья                    Мамаев В.С.