Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Белоярский 28 июня 2012 года
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Филистеевой Н.Д.,
при секретаре судебного заседания Изгагиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах Хасанова <данные изъяты> к Администрации Белоярского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковыми требованиями в интересах Хасанова Р.Р., 1991 года рождения, к Администрации Белоярского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано следующее: Решением Белоярского районного суда от <дата> <ФИО>1 и Н.Г. лишены родительских прав в отношении сына Хасанова <данные изъяты> в связи с чем, он является гражданином из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы Белоярского городского округа от <дата> № 293, Хасанов Р.Р. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма. Жилое помещение за ним не закреплялось. Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по Белоярскому городскому округу, Хасанов Р.Р. значится под номером 6. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Правительством Свердловской области с 2006 года ежегодно издается Постановление об утверждении порядка обеспечения в текущем году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП утвержден порядок обеспечения году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011-2015 г.г. В соответствии с данным порядком обеспечение в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства». Согласно указанного порядка к полномочиям органов местного самоуправления отнесено формирование списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые приобрел или построил Фонд после проведения конкурсов за счет средств областного бюджета и безвозмездно передал в муниципальную собственность для выдачи по договорам социального найма. Исходя из вышеизложенного, обязанность по предоставлению жилого помещения Хасанову Р.Р. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возлагается, как на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» и на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, так и на администрацию Белоярского городского округа. Администрация муниципального образования обязана принять в муниципальную собственность передаваемое жилое помещение и заключить с лицом, которое на него имеет право, договор социального найма. Хасанов Р.Р. достиг совершеннолетия, однако жилое помещение для Хасанова Р.Р. уполномоченными на то органами не приобретено и не построено и не передано в муниципальную собственность, что является нарушением жилищных прав истицы. В силу того, что Хасанов Р.Р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. из категории социально незащищенных граждан, юридически не грамотен, прокурор обращается в суд в защиту его нарушенных жилищных прав. Просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для Хасанова Рустама Равильевича и передать его в муниципальную собственность Белоярского ГО; обязать администрацию Белоярского городского округа в течение месяца со дня распределения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения, приобретенного для Хасанова Р.Р., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с Хасановым Р.Р. договор социального найма жилого помещения.
В настоящем судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Рахматуллина Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Истец Хасанов Р.Р. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации Белоярского городского округа Юрлова Е.А. в судебное заседание не явилась, направив отзыв в котором указала, что требования прокурора, заявленное в отношении Администрации Белоярского городского округа, являются производными от исковых требований прокурора к ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании приобрести жилое помещение и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа. Администрация Белоярского городского округа от выполнения обязанностей по регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение, приобретенное для Хасанова Р.Р. и от заключения договора социального найма жилого помещения с Хасановым Р.Р. не отказывается, и не уклоняется выполнить указанные действия непосредственно после передачи жилого помещения из собственности Свердловской области в муниципальную собственность Белоярского городского округа. До настоящего времени ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» жилое помещение для Хасанова Р.Р. не приобрело, соответственно, Администрация Белоярского городского округа не имела возможности выполнить указанные действия. Просит рассмотреть гражданское дело без участия представителя Администрации Белоярского городского округа. Суду доверяет.
Представитель ответчика ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Ведерников Ю.М. в судебное заседание не явился. Направил в суд отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Указал, что в целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сироти детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту - «Порядок»), согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - «дети - сироты») является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является Фонд (п. 2 и 3 Порядка). Руководствуясь указанным Порядком, Фонд совершает следующие действия: в соответствии с ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области (п. 6 Порядка); передает жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области. Указанные жилые помещения после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п. 8 Порядка); для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п. 10 Порядка); на основании предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам Фонд направляет в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений для подготовки приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении жилых помещений детям-сиротам (п. 11 и п. 12 Порядка). Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП, не предусматривает обеспечения жильем детей - сирот по решениям судов. Предоставление жилья детям-сиротам по решениям судов за счет средств, предусмотренных на обеспечение жильем детей - сирот в общем порядке, нарушает права детей - сирот, не обращавшихся в суд, и ставит под угрозу исполнение выше указанного Порядка, поскольку в первую очередь приобретенные (построенные) жилые помещения распределяются гражданам, которые имеют решение суда на обеспечение жилым помещением. Считает, что Фонд не является ответчиком по делам данной категории. Считает, что нарушения прав Хасанова Р.Р. со стороны Фонда нет (он поставлен на учет для внеочередного обеспечения жильем и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, будет обеспечен жильем и без решения суда), так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Также считает, исковые требования истца к ответчикам не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. О дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно решения Белоярского районного суда от <дата> в отношении Хасанова Р.Р. отменено усыновление (л.д. 13).
Распоряжением главы муниципального образования «Белоярский район» от <дата> № 632 «Об устройстве в Черноусовскую специальную (коррекционную) школу-интернат Хасанова Рустама», несовершеннолетний Хасанов Р.Р., <дата> г.р. был направлен в Черноусовскую специальную (коррекционную) школу-интернат (л.д. 18).
В настоящее время Хасанов Р.Р. зарегистрирован по адресу: <адрес> что подтверждается отместкой о регистрации с <дата> в ее паспорте (л.д.8).
Распоряжением главы Белоярского городского округа № 293 от <дата> «О признании детей-сирот и детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Хасанов Р.Р., проживающий по адресу: <адрес>, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, исходя из того, что не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (л.д. 12).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав Хасанова Р.Р., <дата> года рождения на имеющиеся у нее объекты недвижимости отсутствуют.
В БТИ и РН Белоярского района право собственности за Хасановым Р.Р. не зарегистрировано, согласно предоставленной информации БТИ и РН Белоярского района (л.д. 15).
Таким образом, установлено, что Хасанов Р.Р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и также не имеет закрепленного за ним жилого помещении, то есть на него распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован указанным Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанном Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
08 февраля 2011 года постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011 -2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета (далее Порядок).
В соответствии с Порядком на 2011 -2015 года уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СО ГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее Фонд).
Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей – сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.
Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов), открытые в кредитных организациях.
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты получения адресного перечня жилых помещений, предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения, Хасанову Р.Р. Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП возлагается как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию Белоярского городского округа, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
Вместе с тем суд находит необоснованным установление срока исполнения решения суда ответчиками Министерством строительства и архитектуры Свердловской области и Государственным казенным учреждением «Фонд жилищного строительства» - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку правовых оснований для установления такого срока истцом не приведено.
Прокурором предъявлено требование – обязать Администрацию Белоярского городского округа в течение месяца со дня распределения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения, приобретенного для Хасанова Р.Р., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с Хасановым Р.Р. договор социального найма жилого помещения.
В соответствии п. п. 8, 13 Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. № 84-ПП, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Приказы министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.
Поэтому Администрацию Белоярского городского округа Свердловской области после издания Министерством строительства и архитектуры Свердловской области приказа о распределении жилого помещения Хасанову Р.Р. и передачи этого жилого помещения в муниципальную собственность следует обязать в течение месяца заключить с Хасановым Р.Р. договор социального найма указанного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа Свердловской области жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для Хасанова <данные изъяты> и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа Свердловской области.
Обязать Администрацию Белоярского городского округа Свердловской области после издания Министерством строительства и архитектуры Свердловской области приказа о распределении жилого помещения Хасанову Р.Р. и передачи этого жилого помещения в муниципальную собственность, в течение месяца заключить с Хасановым Р.Р. договор социального найма указанного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд, со дня оглашения.
Председательствующий: Н.Д. Филистеева