Решение от 01.06.2012 года по делу № 2-460/12



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2012 года                                 р.п. Белоярский

    Белоярский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Мамаева В.С.,

при секретаре судебного заседания Оносовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Заместителя прокурора Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц, Белоярского городского округа о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности совершить действие,

установил:

    Заместитель прокурора Свердловской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации и Главы Белоярского городского округа, выразившееся в неразработке и ненаправлении для утверждения в Думу Белоярского городского округа муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, соответствующей нормам постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»; просит возложить на Администрацию и Главу Белоярского городского округа обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить вышеуказанную муниципальную программу; а также возложить на главу Белоярского городского округа обязанность направить указанную муниципальную программу для утверждения в Думу Белоярского городского округа. В обоснование данных требования в заявлении указано, что прокуратурой области проведена комплексная проверка состояния законности в жилищно-коммунальной сфере Белоярского городского округа, в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В частности, в Белоярском городском округе в нарушение ч. 3 ст. 48 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» отсутствует соответствующая муниципальная программа, которая должна быть утверждена до <дата>. Отсутствие указанной программы приводит к невозможности проведения на территории Белоярского городского округа мероприятий по энергоснабжению, что в свою очередь не позволяет обеспечить рациональное использование энергетических ресурсов и эффективное расходование бюджетных средств. В данной ситуации нарушаются права жителей Белоярского городского округа.

    В отзыве представителя Администрации и Главы Белоярского городского округа имеются возражения против удовлетворения заявленных требований, согласно которым <дата> Главой Белоярского городского округа вынесено постановление № 1210 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности систем энергоснабжения Белоярского городского округа Свердловской области на 2012-2016 годы с перспективой до 2020 года». Таким образом, данная муниципальная программа в Белоярском городском округе разработана и утверждена. Кроме того, требование прокурора о направлении данной программы для утверждения в Думу Белоярского городского округа является незаконным, поскольку в соответствии со ст. 29 Устава Белоярского городского округа Глава Белоярского городского округа организует работу по разработке проекта местного бюджета, проектов программ и планов социально-экономического развития городского округа, представляет на утверждение Думе городского округа проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, отчеты об их исполнении. Муниципальные целевые программы не относятся к данной категории программ, в том числе и муниципальная целевая программа энергоснабжения и энергетической эффективности не является программой социально-экономического развития, которая представляет собой документ, содержащий перспективу развития всех сфер деятельности органов местного самоуправления в комплексе.

    В судебном заседании заявитель старший помощник Белоярского межрайонного прокурора Юдина О.М., действующая на основании поручения Заместителя прокурора Свердловской области, полностью поддержала заявленные требования, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении.

    В судебном заседании представитель заинтересованных лиц Администрации и Главы Белоярского городского округа возразил против удовлетворения требований Заместителя прокурора Свердловской области, сославшись на обстоятельства, изложенные в его отзыве.

    Заслушав пояснения заявителя и представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

    В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, а в силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и прокурор в интересах неопределенного круга лиц либо муниципального образования, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления или должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Согласно руководящих разъяснений Пленума Верховного суда РФ, содержащихся в п. 1 постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

    В соответствии с п. 3 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года.

Как следует из ст. 8 вышеуказанного Закона, а также ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», разработка и реализация муниципальных программ относится к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно ст. 29 Устава Белоярского городского округа, на которую ссылается в своем заявлении Заместитель прокурора Свердловской области в обоснование заявленных требований, Глава округа организует работу по разработке проекта местного бюджета, проектов программ и планов социально-экономического развития городского округа; представляет на утверждение Думе городского округа проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, отчеты об их исполнении. Также в силу п. 3 ч. 1 ст. 33 Устава Белоярского городского округа к полномочиям Администрации Белоярского городского округа относится разработка и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития городского округа.

Содержание понятия социально-экономическая программа развития приведено в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», в котором программа социально-экономического развития РФ определена как комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Исходя из аналогии с вышеуказанным определением понятия программы социально-экономического развития, суд пришел к выводу, что муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности не является комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития муниципального образования, поскольку данная программа энергосбережения, направлена на развитие конкретной отрасли хозяйственной деятельности района, связанной с реализацией организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, а также с определением характеристик, отражающих отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу и т.д. Указанное определение понятий энергосбережения и энергетической эффективности отражено в ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

Согласно постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» указанная муниципальная программа должна содержать в себе перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно приложению N 1; перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению N 2.

Таким образом, муниципальная программа в силу положений вышеуказанного законодательства является долгосрочной целевой программой, которая в силу положения ст. 179 Бюджетного кодекса РФ должна утверждаться местной администрацией муниципального образования, а не представительным органом местного самоуправления – Думой Белоярского городского округа.

В подтверждение своих возражений против удовлетворения требований Заместителя прокурора Свердловской области, заинтересованными лицами суду было предоставлено постановление от 17.05.2012 № 1210 «Об утверждении Муниципальной целевой программы «Энергосбережения и повышения энергетической эффективности систем энергоснабжения Белоярского городского округа Свердловской области на 2012-2016 года с перспективой до 2020 года», вынесенное Главой Белоярского городского округа, который в силу ч. 3 ст. 29 Устава Белоярского городского округа одновременно возглавляет администрацию городского округа и исполняет полномочия главы администрации городского округа. Данное постановление вынесено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225, Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р и направлено на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие заинтересованных лиц уже отменено, вместе с тем, оснований для прекращения производства по делу в соответствии с абзацем 2 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ не имеется, поскольку заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений.

В соответствии с руководящими разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, изложенных в п. 17 постановления от 10.02.2009 № 2, если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абз. 2 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ прекращает производство по делу. Вместе с тем судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие (бездействие) уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении заявления по существу.

Учитывая, что в настоящее время в связи с принятием Главой Белоярского городского округа постановление от 17.05.2012 № 1210 все нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, а также экономических интересов Белоярского городского округа, связанные с отсутствием муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности устранены, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Заместителя прокурора Свердловской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Заместителя прокурора Свердловской области о признании незаконным бездействия администрации и главы Белоярского городского округа, выразившееся в неразработке и ненаправлении для утверждения в Думу Белоярского городского округа муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, соответствующей нормам Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности», о возложении на администрацию и главу Белоярского городского округа обязанности по разработке данной программы и направления ее для утверждения в Думу Белоярского городского округа отказать за необоснованностью.

    Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (изготовления мотивированного решения).

    Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2012 года.

Председательствующий судья:                         Мамаев В.С.