Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2011 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд свердловской области в составе:
председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,
при секретаре Шевцовой О.С.,
с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Юдиной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах <ФИО>6 к Администрации Белоярского городского округа, Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» об обязании совершить действия по приобретению жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность, обязании произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключении договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковыми требованиями в интересах <ФИО>6, <дата> рождения, к Администрации Белоярского городского округа, Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» об обязании совершить действия по приобретению жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность, обязании произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключении договора социального найма. В обоснование иска Белоярский межрайонный прокурор указал следующее. Решением Белоярского районного суда от <дата> <ФИО>4 и <ФИО>5 лишены родительских прав в отношении дочери <ФИО>1, <дата>.рождения. <ФИО>1 помещена в ГОУ СО СРЦдН <адрес>. Постановлением главы Белоярского городского округа <номер> от <дата> <ФИО>2 (<данные изъяты>) <данные изъяты>. признана нуждающейся в жилом помещении, так как не является нанимателем или членом семьи нанимателя, а также собственником жилого помещения. Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по Белоярскому городскому округу, <ФИО>6 <данные изъяты>) значится под номером 8. В соответствии с п. 2 ч. 2 с. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Федеральным законом № 159-ФЗ от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абз.2, п.1 ст.8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Обеспечение жильем указанной категории лиц является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. <адрес> с 2006года ежегодно издается Постановление об утверждении порядка обеспечения в текущем году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. Постановлением <адрес> от <дата> утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно указанного порядка уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». К полномочиям органов местного самоуправления отнесено формирование списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые приобрел или построил Фонд после проведения конкурсов за счет средств областного бюджета и безвозмездно передал в муниципальную собственность для выдачи по договорам социального найма. Обязанность по предоставлению жилых помещений <ФИО>6 Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возлагается, как на органы исполнительной власти <адрес>, так и на администрацию Белоярского ГО. По возвращении <ФИО>6 из государственных учреждений воспитания жилое помещение для нее уполномоченными органами до настоящего времени не приобретено и не построено, и не передано в муниципальную собственность, что является нарушением жилищных прав истицы. В силу того, что <ФИО>6 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. из категории социально незащищенных граждан, юридически не грамотна, а также то, что обращение <ФИО>6 связано с ее правом на обеспечение жилым помещением, прокурор обращается в суд в защиту ее нарушенных жилищных прав. Просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для <ФИО>6 и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа. Обязать администрацию Белоярского городского округа в течение месяца со дня передачи <адрес> жилого помещения, приобретенного для <ФИО>6, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>6 договор социального найма жилого помещения.
В настоящем судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Юдина О.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Истица <ФИО>6 в суд не явилась, была извещена о месте и времени рассмотрения дела судебной повесткой.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие. Указали, что на сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства СО об утверждении порядка обеспечения в 2011году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в Фонд. Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Просят в иске к Министерству отказать, так как обеспечение жильем <ФИО>6, при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств (л.д. 24-25).
Представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором также просят рассмотреть дело в их отсутствие. Указали, что в соответствии с постановлением Правительства СО от 13.11.2009г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» и Законом СО от 26.11.2010г. № 100-ОЗ «Об областном бюджете на 2011год», главным распорядителем бюджетных средств по обеспечению данной категории граждан является Министерство строительства и архитектуры СО, которое распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В настоящее время действует постановление Правительства СО от 20.04.2010г. № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот...», по которому уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры СО. Получателем средств областного бюджета является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Министерство осуществляет распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений на основании приказов министра строительства архитектуры СО. Согласно Областному закону от 10.04.1995г. № 9-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» основной уполномоченный орган по управлению госимуществом СО осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности СО в государственную собственность РФ и в муниципальную собственность. Такие функции возложены на Министерство по управлению государственным имуществом СО. Требование в части установления срока «в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу…» не отвечает положениям действующего законодательства. Норма, содержащаяся в ст. 206 ГПК РФ нормы, следовательно, является незаконным. Установление двухмесячного срока относительно приобретения жилого помещения и передачи его в собственность муниципального образования заведомо неисполнимо с учетом сроков, установленных ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и законом СО от 10.04.1995г. № 9-ОЗ «Об управлении муниципальной собственностью СО», поскольку зависит от действий Федеральных органов государственной власти. Просят в иске отказать (л.д. 28-29).
Представитель СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие. С иском не согласны, так как в соответствии с постановлением Правительства СО № 646-ПП от 20.04.2010года «Об утверждении порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…, за счет средств областного бюджета Фонд является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для данной категории лиц. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в сумме 229370тыс.рублей, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. В силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти. К таковым Фонд не относится.
Представитель Администрации Белоярского городского округа в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований прокурора в части, обязывающей Администрацию Белоярского ГО в течение месяца со дня передачи Правительством СО жилого помещения, приобретенного для <ФИО>6, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>6 договор социального найма жилого помещения, отказать за необоснованностью, поскольку данные требования заявлены преждевременно. В настоящее время какими-либо действиями (бездействием) или решением Администрации Белоярского ГО права <ФИО>6 не нарушены. Действия Администрации БГО по предоставлению истице жилья могут быть совершены только в случае передачи муниципальному образованию жилого помещения Правительством СО.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно копии свидетельства о рождении <ФИО>1, <дата>года рождения, ее родителями являются <ФИО>4 и <ФИО>5 (л.д. 12).
<дата> решением Белоярского районного суда <адрес> <ФИО>4 и <ФИО>5 лишены родительских прав в отношении дочери <ФИО>1, <дата>.рождения (л.д. 19-20).
Согласно информации, полученной из ГОУ СО СРЦН <адрес> <ФИО>1 с <дата> находилась на полном государственном обеспечении с <дата>, <дата> выбыла в детский дом <адрес>. С <дата> помещена на основании отказа от опеки, выбыла <дата> в спец.училище (л.д. 11).
<дата> <ФИО>1 заключила брак с <ФИО>2 и ей присвоена фамилия <ФИО>2 (л.д. 17).
Согласно справке БТИ и РН «Белоярского района» <ФИО>6 в <адрес> не имеет на праве личной собственности жилого дома, приватизированной квартиры, право на приватизацию не использовано (л.д. 16).
Об отсутствии жилого помещения у <ФИО>6 свидетельствует и распоряжение главы Администрации Белоярского ГО <номер> от <дата>, согласно пункта 3 которого <ФИО>2 <данные изъяты>. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий исходя из того, что она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (л.д.14).
Кроме того, <ФИО>2 <данные изъяты>. включена в списки граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Белоярскому ГО, состоит на учете с 2004года (л.д. 8, 9-10).
Таким образом, установлено, что <ФИО>6 (ранее - <данные изъяты> является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного за ней жилого помещении, то есть на нее распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован указанным Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанном Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
20 апреля 2010 года постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета (далее Порядок).
В соответствии с Порядком на 2010 год уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее Фонд).
Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.
Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений <ФИО>6 Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года № 646-ПП возлагается как на Правительство Свердловской области, так и на Администрацию Белоярского городского округа, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Поэтому исковые требования Белоярского межрайонного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа Свердловской области жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для <ФИО>6 и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа Свердловской области.
Обязать Администрацию Белоярского городского округа <адрес> в течение месяца со дня передачи <адрес> жилого помещения, приобретенного для <ФИО>6, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>6 договор социального найма жилого помещения.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения (решения суда в окончательной форме).
Председательствующий: А.Г.Вострецова
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.