Решение от 15.02.2011 г. по делу № 2-82/11



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2011 года р.п. Белоярский

Белоярский районный суд свердловской области в составе:

председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,

при секретаре Шевцовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании действий незаконными, обязании разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л :

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковыми требованиями в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области, к ООО <данные изъяты>» о признании действий незаконными, обязании разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. В обоснование иска указал следующее. В ходе прокурорской проверки, проведенной в связи с обращением членов коллективного сада <данные изъяты> выявлено, что ООО «<данные изъяты>» допускает грубые нарушения действующего законодательства - у предприятия отсутствуют нормативы допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Согласно Уставу ООО «<данные изъяты>» основным направлением деятельности предприятия является утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение опасных для окружающей природной среды материалов и веществ (кроме радиоактивных). С <дата> по <дата> Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой осуществлена внеплановая выездная проверка совместно с межрайонной Белоярской прокуратурой, Министерством природных ресурсов Свердловской области по поводу соблюдения ООО «<данные изъяты>» природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет сбор, складирование, размещение, захоронение отходов 4 и 5 класса опасности на свалке бытовых отходов, принимаемых от населения и сторонних организаций. По результатам проверки было выявлено несоблюдение ООО «<данные изъяты>» ст.ст.19,21,22,23 Закона РФ от 10.01.2002года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 11,12,14 Закона РФ от 04.05.1999года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно у предприятия не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не получено в установленном законом порядке специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о чем Министерством природных ресурсов Свердловской области был составлен акт проверки № 173 от 01.12.2010года. В силу ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. На основании ч. 1 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Порядок получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду регламентируется «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду», утв. Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 (ред. от 20.05.2010).

Бездействие ответчика, выражающееся в неоформлении необходимых разрешительных документов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Из смысла ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что одними из принципов охраны окружающей среды являются:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Разрешительные документы (Проект нормативов предельно допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на благоприятную среду. Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения окружающей среды.

Просит признать незаконными действия ООО «<данные изъяты>» по осуществлению сбора, складирования, размещения, захоронения отходов 4 и 5 класса опасности на свалке бытовых отходов, в отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; обязать ООО «<данные изъяты> в течении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

В настоящее судебное заседание представитель Свердловского межрайонного природоохранного прокурора не явился. Просят рассмотреть дело без участия представителя прокуратуры. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражают. Заявленные требования поддерживают в полном объеме.

Представитель истца - Министерства природных ресурсов Свердловской области в суд не явился. Просят рассмотреть дело в отсутствие должностных лиц министерства. Исковые требования поддерживают.

Ответчик ООО «<данные изъяты>» был извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается распиской представителя ООО «<данные изъяты>» <ФИО>2, действующего на основании доверенности от <дата>, в получении повестки по делу, однако в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не уведомил. Из отзыва директора ООО «<данные изъяты>» <ФИО>3, направленного в суд ранее следует, что с исковыми требованиями Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в части признания незаконными действий по осуществлению сбора, складирования, размещения, захоронения отходов 4 и 5 классов опасности на свалке бытовых отходов. В отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не согласны, поскольку в течение 2010года за 1, 2, 3 и 4 кварталы в Уральское управление Ростехнадзора ими были представлены Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с этими расчетами была произведена оплата. В настоящее время ими приняты меры по разработке и утверждению проекта нормативов предельно допустимых выбросов и получению разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (л.д. 40).

Поскольку ответчик, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суд не уведомил, с учетом мнения Свердловского межрайонного природоохранного прокурора суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица - Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд не явился. Просят рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в суд не явился, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Исковые требования поддерживают.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

<дата> в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - ООО «<данные изъяты>», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 9).

Согласно п. 2.2. Устава предметом деятельности ООО «<данные изъяты>» являются утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение опасных для окружающей природной среды материалов и веществ (кроме радиоактивных). (л.д. 10-23).

В соответствии с абз. 1 п. 2.3. Устава отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, Общество может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий) Право Общества осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

<дата> между Администрацией Белоярского городского округа Свердловской области и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды <номер> находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с целевым использованием под объект специального назначения - свалка бытовых отходов) общей площадью 30000кв.м. Данный договор зарегистрирован ФРС по <адрес> <дата> №№ <номер>

<дата> ООО «<данные изъяты>» получена лицензия № <номер> серия 66 <номер> на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, выданная Уральским Управлением Ростехнадзора.

С <дата> по <дата> по обращению членов коллективного сада «<данные изъяты>» Уральского Водоканалпроекта Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой осуществлена внеплановая выездная проверка совместно с межрайонной Белоярской прокуратурой, Министерством природных ресурсов <адрес> по поводу соблюдения ООО «<данные изъяты> природоохранного законодательства. В ходе данной проверки выявлено, что ООО «<данные изъяты>», осуществляя сбор, складирование, размещение, захоронение отходов 4 и 5 класса опасности на свалке бытовых отходов, принимаемых от населения и сторонних организаций, не соблюдает требования ст.ст.19,21,22,23 Закона РФ от 10.01.2002года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 11,12,14 Закона РФ от 04.05.1999года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно: у предприятия не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не получено в установленном законом порядке специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается Актом проверки Министерством природных ресурсов Свердловской области <номер> от <дата> (л.д. 24-26).

<дата> на основании вышеуказанного акта проверки государственным инспектором Свердловской области по охране природы Министерства природных ресурсов Правительства Свердловской области в адрес ООО «<данные изъяты> вынесено предписание за <номер> об устранении нарушений в области охраны окружающей среды, водного законодательства, выявленных в результат проверки, что не оспаривается ответчиком (л.д. 66-67).

Из объяснения гл.инженера ООО «<данные изъяты>» <ФИО>1, действующего по доверенности, данного на имя Свердловского межрайонного природоохранного прокурора <дата> следует, что проект предельно допустимых выбросов находится в разработке, но с Ростехнадзором не согласован. Предприятие - ООО «<данные изъяты>» не имеет разрешение на выбросы в окружающую среду вредных веществ, за осуществление своей деятельности без разрешения платит 5-кратный размер за выбросы в окружающую среду каждый квартал (л.д. 32).

В силу ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Согласно ч. 1. ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В силу ч. 4 ст. 23 указанного Федерального закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Порядок получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду установлен «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду», утв. Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 (в ред. от 20.05.2010).

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» одними из принципов охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Обязанность ответчика по разработке и утверждению проекта нормативов предельно допустимых выбросов, получению разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предусмотрена Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха».

Судом установлено, что ООО «<данные изъяты>», осуществляя сбор, складирование, размещение, захоронение отходов 4 и 5 класса опасности на свалке бытовых отходов, принимаемых от населения и сторонних организаций, не имеет согласованного в установленном законом порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тем самым нарушает вышеназванные требования природоохранного законодательства, что создает предпосылки для загрязнения окружающей среды, нарушает конституционное право граждан на благоприятную среду.

Поэтому исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> по осуществлению сбора, складирования, размещения, захоронения отходов 4 и 5 класса опасности на свалке бытовых отходов, расположенной на земельном участке площадью 30000кв.м. по адресу: <адрес>, восточнее 23-24 км автодороги Екатеринбург-Тюмень, в отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду на свалке бытовых отходов, расположенной на земельном участке площадью 30000кв.м. по адресу: <адрес>, восточнее 23-24 км автодороги Екатеринбург-Тюмень.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд.

Председательствующий: А.Г.Вострецова

Мотивированное решение (решение в окончательной форме) изготовлено 22 февраля 2011 года.