Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 года Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,
при секретаре Шевцовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <ФИО>2, <ФИО>3 об оспаривании распоряжений главы Белоярского городского округа об отклонении проекта муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования, обязании главы Белоярского городского округа согласовать проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования и вынести постановления об изменении вида разрешенного использования земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
<ФИО>2, <ФИО>3 обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжений главы Белоярского городского округа об отклонении проекта муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования, обязании главы Белоярского городского округа согласовать проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования и вынести постановления об изменении вида разрешенного использования земельных участков. В обоснование требований указали следующее. <дата> Администрацией Белоярского городского округа Свердловской области были проведены общественные слушания по проекту муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности <ФИО>2, с кадастровым номером <номер>, площадью 43638 кв.м., расположенный в <адрес>, южнее железнодорожной станции «Марамзино» в сторону федеральной автодороги Екатеринбург-Курган, а также в собственности <ФИО>3, с кадастровым номером <номер> площадью 220000 кв.м., расположенный в <адрес>. После проведения публичных слушаний, комиссией были приняты решения об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, принадлежащих к категории земель сельскохозяйственного назначения, на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства». В соответствии с п. 5.1 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа, утвержденных решением Думы Белоярского городского округа от 07.12.2007 года № 89, результаты публичных слушаний оформляются в виде заключения. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в муниципальных средствах массовой информации не позднее чем через 10 дней после окончания публичных слушаний. В соответствии с п. 5.3 указанного положения, глава городского округа с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает одно из решений: 1. о согласии с проектом муниципального правового акта, 2. об отклонении проекта муниципального правового акта и направлении его на доработку. <дата> главой Белоярского городского округа были вынесены распоряжения <номер> в отношении <ФИО>5, <номер> в отношении <ФИО>2, согласно данным распоряжениям глава Белоярского городского округа отклонил проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков и направил на доработку. В данных распоряжениях указывается, что комиссия работала не в полном составе, проект муниципального правового акта населением не обсуждался, т.к. на публичных слушаниях присутствовали сотрудники КУМИ Белоярского городского округа и <ФИО>2, результаты проведенных публичных слушаний не были опубликованы в средствах массовой информации Белоярского городского округа для ознакомления, чем нарушен порядок, предусмотренный п. 5.1 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа, а также не выполнены требования ч.4 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. С выводами, указанными в распоряжениях главы Белоярского городского округа <номер>, <номер> от <дата>, заявитель не согласен. В соответствии с п. 4.2 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа участники публичных слушаний путем открытого голосования избирают председательствующего и секретаря. В положении отсутствуют условия обязательного присутствия на публичных слушаниях всей комиссии по проведению публичных слушаний. В Положении о публичных слушаниях указано о необходимости опубликования заключения о результатах публичных слушаний в средствах массовой информации не позднее чем через 10 дней, однако в Положении отсутствует требование о том, что такое опубликование должен проводить заявитель, в данной ситуации следует полагать, что опубликование результатов публичных слушаний, должен осуществлять орган, проводивший публичные слушания. Вышеуказанное положение не содержит нормы, которая указывала бы на минимальное количество присутствовавших лиц необходимое для проведения публичных слушаний, таким образом, утверждение главы Белоярского городского округа о том, что на публичных слушаниях вопрос не обсуждался, т.к. присутствовали только сотрудники КУМИ Белоярского городского округа и <ФИО>2 несостоятельны. Население, о дате и времени публичных слушаний было оповещено путем опубликования соответствующего объявления в средствах массовой информации Белоярского городского округа, на публичные слушания может явиться любое лицо и выразить свое мнение по вопросам, вынесенным на обсуждение. Заключения по результатам проведенных публичных слушаний, а также проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности <ФИО>2 и <ФИО>3 были переданы главе Белоярского ГО для ознакомления <дата>, сотрудником КУМИ Белоярского ГО <ФИО>8, поэтому утверждение главы Белоярского ГО о том, что ему не представлено заключение для ознакомления, противоречит действительности. Часть 4 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ не может быть применена в данной ситуации, т.к. данная статья порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, на публичных слушаниях обсуждался вопрос об изменении к вида разрешенного использования. Кроме того положения Градостроительного кодекса Российской Федерации РФ регулируют отношения, связанные с застройкой, капитальным строительством, зонированием территорий в границах населенного пункта, в данной ситуации вопрос рассматривается с землями сельскохозяйственного назначения, к землям населенных пунктов отношения не имеет. В соответствии с п. 5.3 положения глава Белоярского городского округа с учетом заключения о результатах публичных слушаний должен принять одно из двух решений. Заявители считают, что отсутствуют основания для отклонения проекта муниципального правового акта и направлении его на доработку, а главой должно быть принято одно решение, о согласии с проектом муниципального правового акта. Просят признать незаконными распоряжения главы Белоярского городского округа от <дата> <номер> об отклонении проекта муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>2, распоряжения главы Белоярского городского округа от <дата> <номер> об отклонении проекта муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>3; обязать главу Белоярского городского округа согласовать проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>2, площадью 43 638 кв.м., принадлежащего к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером <номер>, расположенного в <адрес>, южнее железнодорожной станции «Марамзино», и земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>3, площадью 220000 кв.м., с кадастровым номером <номер> расположенного в <адрес>, на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства».
В судебном заседании заявитель <ФИО>2, действуя в своих интересах и по доверенности в интересах <ФИО>3, уточнил требования, содержащиеся в п. 2 заявления следующим образом. Просит обязать главу Белоярского городского округа <ФИО>6 согласовать проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования и вынести постановления об изменении вида разрешенного использования и вынести постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>2 и земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>3 В остальной части заявление поддержал в полном объеме.
Представитель главы Белоярского городского округа по доверенности от <дата> <номер>, представитель Администрации Белоярского городского округа по доверенности от <дата> год № <номер> представитель КУМИ Администрации Белоярского городского округа по доверенности от <дата> <номер> <ФИО>7 с требованиями заявителей не согласился. В соответствии с пунктом 5.3 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа, утвержденного Решением Думы Белоярского городского округа от <дата> <номер>, глава городского округа с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает одно из решений: 1. о согласии с проектом муниципального правового акта, 2. об отклонении проекта муниципального правового акта и направлении его на доработку. При принятии решения по заявлениям <ФИО>2 и <ФИО>3 об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности указанных лиц, и вынесении распоряжений <номер>, 09 от <дата> глава Белоярского городского округа руководствовался вышеуказанными нормами муниципального нормативно-правового акта, а также решением Белоярского районного суда от <дата> в соответствии с которым на главу Белоярского городского округа судом была возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решения по заявлениям <ФИО>2 и <ФИО>3 в порядке, предусмотренном пунктом 5.3 Положения о публичных слушаниях. Во исполнение решения суда <дата> глава Белоярского городского округа издал распоряжения №№ <номер> об отклонении проектов муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности заявителей. При этом в распоряжениях изложены мотивы принятия главой Белоярского городского округа именно такого решения. Принятие главой Белоярского ГО иного решения по заявлениям <ФИО>2 и <ФИО>3 невозможно по следующим причинам. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросами местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься, в частности, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. В соответствии с подп. 3 п.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающей жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в опрядке, определенном уставом муниципального образования и (или)нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В соответствии с пунктами 1.2,1.5, 2.1, 4.1, 4.2 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа, утвержденного Решением Думы Белоярского городского округа от 07.12.2007 года№ 89, публичные слушания - это обсуждение проектов муниципальных правовых актов с участием жителей Белоярского городского округа проектов муниципальных правовых актов по вопросам, указанным в п. 4.1 настоящего положения; глава городского округа возлагает подготовку и проведение публичных слушаний на комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний(уполномоченный орган); уполномоченный орган перед открытием публичных слушаний проводит регистрацию участников с указанием фамилии, имени, отчества, места работы или адреса места жительства; участники публичных слушаний путем открытого голосования избирают председательствующего и секретаря. Публичные слушания по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих заявителям, проведены с нарушением вышеизложенных требований нормативных правовых актов. Из протоколов <номер> и <номер> от <дата>, листов регистрации участников публичных слушаний, проводимых по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков <ФИО>2 и <ФИО>3видно, что в качестве участников публичных слушаний были зарегистрированы 5 граждан, из которых 4 являются штатными сотрудниками КУМИ Администрации Белоярского городского округа, а 5 участников является <ФИО>2, который также является представителем <ФИО>3, т.е. заинтересованное лицо. Один из участников публичных слушаний, <ФИО>8, кроме того, не является жителем Белоярского городского округа, проживает в <адрес>, а также является секретарем комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний, то есть членом уполномоченного органа по проведению публичных слушаний, который не вправе участвовать в принятии решений по вопросам, вынесенным на обсуждение. <ФИО>8 была избрана участниками публичных слушаний председательствующим на публичных слушаниях с правом ведения обсуждения и подписания протокола о результатах голосовании по обсуждаемым вопросам, а другой сотрудник КУМИ <ФИО>9 избрана секретарем публичных слушаний. Таким образом, в публичных слушаниях участвовали 1 житель другого муниципального образования и член уполномоченного органа, 4 жителя Белоярского городского округа, из которых 3 являются работниками КУМИ Администрации Белоярского городского округа, а 1 - гражданин, являющийся заинтересованным лицом. Получается, что фактически какое-либо обсуждение жителями муниципального образования вопросов, вынесенных на публичные слушания, отсутствовало и мнение населения муниципального образования не сформировано и не получено, т.к. таковым нельзя считать мнение сотрудников КУМИ Администрации Белоярского городского округа и мнение заявителя. Кроме того, проведение публичных слушаний возложено Положением и распоряжением главы Белоярского городского округа от <дата> <номер> и <номер> на уполномоченный орган- комиссию, состоящую из 3 человек(председатель зам. Главы Администрации Белоярского ГО по экономике <ФИО>10, член комиссии- председатель КУМИ Администрации БГО <ФИО>11, секретарь комиссии <ФИО>8) Проведение публичных слушаний возможно только комиссионно, а не одним из его членов. В данном случае публичные слушания были проведены комиссией не в полномочном составе, одним секретарем комиссии <ФИО>8, которая одновременно являлась и председательствующим на публичных слушаний, не являясь по закону их участником. Считает, что был существенно нарушен порядок поведения публичных слушаний, в силу чего заключение по результатам публичных слушаний является незаконным, не могло и не может в настоящее время быть принято во внимание при решении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельных участков заявителей. А поскольку без учет заключения по результатам публичных слушаний в соответствии с законом глава муниципального образования не вправе принимать решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, глава Белоярского городского округа был не вправе принимать вообще какое-либо решение по заявлениям <ФИО>2 и <ФИО>3 В данном случае требовалось повторное проведение публичных слушаний в строгом соответствии с установленным порядком. В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. Согласно ч.4 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателями объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Из вышеизложенного следует, что при проведении публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка должны применяться положения закона, установленные для публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка должны применяться положения закона, установленные для публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Однако при проведении публичных слушаний по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков заявителей комиссией по проведению публичных слушаний не были соблюдены вышеуказанные требования закона, правообладатели земельных участков, имеющих общие границы с земельными участками заявителей, не были извещены в установленном порядке о проведении публичных слушаний и не имели возможности принять в них участие, что влечет нарушение из прав, а также свидетельствует о незаконности проведения публичных слушаний и их результатов, а также невозможности принятия решения главой Белоярского городского округа об изменении вида разрешенного использования земельных участков заявителей. Кроме того, полагает, что оспариваемые распоряжения главы Белоярского ГО являются законными, обоснованными и не повлекли нарушение или ограничение прав заявителей. Действующее законодательство Российской Федерации и Свердловской области не содержит норм о необходимости согласования главой муниципального образования проектов муниципальных правовых актов, принимаемых самим главой муниципального образования, а не каким-либо органом местного самоуправления по представлению главы. Предварительное согласование главой МО проекта мунициального првовго акта, принимаемого самим же главой МО не требуется и не имеет смысла. Направление согласованного проекта муниципального правового акта в Думу Белоярского городского округа также лишено всякого смысла и противоречит закону, поскольку решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимает глава МО, а не представительный орган местного самоуправления. Заявители сами просили суд обязать главу МО принять одно из двух вышеуказанных решений. Суд <дата> их требования удовлетворил. А глава исполнил решение суда. В настоящем судебном заседании <ФИО>2 и <ФИО>3 заявили, что их не устраивает ни первое. Ни второе возможные решения и просят обязать главу принять третье - об изменении вид разрешенного использования земельных участков, то есть фактически просят пересмотреть решение суда от13.12.2010 года, вступившее в законную силу и вынести другое решение. Просит отказать в удовлетворении заявления <ФИО>2 и <ФИО>3
Суд, выслушав мнения заявителя <ФИО>2, представителя заинтересованных лиц главы Белоярского ГО, Администрации Белоярского ГО, КУМ Администрации Белоярского ГО, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
<ФИО>2 и <ФИО>3 являются собственниками земельных участков: <ФИО>3 принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 220000 кв.м., расположенный в <адрес>, принадлежащий к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства». <ФИО>2 принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 43638 кв.м., расположенный в <адрес>, южнее железнодорожной станции «Марамзино» в сторону федеральной автодороги Екатеринбург-Курган, принадлежащий к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «для организации крестьянского хозяйства».
Заявители обратились в Администрацию Белоярского городского округа с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности каждого из них: <ФИО>3 с заявлением об изменении вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на разрешенное использовании «для ведения дачного хозяйства», <ФИО>2- с заявлением об изменении вида разрешенного использования « для организации крестьянского хозяйства (полевой участок)на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства».
Администрацией Белоярского городского округа изготовлены и подписаны главой Белоярского городского округа постановления о проведении публичных слушаний по проекту муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности каждого из заявителей.
Как следует из текста постановлений <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, глава Белоярского городского округа в целях создания условий для устойчивого развития муниципального образования, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц- правообладателей земельных участков, создания условий для привлечения инвестиций путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004№191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьей 16 Устава Белоярского городского округа, принятого решением Белоярской районной Думы от <дата> <номер>, Положением «О публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа», утвержденным решением Думы Белоярского городского округа от <дата> <номер>, постановлено назначить проведение публичных слушаний по проекту муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>3 площадью 220000 кв.м., принадлежащего к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый номер <номер>, расположенного по адресу Российская Федерация, <адрес>, с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства», а также земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>2, площадью 43638 кв.м., принадлежащего к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый номер <номер>, расположенного по адресу Российская Федерация, <адрес>, южнее железнодорожной станции «Марамзино» в сторону Федеральной автодороги Екатеринбург -Курган, с разрешенного использования «для организации крестьянского хозяйства» (полевой участок) на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства»; опубликовать в общественно-политической газете «Новое знамя» проект муниципального правового акта об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования; установить срок обсуждения проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, с <дата> по <дата>; определен следующий порядок обращения заинтересованных лиц по поводу внесения предложений и замечаний по вопросу, вынесенному на рассмотрение на публичных слушаниях: заинтересованные лица вправе в период с 08 часов <дата> до 14 часов 00 мин. <дата> направить свои заявки на участие в публичных слушаниях, а также предложения и рекомендации, касающиеся изменения одного вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на другой вид разрешенного использования для включения их в протокол публичных слушаний по адресу <адрес> <адрес>, <адрес>; постановлениями установлены даты, время и место проведения публичных слушаний: по земельному участку <ФИО>3 - <дата> в 15 часов по адресу <адрес>; по земельному участку <ФИО>2 - <дата> в 14 часов 30 минут по адресу <адрес>. Согласно п. 6 каждого из постановлений №№ <номер> от <дата> для подготовки проекта муниципального правового акта об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования и проведения публичных слушаний по проекту муниципального правого акт об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид создана Комиссия по проведению публичных слушаний в составе: <ФИО>10 - председателя комиссии; <ФИО>8- секретаря комиссии; <ФИО>11-члена комиссии; комиссии поручено подготовить и провести публичные слушания по проекту муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка, указанного в пункте 1 постановлений, на другой вид разрешенного использования; осуществить мероприятия, предусмотренные пунктом 3.3 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа; по результатам проведения публичных слушаний подготовить заключение и направить его главе Белоярского городского округа не позднее <дата>. В соответствии с п. 8 постановлений настоящие постановления направить для официального опубликования в общественно-политической газете «Новое знамя».
Публичные слушания проведены <дата>.
<дата> Глава Белоярского городского округа направил заявителем <ФИО>3 и <ФИО>2 сообщения о том, что согласно заключению, предоставленному Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области Белоярского управления сельского хозяйства вид разрешенного использования земельных участков оставлен без изменения.
<ФИО>2 и <ФИО>3 оспорили в судебном порядке отказ главы Белоярского городского округа в согласовании заключений о результатах публичных слушаний от <дата> по проектам муниципальных правовых актов об изменении видов разрешенного использования земельных участков.
<дата> Белоярский районный суд <адрес> вынес решение. которым удовлетворил заявление <ФИО>2 и <ФИО>3 об оспаривании отказа главы Белоярского ГО в согласовании заключений о результатах публичных слушаний от <дата> по проектам муниципальных правовых актов об изменении видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <номер>; обязал главу Белоярского городского округа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод <ФИО>2, приняв по заявлению <ФИО>2 об изменении вида разрешенного использования - земельного участка площадью 43 638 кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенного в <адрес>, южнее железнодорожной станции «Марамзино» в сторону федеральной автодороги Екатеринбург-Курган, находящегося в собственности <ФИО>2, решение в порядке п. 5.3 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа в десятидневный срок со дня вступления в законную силу, а также обязал главу Белоярского городского округа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод <ФИО>3, приняв по заявлению <ФИО>3 об изменении вида разрешенного использования - земельного участка площадью 220 000 кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенного в <адрес>, решение в порядке п. 5.3 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа в десятидневный срок со дня вступления в законную силу.
<дата> главой Белоярского городского округа вынесены распоряжения <номер> и <номер> об отклонении проектов муниципальных нормативных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельных участков <ФИО>12 и <ФИО>3
Данные распоряжения оспаривают заявители.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9 ст.1, п.2 и п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п.6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Таким образом, земельные участки заявителей входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, а следовательно, градостроительные регламенты для них не устанавливаются.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 01 января 2012 года, изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления, с учетом публичных слушаний.
В соответствии с требованиями ч.1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно ч.2 ст. 28 данного Федерального закона публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
В соответствии с п. 3 ч.3 ст. 28 настоящего Федерального закона на публичные слушания должны выноситься, в том числе и вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ)
Согласно ч.4 ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
На основании с ч.1 и п. 11 ч.3 ст. 16 Устава Белоярского городского округа в целях обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Думой городского округа, главой городского округа проводятся публичные слушания. Вопросы изменения одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки выносятся на публичные слушания.
В силу ч.4 ст. 16 Устава Белоярского городского округа результаты публичных слушаний оформляются в виде решений, носящих рекомендательный характер.
Согласно п.п. 3 п.7 Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Белоярского городского округа», утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от <дата> <номер> изменение в порядке, предусмотренном законодательством, видов разрешенного использования земельных участков, относится к полномочиям главы городского округа в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 1.5 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа, утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от <дата> <номер> публичные слушания проводятся в форме обсуждения населением городского округа проектов муниципальных правовых актов по вопросам, указанным в п. 1.4 настоящего Положения.
А согласно п. 1.4 Положения на публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности в обязательном порядке выносятся в том числе вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что глава Белоярского городского округа законно вынес постановления от <дата> <номер> и 2212, которыми назначил проведение публичных слушаний по проекту муниципального правового акта об изменении видов разрешенного использования земельных участков <ФИО>2 и <ФИО>3
В соответствии с п. 5.1 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа, утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от <дата> <номер>, результаты публичных слушаний оформляются в виде заключения. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в муниципальных средствах массовой информации не позднее чем через 10 дней после окончания публичных слушаний.
Согласно п. 5.3 указанного Положения глава городского округа с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает одно из следующих решений: 1)о согласии с проектом муниципального правового акта; 2) об отклонении проекта муниципального правового акта и направлении его на доработку.
<дата> глава Белоярского городского округа отклонил проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности заявителей.
Основания такого решения приведены в распоряжениях главы Белоярского городского округа №№ <номер> от <дата>. Таковыми являются: 1. наличие заключения территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти свердловской области Белоярского управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (ТОИОГВ СО Белоярское УСХиП МСХи П СО) <номер> от <дата>, полагавшего необходимым отклонить проекты муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания; 2 Комиссия по проведению публичных слушаний по проектам муниципальных правовых актов в ходе проведения публичных слушаний <дата> работала не в полномочном составе, 3. проекты вышеуказанных муниципальных правовых актов населением городского округа не обсуждались, так как на публичных слушаниях в соответствии с листком регистрации участников публичных слушаний от17.09.2010 года присутствовали только сотрудники КУМИ Администрации Белоярского городского округа и <ФИО>2, 4. заключение о результатах публичных слушаний по проекту муниципальных правых актов об изменении вида разрешенного использования земельных участков, не оформлено, не опубликовано в муниципальных средствах массовой информации, не представлено главе Белоярского городского округа для ознакомления, чем нарушен порядок, предусмотренный пунктом 5.1 раздела 5 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа, 6.комиссией по проведении публичных слушаний не выполнены требования ч.4 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельных участков заявителей отклонены главой Белоярского городского округа и направлены на доработку в Комиссию по проведению публичных слушаний.
Согласно справки <номер> от <дата> КУМИ Администрации Белоярского городского округа <дата> в здании Администрации Белоярского городского округа по адресу <адрес> комиссией по проведению публичных слушаний были проведены публичные слушания по вопросам об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности <ФИО>12и <ФИО>3, в которых принимали участие сотрудники Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа: <ФИО>8- специалист 1 категории Администрации Белоярского городского округа, <ФИО>13-ведущий специалист КУМИ Администрации Белоярского городского округа; <ФИО>9- старший инспектор КУМИ Администрации Белоярского городского округа, <ФИО>14-специалист 1 категории КУМИ Администрации Белоярского городского округа(л.д.52).
Из листов регистрации участников публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося на праве собственности <ФИО>2 и <ФИО>3, в публичных слушаниях участвовали <ФИО>8- житель <адрес>, а также <ФИО>13,Ивойлова С.М., <ФИО>14, <ФИО>2 (л.д.54, 61)
Согласно протоколов <номер> и <номер> регистрационной комиссии по проведению публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка земельных участков <ФИО>2 и <ФИО>3, количество зарегистрированных лиц, принимающих участие в публичных слушаниях -пять.
В ходе публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося на праве собственности <ФИО>2, была избрана председательствующим <ФИО>8, секретарем -<ФИО>9 В ходе публичных слушаний было принято решение: изменить вид разрешенного использования земельного участка, находящегося на праве собственности <ФИО>2 с разрешенного использования «для организации крестьянского хозяйства (полевой участок) на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства». (л.д.57-58).
Аналогичное решение было принято по проекту муниципального правового акта о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося на праве собственности <ФИО>3 (л.д.63-65).
Судом исследованы заключения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес>- Белоярского управления сельского хозяйства от <дата>, согласно которым указанный орган категорически возражает против изменения вида разрешенного использования земельных участков заявителей- земель сельскохозяйственного назначения с разрешенного использования, на другой вид. Земельный участок <ФИО>2 расположен между автомобильной и железной дорогами направления Екатеринбург-Каменск-Уральский, к населенным пунктам не примыкает. В настоящее время может использоваться для выращивания сельскохозяйственных культур. (л.д.59). Земельный участок <ФИО>3 выделен из земель ПСК «<данные изъяты>», расположен в середине пахотного массива. Размещение дачных строений затруднит механизированную обработку полей и значительно уменьшит севооборот. Кроме того, возникнет необходимость отчуждения земель для подъездных дорог, линий электропередач и т.д. Собственнику рекомендовано использовать участок для производства сельскохозяйственной продукции или сдавать в аренду. (л.д. 59,66).
Факт неопубликования в муниципальных средствах массовой информации заключения о результатах публичных слушаний по проектам муниципальных правовых актов по двум земельным участкам заявителей <ФИО>2, действуя в своих интересах и интересах <ФИО>3 не оспаривает, но полагает, что заявители не должны нести ответственность за неопубликование в муниципальных средствах массовой информации заключений о результатах публичных слушаний.
Суд приходит к выводу о том, что в силу п. 5.3 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности а территории Белоярского городского округа, утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от <дата> <номер>, глава Белоярского городского округа имеет полномочия на принятие решения об отклонении проектов муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности <ФИО>2, а также <ФИО>3 и направлении на доработку в комиссию по проведению публичных слушаний.
Порядок принятия решения по обращениям <ФИО>2 и <ФИО>3 в настоящее время главой Белоярского городского округа соблюден.
Принимая оспариваемые в настоящее время решения, глава Белоярского городского округа пришел к выводу о том, что Комиссия по проведению публичных слушаний работала не в правомочном составе, проекты муниципальных правовых актов населением городского округа не обсуждался, так как на публичных слушаниях в соответствии с листом регистрации участников публичных слушаний присутствовали только сотрудники КУМИ Администрации Белоярского городского округа и <ФИО>2. заключение о результатах публичных слушаний по проектам муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельных участков заявителей не оформлено, не опубликовано в муниципальных средствах массовой информации, не представлено главе Белоярского городского округа для ознакомления, чем нарушен порядок, предусмотренный п. 5.1 раздела 5 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Белоярского городского округа, Комиссией по проведению публичных слушаний не выполнены требования ч.4 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, главой Белоярского городского округа учтены заключения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Белоярского управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области <номер> от <дата>, полагавшего необходимым отклонить проекты.
Суд приходит к выводу о том, что глава вправе учесть такие заключения, поскольку заключения государственным органом, даны в интересах Белоярского городского округа, и с учетом Положения «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Белоярского городского округа», утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от <дата> <номер>.
Содержание оспариваемых постановлений главы Белоярского городского округа соответствует требованиям Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности а территории Белоярского городского округа, утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от <дата> <номер>.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявлений <ФИО>2 и <ФИО>3 об оспаривании распоряжения главы Белоярского городского округа от <дата> <номер> об отклонении проекта муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>2, распоряжения главы Белоярского городского округа от <дата> <номер> об отклонении проекта муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>3; обязании главы Белоярского городского округа согласовать проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>2, площадью 43 638 кв.м., принадлежащего к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером <номер>, расположенного в <адрес>, южнее железнодорожной станции «Марамзино», и земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>3, площадью 220000 кв.м., с кадастровым номером <номер> расположенного в <адрес>, на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства».
Суд не вправе, вынося решение в порядке ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязать главу Белоярского городского округа принять такое решение, которое отвечает только интересам заявителей, поскольку это ограничивает право главы Белоярского городского округа при принятии решения по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка, которым он наделен нормативным правовым актом органа местного самоуправления, принять одно из двух решений, предусмотренных п. 5.3 Положения о публичных слушаниях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности.
В удовлетворении заявления <ФИО>2. <ФИО>3 суд отказывает за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления <ФИО>2, <ФИО>3 об оспаривании распоряжения главы Белоярского городского округа от <дата> <номер> об отклонении проекта муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>2, распоряжения главы Белоярского городского округа от <дата> <номер> об отклонении проекта муниципального правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>3; обязании главы Белоярского городского округа согласовать проекты муниципальных правовых актов об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>2, площадью 43 638 кв.м., принадлежащего к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером <номер>, расположенного в <адрес>, южнее железнодорожной станции «Марамзино», и земельного участка, находящегося в собственности <ФИО>3, площадью 220000 кв.м., с кадастровым номером <номер> расположенного в <адрес>, на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства» и вынести постановления об изменении вида разрешенного использования земельных участков отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения (решения суда в окончательной форме).
Председательствующий: А.Г. Вострецова.
Мотивированное решение (решение суда в окончательной форме) изготовлено <дата>.