Решение от 17.02.2011 г. по делу № 2-50/11



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2011 года р.п. Белоярский

Белоярский районный суд свердловской области в составе:

председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,

при секретаре Шевцовой О.С.,

с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Юдиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах <ФИО>3 к Администрации Белоярского городского округа, Правительству Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании совершить действия по приобретению жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность, обязании произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключении договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковыми требованиями в интересах <ФИО>3, 1982года рождения, к Администрации Белоярского городского округа, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», <адрес>, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании совершить действия по приобретению жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность, обязании произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключении договора социального найма. В обоснование иска Белоярский межрайонный прокурор указал следующее. Решением Белоярского районного суда от 1996года отменено усыновление <ФИО>3, <дата>.рождения <ФИО>1 и <ФИО>2 Несовершеннолетний <ФИО>3, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в 1997году был помещен в Дом детства <адрес> на полное государственное обеспечение. В периоды с 1999 по 2000годы и с 2004 по 2008годы <ФИО>3 отбывал наказание в виде лишения свободы. Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по Белоярскому городскому округу, <ФИО>3 значится од номером 3 с 2003года.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абз.2, п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Обеспечение жильем указанной категории лиц является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Правительством Свердловской области с 2006года ежегодно издается Постановление об утверждении порядка обеспечения в текущем году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно указанного порядка к полномочиям органов местного самоуправления отнесено формирование списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые приобрел или построил Фонд после проведения конкурсов за счет средств областного бюджета и безвозмездно передал в муниципальную собственность для выдачи по договорам социального найма. Поэтому обязанность по предоставлению жилого помещения <ФИО>3 Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996года возлагается, как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию Белоярского городского округа. Правительство Свердловской области, а именно СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», выделяет денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения, совершает действия по зачислению жилого помещения в казну Свердловской области, а затем совершает действия по передаче жилого помещения в собственность муниципального образования по месту жительства лица, которому данное жилое помещение подлежит передаче на условиях договора социального найма. Администрация муниципального образования обязана принять в муниципальную собственность передаваемое жилое помещение и заключить с лицом, которое на него имеет право, договор социального найма. С 2003года <ФИО>3 включен в список граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении по Белоярскому городскому округу и не имеющих закрепленного жилого помещения, однако жилое помещение для него Правительством Свердловской области не приобретено и не построено, и не передано в муниципальную собственность, что является нарушением жилищных прав истца. В силу того, что <ФИО>3 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. из категории социально незащищенных граждан, юридически не грамотен, прокурор обращается в суд в защиту его нарушенных жилищных прав. Просит обязать СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для <ФИО>3 и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа. Обязать администрацию Белоярского городского округа в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилого помещения, приобретенного для <ФИО>3, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>3 договор социального найма жилого помещения.

В дальнейшем Белоярский межрайонный прокурор исковые требования уточнил. Поскольку согласно порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для <ФИО>3 и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа. Обязать администрацию Белоярского городского округа в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилого помещения, приобретенного для <ФИО>3, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>3 договор социального найма жилого помещения.

В настоящем судебном заседании помощник Белоярского межрайонного прокурора Юдина О.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Истец <ФИО>3 в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.

Представитель СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие. С иском не согласны, так как в соответствии с постановлением Правительства СО № 646-ПП от 20.04.2010года «Об утверждении порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…, за счет средств областного бюджета Фонд является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для данной категории лиц. Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в сумме 229370тыс.рублей, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. Фонд не является органом исполнительной власти по месту жительства <ФИО>3, а также распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является областным государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и архитектуры СО и действует по приказу министра, не входит в структуру Правительства СО, следовательно, не может быть ответчиком по вопросам, связанным с обеспечением жильем.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие. Указали, что на сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства СО об утверждении порядка обеспечения в 2011году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, получателем средств по данному коду расходов является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Просят в иске к Министерству отказать, так как обеспечение жильем <ФИО>3, при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.

Представитель ответчика - Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором также просят рассмотреть дело в их отсутствие. Указали, что Правительством Свердловской области утвержден Порядок обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. Расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Свердловской областью выполняются. От имени Свердловской области жилые помещения, приобретенные Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, зачисляются в казну Свердловской области и передаются в муниципальную казну Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области. В иске прокурора не указан размер жилого помещения, которое требуется предоставить. Считают Правительство Свердловской области ненадлежащим ответчиком и просят отказать в удовлетворении исковых требований к Правительству Свердловской области.

Представитель ответчика - Администрации Белоярского городского округа в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований прокурора к Администрации Белоярского ГО возражают. Полагают, что совершение Администрацией Белоярского ГО действий по регистрации муниципальной собственности на жилое помещение, предоставленное <ФИО>3 и заключению с ним договора социального найма на данное жилое помещение являются производными от действий органов государственной власти Свердловской области, которые в соответствии с установленным порядком приобретают жилые помещения для детей-сирот и передают их в муниципальную собственность. Поскольку в настоящее время жилое помещение для <ФИО>3 не приобретено и в муниципальную собственность не передано, Администрация Белоярского ГО, КУМИ Администрации Белоярского ГО не имеют возможности зарегистрировать право муниципальной собственности на жилое помещение и заключить с <ФИО>3 договор социального найма. Полагают, что прав <ФИО>3 на заключение договора социального найма Администрацией Белоярского ГО и КУМИ Администрации Белоярского ГО не нарушено, ему в заключении договора социального найма не отказано, какой-либо спор в настоящее время между <ФИО>3 и органом местного самоуправления отсутствует в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.

Представитель третьего лица - КУМИ Белоярского городского округа в суд не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска отказать по тем же основаниям, указанным в заявлении Администрации Белоярского ГО.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Решением Белоярского районного суда от <дата> отменено усыновление <ФИО>3, <дата>.рождения <ФИО>1 и <ФИО>2 (л.д. 6).Несовершеннолетний <ФИО>3 передан органам опеки и попечительства, после чего в 1997году был помещен в Дом детства <адрес> на полное государственное обеспечение.

Распоряжением главы Муниципального образования <адрес> <номер> от <дата> в связи с помещением в Дом детства <адрес> за временноотсутствующим <ФИО>3, до его совершеннолетия, была сохранена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 17).

В периоды с 1999 по 2000годы и с 2004 по 2008годы <ФИО>3 отбывал наказание в виде лишения свободы, что подтверждается справкой УФСИН России по <адрес> <номер> от <дата> (л.д. 13).

Согласно справку МУП «<данные изъяты>» от <дата> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрирована <ФИО>2 (л.д. 10).

В настоящее время <ФИО>3 зарегистрирован по адресу: <адрес> в общежитии, что подтверждается отметкой о регистрации в его паспорте (л.д. 11-12).

<дата> <ФИО>3 заключил брак с <ФИО>4, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака (л.д. 10).

<дата> у <ФИО>3 родилась дочь - <ФИО>5 (л.д. 14).

Согласно справке БТИ и РН «Белоярского района» <ФИО>3 в <адрес> не имеет на праве собственности жилого дома, приватизированной квартиры, право на приватизацию не использовано (л.д. 9).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав <ФИО>3, <дата> рождения на имеющиеся у него объекты недвижимости отсутствуют (л.д. 8).

Об отсутствии жилого помещения у истца свидетельствуют также заявление <ФИО>3 Главе администрации Белоярского ГО о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения (л.д.7), список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без печения родителей, не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Белоярскому городскому округу, где под № 3 значится <ФИО>3 (л.д. 22), справка Администрации Белоярского ГО от <дата> о том, что <ФИО>3, состоящему на учете с 2003года в списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилье не предоставлялось (л.д. 15).

Таким образом, установлено, что <ФИО>3 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного за ним жилого помещении, то есть на него распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован указанным Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанном Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

<дата> постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета (далее Порядок).

В соответствии с Порядком на 2010 год уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее Фонд).

Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.

Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения <ФИО>3 Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года № 646-ПП возлагается как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию Белоярского городского округа, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Поэтому исковые требования Белоярского межрайонного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа Свердловской области жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для <ФИО>3 и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа Свердловской области.

Обязать администрацию Белоярского городского округа Свердловской области в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилого помещения, приобретенного для <ФИО>3, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>3 договор социального найма жилого помещения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения (решения суда в окончательной форме).

Председательствующий: А.Г.Вострецова

Мотивированное решение (решение суда в окончательной форме) изготовлено 24 февраля 2011 года.