Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд свердловской области в составе:
председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,
при секретаре Шевцовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах <ФИО>1 к Администрации Белоярского городского округа, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании совершить действия по приобретению жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность, обязании произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключении договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковыми требованиями в интересах <ФИО>1, <дата> рождения, к Администрации Белоярского городского округа, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области об обязании совершить действия по приобретению жилого помещения, передаче его в муниципальную собственность, обязании произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключении договора социального найма. В обоснование иска Белоярский межрайонный прокурор указал следующее. <ФИО>1, <дата>г.р., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в период с 1996года по 2005год находился на полном государственном обеспечении в Черноусовской специальной (коррекционной) школе-интернате, с 2005года о 2007год - на полном государственном обеспечении в ПУ <номер> в <адрес>. Распоряжением главы муниципального образования «Белоярский район» <ФИО>3 <номер> от <дата> за <ФИО>1 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Согласно информации ОГПН <адрес> жилой дом по вышеуказанному адресу был уничтожен пожаром в 1996году, следовательно, жилого помещения у <ФИО>1 на момент помещения в государственное учреждение не имелось. Постановлением главы Белоярского городского округа <номер> от <дата> <ФИО>1 признан нуждающимся в жилом помещении, так как не являлся нанимателем или собственником жилого помещения. Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по Белоярскому городскому округу, <ФИО>1 значится под номером 14.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абз.2, п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Обеспечение жильем указанной категории лиц является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Правительством Свердловской области с 2006года ежегодно издается Постановление об утверждении порядка обеспечения в текущем году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно указанного порядка к полномочиям органов местного самоуправления отнесено формирование списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые приобрел или построил Фонд после проведения конкурсов за счет средств областного бюджета и безвозмездно передал в муниципальную собственность для выдачи по договорам социального найма. Поэтому обязанность по предоставлению жилого помещения <ФИО>1 Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996года возлагается, как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию Белоярского городского округа. Правительство Свердловской области, а именно СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», выделяет денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения, совершает действия по зачислению жилого помещения в казну Свердловской области, а затем совершает действия по передаче жилого помещения в собственность муниципального образования по месту жительства лица, которому данное жилое помещение подлежит передаче на условиях договора социального найма. Администрация муниципального образования обязана принять в муниципальную собственность передаваемое жилое помещение и заключить с лицом, которое на него имеет право, договор социального найма. В 2007году <ФИО>2. Н. окончил ПУ <номер> в <адрес>, однако жилое помещение для него Правительством Свердловской области не приобретено и не построено, и не передано в муниципальную собственность, что является нарушением жилищных прав истца. В силу того, что <ФИО>1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. из категории социально незащищенных граждан, юридически не грамотен, прокурор обращается в суд в защиту его нарушенных жилищных прав. Просит обязать СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для <ФИО>1 и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа. Обязать администрацию Белоярского городского округа в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилого помещения, приобретенного для <ФИО>1, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>1 договор социального найма жилого помещения.
В дальнейшем Белоярский межрайонный прокурор исковые требования уточнил. Поскольку согласно порядка обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для <ФИО>1 и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа. Обязать администрацию Белоярского городского округа в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилого помещения, приобретенного для <ФИО>1, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>1 договор социального найма жилого помещения.
В настоящее судебное заседание Белоярский межрайонный прокурор не явился. Просит рассмотреть дело в их отсутствие. Заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Истец <ФИО>1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области <ФИО>4, действующий на основании доверенности <номер> от <дата> заявленные исковые требования не признал. Пояснил, что Фонд не может являться ответчиком по данному делу. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является задачей органов местного самоуправления. Всеми ресурсами для этого располагает Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Фонд является получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для указанной категории лиц. Во внеочередном списке граждан нуждающихся в жилом помещении, <ФИО>1 значится под номером 14. Перед ним стоят другие лица, также нуждающиеся в жилье. В случае удовлетворения иска будут нарушены жилищные права других граждан.
Представитель ответчика - Администрации Белоярского городского округа <ФИО>5, действующий на основании доверенности от <дата> исковые требования не признал. Указал, что право истца на получение жилого помещения как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, гарантировано законом и не оспаривается ответчиками. Обязанность предоставить жилое помещение <ФИО>1 возложена законом на органы государственной власти Свердловской области, которые в соответствии с установленным порядком приобретают жилые помещения для детей-сирот и передают их в муниципальную собственность. Поскольку в настоящее время жилое помещение для <ФИО>1 не приобретено и в муниципальную собственность не передано, Администрация Белоярского ГО, КУМИ Администрации Белоярского ГО не имеют возможности зарегистрировать право муниципальной собственности на жилое помещение и заключить с истцом договор социального найма. Администрация Белоярского городского округа только предоставляет списки лиц, нуждающихся в жилье. Спора между истцом и Администрацией Белоярского городского округа нет, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к Администрации Белоярского городского округа не имеется.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие. Указали, что на сегодняшний день разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства СО об утверждении порядка обеспечения в 2011году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному проекту постановления, получателем средств по данному коду расходов является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в 2011году должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований, и направляться в Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Для распределения детям-сиротам построенных жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам с предварительным согласованием с органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Просят в иске к Министерству отказать, так как обеспечение жильем <ФИО>6, при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством и в пределах предусмотренных программой денежных средств.
Представитель ответчика - Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился. Направили отзыв, в котором также просят рассмотреть дело в их отсутствие. Указали, что Правительством Свердловской области утвержден Порядок обеспечения в 2010году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, которым установлено, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления. Данные жилые помещения строятся за счет средств бюджета Свердловской области и безвозмездно передаются в собственность органов местного самоуправления. Расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Свердловской областью выполняются. От имени Свердловской области жилые помещения, приобретенные Министерством строительства и архитектуры Свердловской области, зачисляются в казну Свердловской области и передаются в муниципальную казну Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области. В иске прокурора не указан размер жилого помещения, которое требуется предоставить. Считают Правительство Свердловской области ненадлежащим ответчиком и просят отказать в удовлетворении исковых требований к Правительству Свердловской области.
Представитель третьего лица - КУМИ Белоярского городского округа <ФИО>5, действующий на основании доверенности от <дата> <номер> исковые требования не признал.
Заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании решения исполкома Серовского городского совета народных депутатов <номер> от <дата> <ФИО>1, <дата>г.р., переведен из Серовского дома ребенка в детский дом на полное государственное обеспечение, поскольку мать <ФИО>2 недееспособна, отец юридически не значится. Жилой площади и имущества нет (л.д. 12).
Распоряжением главы Муниципального образования <адрес> <номер> от <дата> несовершеннолетний <ФИО>1 определен в Черноусовскую специальную (коррекционную) школу-интернат на полное государственное обеспечение с привлечением средств от пенсий, пособий, алиментов. За несовершеннолетним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 15).
Согласно справке ОГПН <адрес> от <дата> в результате пожара, произошедшего <дата>, уничтожен жилой дом, надворные постройки, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 13).
В период с <дата> по <дата> <ФИО>1 воспитывался в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Черноусовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии», после чего по направлению был зачислен в Каменск-Уральское ПУ <номер> на дальнейшее профессиональное обучение (л.д. 14).
Распоряжением главы Белоярского городского округа <номер> от <дата> «О признании детей-сирот нуждающимися в улучшении жилищных условий» <ФИО>1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (л.д. 16).
Согласно списка граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без печения родителей, не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Белоярскому городскому округу, <ФИО>1 значится в данном списке под № 14 (л.д. 18).
Об отсутствии жилого помещения у истца свидетельствует также список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без печения родителей, проживающих на территории муниципального образования, нуждающихся в жилье, составленный ТОИОГВСО - УСЗН <адрес>, где под № 7 значится <ФИО>1, дата постановки на учет - 2008год (л.д. 19-20).
В судебном заседании установлено, что на момент помещения несовершеннолетнего <ФИО>1 в государственное учреждение, жилого помещения у него не имелось, что не оспаривается сторонами. В настоящее время <ФИО>1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и также не имеет закрепленного за ним жилого помещении, то есть на него распространяется действие Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован указанным Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В указанном Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
<дата> постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета (далее Порядок).
В соответствии с Порядком на 2010 год уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее Фонд).
Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретаются путем аукциона.
Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения <ФИО>1 Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010года № 646-ПП возлагается как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию Белоярского городского округа, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».
Поэтому исковые требования Белоярского межрайонного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, совершить действия по приобретению на территории Белоярского городского округа Свердловской области жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Белоярского городского округа, для <ФИО>1 и передать его в муниципальную собственность Белоярского городского округа Свердловской области.
Обязать администрацию Белоярского городского округа Свердловской области в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилого помещения, приобретенного для <ФИО>1, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с <ФИО>1 договор социального найма жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения (решения суда в окончательной форме).
Председательствующий: А.Г.Вострецова
Мотивированное решение (решение суда в окончательной форме) изготовлено 24 февраля 2011 года.