РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2012 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Мамаева В.С.,
при секретаре судебного заседания Кашиной Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белоярского межрайонного прокурора (далее – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта органов местного самоуправления МО «п. Уральский»,
установил:
Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия решение Думы муниципального образования «п. Уральский» № 9 от 17.05.2012 «Об утверждении Порядка присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в муниципальном образовании «поселок Уральский». В обоснование заявленного требований указано, что вышеуказанным решением утвержден Порядок присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в муниципальном образовании «п. Уральский». Решение опубликовано в Информационном бюллетене муниципального образования «п. Уральский» № 9/230 от 18.05.2012. В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным правовым актам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, принятие оспариваемого решения не соответствует вышеуказанному принципу организации органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе РФ» порядок присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих может быть предусмотрен лишь законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Закона Свердловской области от 27.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» к компетенции органов местного самоуправления не отнесены полномочия по утверждению порядка присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих. Таким образом, оспариваемый нормативный акт противоречит федеральному и областному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем, подлежит признанию недействующим.
В судебном заседании заявитель помощник Белоярского межрайонного прокурора Нисковских Е.Н. полностью поддержала заявленное требование, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица главы Муниципального образования «п. Уральский» Рыжкова В.А. Авдеев В.В. возражал против удовлетворения заявления прокурора, при этом пояснив суду, что принятый Думой муниципального образования «п. Уральский» оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит ни Федеральному закону, ни Областному закону. Положения данного нормативного правового акт полностью дублируют положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих, указанного в Областном законе. В соответствии с Уставом МО «п. Уральский» Дума данного муниципального образования может принимать решения не только те, которые в соответствии с Уставом отнесены к ее компетенции, но и другие решения, не противоречащие действующему законодательству. В ст. 9.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ говориться лишь о том, что порядок может быть предусмотрен законом субъекта РФ.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо Дума муниципального образования «п. Уральский» в суд своего представителя не направили, о причинах неявки суд не уведомили.
Заслушав пояснения заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Как следует из руководящих разъяснений Пленума Верховного суда РФ, отраженных в п. 17 постановления от 29.11.2007 № 48, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В соответствии с п. 1 ст. 9.1. Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе РФ» законом субъекта РФ могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. При этом к полномочиям органов местного самоуправления в силу п. 2 ст. 9 этого же Федерального закона относиться лишь установление на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы, квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Таким образом, проанализировав в совокупности положения вышеуказанных норм, действующего Федерального закона, который имеет большую юридическую силу, чем Устав муниципального образования «п. Уральский», на который в своих возражениях ссылается представитель заинтересованного лица, суд считает, что представительный орган местного самоуправления муниципального образования «п. Уральский» вышел за рамки своих полномочий, приняв оспариваемое решение № 9 от 17.05.2012 «Об утверждении Порядка присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в муниципальном образовании «поселок Уральский», в связи с чем, требование прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление Белоярского межрайонного прокурор в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правого акта органа местного самоуправления МО «п. Уральский» удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Решение Думы муниципального образования «п. Уральский» № 9 от 17 мая 2012 года «Об утверждении Порядка присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в муниципальном образовании «п. Уральский».
Настоящее решение после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в информационном бюллетене Муниципального образования «п. Уральский»
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2012 года.
Председательствующий судья Мамаев В.С.