Решение от 14.10.2010 г. в отношении Шептилич В.П.



Р Е Ш Е Н И Е

14 октября 2010 г. р.п. Белоярский.

Судья Белоярского районного суда Свердловской области Н.Л. Курбатова, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении начальника Студенческой сельской Управы администрации Белоярского городского округа Шептилич Валентины Петровны в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации и по ее жалобе на постановление по делу об административном правонарушении <номер> от <дата> и.о. главного государственного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Бородиной А.С. о наложении административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

<дата> постановлением исполняющего обязанности главного государственного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Бородиной А.С. <номер> начальник Студенческой сельской Управы Администрации Белоярского городского округа Шептилич В.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Данное правонарушение было выявлено начальником Асбестовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Кабановым И.П. <дата> по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в связи с распоряжением начальника отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Асбест, п. Рефтинский, Белоярском районе и р.п. В-Дуброво о проведении внеплановой выездной проверки. В ходе настоящей проверки установлено, что в Студенческой сельской Управе администрации Белоярского городского округа, находящейся по адресу: Свердловская область, Белоярский район, п. Студенческий, ул. Мира, 14, начальник Управы Шептилич В.П., являющаяся должностным лицом допустила несоблюдение экологический и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, то есть не соблюла нормы действующего экологического законодательства, а также санитарного законодательства в соответствии со ст. 10 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ и должностной инструкции. На территории Студенчкеской сельской Управы обнаружены явные признаки длительного, как минимум несколько месяцев, хранения накопленных отходов на свалках, на территории поселка обнаружен излив на поверхности почвы жидких бытовых отходов из канализационных отходов.

Шептилич В.П., не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление <номер> от <дата> и.о. главного государственного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Бородиной А.С. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава инкриминируемого ему административного правонарушения. В обосновании жалобы Шептилич указала, что в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и из содержания ст. 6 Устава Белоярского городского округа, принятого решением Белоярской районной Думы от 27.06.2005 N 31, следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В рамках данного полномочия между Администрацией Белоярского городского округа и муниципальным унитарным предприятием «Белоярскагротранс» заключен договор от <дата>, согласно п. 1.1 которого Администрация (заказчик) поручает муниципальному унитарному предприятию «Белоярскагротранс», в частности, осуществлять действия по организации работ по санитарному содержанию мест общего пользования, благоустройству и санитарной очистке придомовых территорий, организации сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно п. 3.2.2., 3.2.5. указанного договора от <дата> Администрация Белоярского городского округа вправе осуществлять контроль за исполнением муниципальным унитарным предприятием «Белоярскагротранс» обязанностей по названному договору путем согласования (утверждения) планов, получения от муниципального унитарного предприятия «Белоярскагротранс» отчетов и иных сведений, предоставление которых предусмотрено договором, а также посредством оперативных проверок своевременности и качества выполнения работ по содержанию и ремонту, оказания коммунальных услуг; проводить совместно с муниципальным унитарным предприятием «Белоярскагротранс» обследования и проверки санитарного и технического состояния домов и придомовых территорий, оценивать качество выполнения порученных муниципальному унитарному предприятию «Белоярскагротранс» работ и оказанных услуг в соответствии с критериями качества, установленными действующими правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда.

Таким образом, функции по сбору, складированию, использованию, сжиганию, переработке, обезвреживанию, транспортировке, захоронению и иному обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами переданы Администрацией Белоярского городского округа лицу, непосредственно осуществляющему (обязанному осуществлять) вышеперечисленные действия (подрядчику).

Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами к обязанностям и компетенции Студенческой сельской Управы Администрации Белоярского городского округа в данном случае не относятся.

С целью реализации полномочий по решению вопросов местного значения городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Белоярского городского округа приняты и действуют «Правила благоустройства, обеспечения санитарного содержания территорий, обращения с бытовыми отходами в Белоярском городском округе», утвержденные решением Думы Белоярского городского округа от 29.03.2006 г, № 24, Разделом 7 указанных Правил предусмотрена система сбора, движения и утилизации бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с подпунктом 7.4,6.1. пункта 7.4. Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания территорий, обращения с бытовыми отходами вБелоярском городском округе утвержденных решением Думы Белоярского городского округа от 29.03.2006 г. № 24, бытовой мусор принимается от жителей муниципального жилищного фонда и индивидуальных жилых домов на основании договора на техническое обслуживание с уполномоченной организацией, стоимость данной услуги входит в платеж за коммунальные услуги; сбор ТБО от населения осуществляется специализированным автотранспортом ЖКХ населенных пунктов, согласно установленному графику движения и через контейнерный сбор со специально оборудованных площадок.


Таким образом, непосредственно сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов являются обязанностью организаций жилищно-коммунального комплекса, заключивших договора на оказание данной услуги с населением и взимающих с населения плату за вывоз ТБО.Органы местного самоуправления осуществляет лишь функцию организации сбора, вывоза, утилизации отходов, но не предоставляет непосредственно данные услуги населению» Свои организационные функции органы местного самоуправления выполнили в полном объеме: приняли соответствующий нормативный правовой акт в сфере обеспечения санитарного содержания территорий, заключили договор с организацией ЖКХ, осуществляющей сбори вывоз твердых и жидких бытовых отходов, Привлечение к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией ЖКХ своихобязанностей по договору на оказание услуг является сферой гражданско-правового регулирования и относится к компетенции арбитражных судов,

Считает, что еёвиновность в совершении данного правонарушения административным органом не доказана, а оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращений с отходами производства и потребления или инымиопасными веществами не имеется, поскольку ни Студенческая сельская Управа Администрации Белоярского городского округа, ни должностное лицо - начальник Управы - коммунальные услуги населению не оказывает, функции же по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов осуществляет МУП «Белоярскагротранс» на основании договорас Администрацией Белоярского городского округа и соответствующих договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, заключаемых с гражданами.

В ходе рассмотрения жалобы представитель начальника Студенческой сельской управы Шептилич В.П. - ФИО4 - доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила отменить постановление от <дата> о привлечении к административной ответственности, производство по делу прекратить по основаниям, подробно изложенным в жалобе.

Заслушав объяснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что поданная заявителем жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела об административном правонарушении в отношении Шептилич В.П. следует, что <дата> вынесено Распоряжение главного государственного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво о проведении внеплановой выездной проверки территорий населенных мест Белоярского городского округа, целью которой определено предотвращение здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды. Настоящая проверка инициирована на основании обращения ФИО5 от

<дата> с жалобой на возникшие угрозы здоровью и жизни граждан. Загрязнения окружающей среды, а именно на неудовлетворительное санитарное состояние территорий населенных мест п. Студенческий Белоярского городского округа.

В ходе данной проверки, проведенной <дата> на территории Студенческой сельской Управы обнаружено, что Шептилич В.П. допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, а именно:

1) не организован и не обеспечен своевременный (в сроки,установленные действующими санитарными правилами содержания территорий населенных мест) вывоз на полигон для хранения и утилизации образующихся и накапливаемых твердых бытовых отходов с территории населенных мест поселка Студенческий Белоярского района Свердловской области и не принято должных мер к ликвидации прямо запрещенной действующими санитарными правилами содержания территорий населенных мест возникшей и наличествующей несанкционированной неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов на территории населенных мест Белоярского городского округа (непосредственно на территории поселка <адрес>, на расстоянии приблизительно 250 метров от <адрес>), при этом мною не исключена возможность загнивания и разложения накопившихся твердых бытовых отходов в связи с нарушением установленных действующими санитарными правилами содержания территорий населенных мест сроков их хранения;

2) не организован и не обеспечен своевременный (в сроки, установленные действующими санитарными правилами содержания-территории населенных мест) вывоз на специально отведенные участки или сооружения по обезвреживанию и переработке образующихся и накапливаемых жидких бытовых отходов с территории населенных мест поселка <адрес> и не принято должных мер к ликвидации прямо запрещенного действующими санитарными правилами содержания территорий населенных мест возникшего и наличествующего излива жидких бытовых отходов на территории населенных мест Белоярского городского округа (непосредственно на территории поселка Студенческий обнаружен излив на поверхность почвы жидких бытовых отходов из канализационных колодцев, расположенных у жилых домов №№ 15, 23, 31 по <адрес> до водоразборной колонки, расположенной у жилого <адрес>), при этом мною не исключена реальная возможность возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний людей.

Данные обстоятельства правонарушения подробно изложены в протоколе об административном правонарушении от <дата> и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата>, которым начальник Студенческой сельской Управы Шептилич В.П. привлечена к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно требованиям: ст.24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п.3ст.24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события и состава административного правонарушения.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Рассматривая вопрос о составе административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Судом установлено, что непосредственно сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов являются обязанностью организаций жилищно-коммунального комплекса, заключивших договоры на оказание данной услуги с населением и взимающих с населения плату за вывоз ТБО.Органы местного самоуправления осуществляет лишь функцию организации сбора, вывоза, утилизации отходов, но не предоставляет непосредственно данные услуги населению. Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами несет муниципалитет и обслуживающая организация- муниципальное унитарное предприятие «Белоярскагротранс», поскольку, согласно п. 3.2.2., 3.2.5. договора, заключенного между администрацией Белоярского городского округа и МУП «Белоярскагротранс» от <дата> Администрация Белоярского городского округа вправе осуществлять контроль за исполнением муниципальным унитарным предприятием «Белоярскагротранс» обязанностей по названному договору путем согласования (утверждения) планов, получения от муниципального унитарного предприятия «Белоярскагротранс» отчетов и иных сведений, предоставление которых предусмотрено договором, а также посредством оперативных проверок своевременности и качества выполнения работ по содержанию и ремонту, оказания коммунальных услуг; проводить совместно с муниципальным унитарным предприятием «Белоярскагротранс» обследования и проверки санитарного и технического состояния домов и придомовых территорий, оценивать качество выполнения порученных муниципальному унитарному предприятию «Белоярскагротранс» работ и оказанных услуг в соответствии с критериями качества, установленными действующими правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда.

Судом исследована должностная инструкция начальника Студенческой сельской управы администрации Белоярского городского округа, утвержденная постановлением главы Белоярского городского округа <номер> от <дата>, содержащая объем полномочий начальника сельской управы.

Согласно инструкции, в объем данных полномочий не входит контроль за организацией сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов.

Начальник Студенческой сельской управы не состоит в договорных отношениях с МУП «Белоярскагротранс».

В соответствии с п.29 ст.6 Устава Белоярского городского округа, глава городского округа назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации городского округа, а также руководителей иных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и муниципальных учреждений.

Таким образом, функции работодателя по отношению к руководителю МУП «Белоярскагротранс» выполняет глава Белоярского городского округа, в связи с чем только он вправе требовать отчет об исполнении договорных обязательств от этого руководителя.

Противоправное виновное деяние, влекущее ответственность, предусмотренную ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начальника Студенческой сельской Управы Шептилич В.П. при таких обстоятельствах совершено не было.

В связи с этим, в силу п.3 ч. 1ст. 30.7. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении <номер> от <дата> и.о. главного государственного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Бородиной А.С. о наложении административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на начальника Студенческой сельской Управы Белоярского городского округа- Шептилич В.П. следует отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8, 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление и.о. главного государственного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Бородиной А.С. <номер> от <дата> о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника Студенческой сельской Управы Белоярского городского округа- Шептилич Валентины Петровны отменить, а ее жалобу удовлетворить.

Производство по административному делу в отношении начальника Студенческой сельской Управы Белоярского городского округа- Шептилич Валентины Петровны прекратить.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья: Н.Л. Курбатова