Р Е Ш Е Н И Е 10 мая 2011 года р.п. Белоярский Судья Белоярского районного суда Свердловской области Курбатова Н.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении по протесту Белоярского межрайонного прокурора на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Белоярского района Свердловской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении от <дата>, У С Т А Н О В И Л: Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Белоярского района Свердловской области от <дата> прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Паслера Д.В., за отсутствием в его действиях состава указанного правонарушения. Не согласившись с данным постановлением, прокурор принес протест, в котором просит отменить постановление от <дата> и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование протеста указал следующее. УМТУ Росстандарта на основании распоряжения руководителя от <дата> <номер> проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Свердловэнергосбыт» по обращению <ФИО>1 на плохое качество электрической энергии. По результатам проверки установлено, что реализуемая электроэнергия не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». Составлен протокол об административном правонарушении от <дата> <номер> в отношении Паслера Д.В. - управляющего директора ОАО «Свердловэнергосбыт» по ст.7.23 КоАП РФ, а не 19.19. КоАП РФ, поскольку фактически ОАО «Свердлоэнергосбыт» оказывало населению коммунальные услуги по электроснабжению и допустило отступление от нормативного уровня их обеспечения. При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Паслера Д.В. мировым судьей судебного участка № 1 Белоярского района Свердловской области допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело. Мировым судьей не дана надлежащая оценка доказательствам по делу об административном правонарушении, а именно протоколу об административном правонарушении от <дата>, протоколам испытаний электрической энергии, согласно которым установлено превышение допустимых значений показателей качества электрической энергии (п.п.5.2,5.4,5.5) ГОСТ 12109-96 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», что является нарушением п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами. Данная норма не содержит указания на соблюдение обязательных требований и государственных стандартов. В судебном заседании старший помощник Белоярского межрайонного прокурора Юдина О.М. поддержала доводы протеста. Представитель Паслера Д.В. <ФИО>2, действующая на основании доверенности от <дата>, направила в адрес суда возражения, указав следующее. Считает, что мировым судьей при вынесении оспариваемого решения правомерно прекращено производство по делу в связи с отсутствием в действиях Паслера Д.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19. КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено в строгом соблюдении норм процессуального права, в ходе рассмотрения дела мировым судьей полно и всесторонне исследованы материалы дела. Полагает, что производство по данному делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, на основании пункта 6 ст. 24.5. КоАП РФ. При этом, Паслер Д.В. не настаивает на рассмотрении дела по существу. Полагает, что протокол об административном правонарушении <номер> составлен в отношение лица, не являющегося субъектом данного правонарушения, без доказательств его вины во вменяемом правонарушении. Заинтересованный орган просит привлечь Паслера Д.В. к административной ответственности как должностное лицо. Ст. 2.4. КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, виновность должностного лица состоит в ненадлежащем исполнении им своих распорядительных функций, что приводит к нарушениям, допускаемым юридическим лицом. Однако ОАО «Свердловэнергосбыт» не является субъектом, от которого на розничных рынках электроэнергии зависит качество поставляемой потребителям электрической энергии. Ответственность за обеспечение качества электроэнергетики определена специальными законодательными актами в энергетике, т.к. в процессе энергоснабжения потребителя (который является технологически неразрывным) участвуют несколько субъектов электроэнергетики. В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Согласно ст. 3 Закона N 35-ФЗ субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. В соответствии с п. 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила) качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями. ОАО «Свердловэнергосбыт», являясь Гарантирующим поставщиком и субъектом оптового рынка, осуществляет деятельность, связанную с куплей-продажей электрической энергии, а не оказанием услуг по энергоснабжения. При этом электрическая энергия, закупаемая на оптовом рынке ОАО «Свердловэнергосбыт» для последующей перепродажи конечным потребителям, соответствует обязательным техническим требованиям и параметрам, поскольку продажа электрической энергии и мощности на оптовом рынке строго контролируется ОАО «АТС» и Диспетчерским управлением, что исключает производство и продажу некачественной электроэнергии и мощности. Как следует из протокола <номер>: по адресу: <адрес> было установлено испытательное оборудование, регистрирующее показания электроэнергии. Результаты испытаний были зафиксированы в протоколах испытаний, согласно которым поставляемая Обществом электрическая энергия не соответствует требованиям ГОСТа 13109-97. Из материалов проверки следует, что испытательное оборудование, регистрирующее показания электроэнергии, случае было размещено административным органом в жилом помещении по указанному выше адресу.В силу п. 88 Правил ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем. В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период …» с 01 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии. ОАО «Свердловэнергосбыт» лицом, осуществляющим обслуживание внутридомовых электрических сетей, не является в силу прямого запрета Закона № 36-ФЗ. Субъектом, несущим ответственность за качество электрической энергии во внутридомовых инженерных сетях, в силу прямого указания закона (п. 88 Правил) является лицо, осуществляющее их обслуживание. Следовательно, Паслер Д.В. не имел правовых оснований как должностное лицо совершить какие-либо распорядительные действия для обеспечения качества электрической энергии во внутридомовых инженерных сетях, соответственно не является лицом и не может являться лицом виновным в несоответствии качества электрической энергии во внутридомовых инженерных сетях. Кроме того, с целью обеспечения потребителей энергоснабжением, ОАО «Свердловэнергосбыт» в интересах своих потребителей урегулировало вопрос оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО «<данные изъяты>», заключив Договор оказания услуг от <дата> <номер>, согласно п. 3.5.1. которого ОАО «<данные изъяты>» приняло на себя обязательство передавать электрическую энергию, принятую в свою сеть, и обеспечивать передачу электрической энергии СО (ИВС), принятой ими в свою сеть от точек приема до точек поставки в пределах пропускной способности электрической сети с учетом заявленной мощности энергопринимающих устройств Потребителей и в соответствии с согласованными между Потребителями и Исполнителем (ИВС) параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и параметры передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97)». Кроме того, согласно п.п. «а» п. 9.1 Договора <номер> оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному между ОАО «Свердловэнергосбыт» и ОАО «<данные изъяты>», ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, возложена на ОАО «<данные изъяты>». Электрическая энергия технологически неразрывно связана с иными объектами (генераторами, трансформаторами, воздушными и кабельными линиями электропередачи, которые вместе с электрическими подстанциями образуют электросети), выполняющими опосредующие функции. Поддержание требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, определенных в ГОСТе 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения» обеспечивается работоспособным состоянием и соблюдением обязательных требований к эксплуатации устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, приборов учета электрической энергии и мощности, а также иных устройств электросетевого хозяйства. Таким образом, ОАО «Свердловэнергосбыт», являясь лишь продавцом электрической энергии, не может обеспечить предоставление услуг по передаче электрической энергии, обеспечивающих надлежащее качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей и ОАО «<данные изъяты>», поскольку не участвует в процессе передачи электрической энергии и не имеет соответствующего сетевого оборудования, соответственно не является лицом, виновным в нарушении качества электрической энергии в процессе передачи по электрическим сетям, принадлежащим сетевой организации, а Паслер Д.В. как должностное лицо не имеет правовых оснований, а, следовательно, не является и не может являться виновным в несоответствии качества электрической энергии в процессе ее передачи. Поскольку в силу законодательного запрета, установленного Законом № 36-ФЗ, ОАО «Свердловэнергосбыт» не может обслуживать внутридомовые инженерные сети и владеть на праве собственности объектами электрохозяйства, от содержания которых зависит качество полученной потребителем электрической энергии, у ОАО «Свердловэнергосбыт», как хозяйствующего субъекта, отсутствует возможность для самостоятельного соблюдения правил и норм, за нарушение которых Административный орган просит привлечь Общество к ответственности. В то же время, ОАО «Свердловэнергосбыт», и Паслером Д.В. как его должностным лицом, приняты все возможные меры, необходимые для доставки потребителю электрической энергии надлежащего качества: 1) произведена закупка электрической энергии на оптовом рынке надлежащего качества; 2) при урегулировании вопроса оказания услуги по передаче электрической энергии и заключении соответствующего договора <номер>, предусмотрена обязанность сетевой организации обеспечить качество электрической энергии при ее транспортировке, соответствующее ГОСТ и иным обязательным требованиям. Самостоятельно ОАО «Свердловэнергосбыт» осуществлять контроль качества не имеет возможности, т.к. в силу государственного регулирования цен на электрическую энергию и услуг, неразрывно связанных с процессом энергоснабжения, затраты на осуществление контроля качества электроэнергии предусмотрены в тарифе оказания услуг по передаче электроэнергии. Следовательно, выполнение должностным лицом - Паслером Д.В. служебных обязанностей, обеспечивающих деятельность ОАО «Свердловэнергосбыт» в соответствии с требованиями закона, не может рассматриваться как совершение должностным лицом административного правонарушения. Кроме того, производство за данное нарушение, начатое в отношении ОАО «Свердловэнергосбыт», Арбитражным судом Свердловской области прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ следует прекратить. Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему. В силу ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Как установлено из материалов дела об административном правонарушении, УМТУ Росстандарта на основании распоряжения руководителя от <дата> <номер> проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Свердловэнергосбыт» по обращению <ФИО>1 на плохое качество электрической энергии. По результатам проверки установлено, что реализуемая электроэнергия не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». Составлен протокол об административном правонарушении от <дата> <номер> в отношении Паслера Д.В. - управляющего директора ОАО «Свердловэнергосбыт» по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ - нарушение обязательных требований государственных стандартов при поставке продукции. В протоколе указано, что между <ФИО>1 и ОАО «Свердловэнергосбыт» заключен договор электроснабжения от <дата> <номер>. Предметом договора является то, что гарантирующий поставщик обязуется продавать электрическую энергию, необходимую для нужд потребителя, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям. Согласно ст.4.1.3 договора гарантирующий поставщик обязуется обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии, обеспечивающих устойчивое, надежное и качественное энергообеспечение, п.2.2.1 качество энергии должно соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами и иными обязательными требованиями. При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья пришел к выводу о том, что в действиях управляющего директора ОАО «Свердлоэнергосбыт» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ, а не 19.19. КоАП РФ, поскольку фактически ОАО «Свердлоэнергосбыт» оказывало населению коммунальные услуги по электроснабжению и допустило отступление от нормативного уровня их обеспечения. Часть 1 ст. 19.19. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, виновность должностного лица состоит в ненадлежащем исполнении им своих распорядительных функций, что приводит к нарушениям, допускаемым юридическим лицом. ОАО «Свердловэнергосбыт» не является субъектом, от которого на розничных рынках электроэнергии зависит качество поставляемой потребителям электрической энергии. В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Согласно ст. 3 вышеуказанного закона субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. В соответствии с п. 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 № 530 качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями. ОАО «Свердловэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком и субъектом оптового рынка, осуществляет деятельность, связанную с куплей-продажей электрической энергии, а не оказанием услуг по энергоснабжению. При этом электрическая энергия, закупаемая на оптовом рынке ОАО «Свердловэнергосбыт» для последующей перепродажи конечным потребителям, соответствует обязательным техническим требованиям и параметрам, поскольку продажа электрической энергии и мощности на оптовом рынке контролируется ОАО «АТС» и Диспетчерским управлением, что исключает производство и продажу некачественной электроэнергии и мощности. Как следует из протокола об административном правонарушении от <дата>, по адресу: <адрес> было установлено испытательное оборудование, регистрирующее показания электроэнергии. Результаты испытаний были зафиксированы в протоколах испытаний, согласно которым поставляемая Обществом электрическая энергия не соответствует требованиям ГОСТа 13109-97. Из материалов проверки следует, что испытательное оборудование, регистрирующее показания электроэнергии, случае было размещено административным органом в жилом помещении по указанному выше адресу. В силу п. 88 вышеуказанных Правил, ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем. В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период …» с 01 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии. ОАО «Свердловэнергосбыт» лицом, осуществляющим обслуживание внутридомовых электрических сетей, не является. Субъектом, несущим ответственность за качество электрической энергии во внутридомовых инженерных сетях, в силу п. 88 Правил является лицо, осуществляющее их обслуживание. Следовательно, Паслер Д.В. не имел правовых оснований как должностное лицо совершить какие-либо распорядительные действия для обеспечения качества электрической энергии во внутридомовых инженерных сетях, вследствие чего он не является лицом, виновным в несоответствии качества электрической энергии во внутридомовых инженерных сетях. С целью обеспечения потребителей энергоснабжением ОАО «Свердловэнергосбыт» в интересах потребителей заключило договор оказания услуг от <дата> <номер>, согласно п. 3.5.1. которого ОАО «<данные изъяты>» приняло на себя обязательство передавать электрическую энергию, принятую в свою сеть, и обеспечивать передачу электрической энергии СО (ИВС), принятой ими в свою сеть от точек приема до точек поставки в пределах пропускной способности электрической сети с учетом заявленной мощности энергопринимающих устройств Потребителей и в соответствии с согласованными между Потребителями и Исполнителем (ИВС) параметрами надежности, с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и параметры передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97)». Согласно п.п. «а» п. 9.1 Договора <номер> оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному между ОАО «Свердловэнергосбыт» и ОАО «<данные изъяты>», ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии от величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, возложена на ОАО «<данные изъяты>». Поскольку в силу законодательного запрета, установленного Законом № 36-ФЗ, ОАО «Свердловэнергосбыт» не может обслуживать внутридомовые инженерные сети и владеть на праве собственности объектами электрохозяйства, от содержания которых зависит качество полученной потребителем электрической энергии, у ОАО «Свердловэнергосбыт», как хозяйствующего субъекта, отсутствует возможность для самостоятельного соблюдения правил и норм, за нарушение которых УМТУ Росстандарта просит привлечь Общество к ответственности. ОАО «Свердловэнергосбыт», и Паслером Д.В. как его должностным лицом приняты все возможные меры, необходимые для доставки потребителю электрической энергии надлежащего качества. Следовательно, выполнение должностным лицом - Паслером Д.В. служебных обязанностей, обеспечивающих деятельность ОАО «Свердловэнергосбыт» в соответствии с требованиями закона не может рассматриваться как совершение должностным лицом административного правонарушения. Как следует из определения от <дата>, производство за данное правонарушение, начатое в отношении ОАО «Свердловэнергосбыт», Арбитражным судом Свердловской области прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно требованиям ст.24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Оспариваемое постановление вынесено мировым судье с соблюдением норм процессуального права. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей полно и всесторонне исследованы материалы дела. Таким образом, доводы прокурора, изложенные в протесте, являются необоснованными. Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л : Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Белоярского района Свердловской области от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Паслера Дениса Владимировича оставить без изменения, протест Белоярского межрайонного прокурора - без удовлетворения. Решение обжалованию не подлежит, вступает в законную силу со дня его принятия. Судья Белоярского районного суда Н.Л. Курбатова