принудительная мера мед. характера



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об освобождении от уголовной ответственности

и о применении принудительной меры медицинского характера

<адрес>                                                                            ДД.ММ.ГГГГ

Беловский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Прощенко Г.А.,

при секретаре судебного заседания - Шаманаевой Т.В.,

с участием государственного обвинителя - Суркова А.А.,

лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера - Плеховой Н.М.,

законного представителя - Истоминой Е.Г.,

защитника - адвоката Польщиковой Е.С., представившего удостоверение      от ДД.ММ.ГГГГ, ордер от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Плехова Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, холостой, не работающей, инвалида 2 группы, проживающей в <адрес>, не судимой

о совершении запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Плехова Н.М. совершила запрещенное уголовным законом деяние - убийство, умышленное причинение смерти другому человеку.

ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 20-ти часов до 24-х часов, находясь в квартире по <адрес> <адрес>, в ходе ссоры с ФИО7, на почве возникших к нему личных неприязненных отношений, умышленно, с целью его убийства, то есть умышленного причинения смерти другому человеку, нанесла имеющимся молотком ФИО3 не менее 6-ти ударов в область лица и головы, причинив ему:

- открытую травму черепа в виде: кровоподтеков век правого и левого глаза, кровоизлияния в клетчатку глаз и мягкие ткани носа, раны теменной области слева, лобно-височной области слева, волосистой части головы теменно-затылочной области слева, ссадины скуловой области слева, кровоизлияния в мягкие ткани волосистой части головы лобной, теменной и височной области слева, разрыва левой височной мышцы, перелома левой скуловой кости, костей свода и основания черепа, фрагментарно-оскольчатого перелома лобной кости, левой теменной и чешуи левой височной кости, переломов правой теменной кости, пирамиды височной кости слева, разрывов твердой мозговой оболочки левого полушария в проекции переломов костей черепа с повреждением синуса, кровоизлияний над и под твердой мозговой оболочкой левого полушария, разрывов мягких мозговых оболочек и разрушения вещества головного мозга лобной, височной и теменной долей слева, кровоизлияний в вещество головного мозга по периферии участков разрушения левого полушария, лобной и височной долей правого полушария, с последующим кровоизлиянием в желудочки головного мозга и развитием отека головного мозга, что и послужило непосредственной причиной смерти, и убила его.

Травма черепа в виде переломов костей свода и основания черепа, как и внутричерепная травма в виде ушиба головного мозга тяжелой степени с повреждением оболочек и разрушением вещества головного мозга, с кровоизлияниями под оболочки, в вещество и желудочки головного мозга, как каждое повреждение в отдельности, будучи изолированными, так и в совокупности, являются опасными для жизни повреждениями, и квалифицируются как тяжкий вред здоровью.

Лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера Плехова Н.М., в судебном заседании показала, что она проживала с дедушкой ФИО7, у него в квартире по <адрес>. Они с ним дружили, жили как супруги. ДД.ММ.ГГГГ она пришла домой с работы в 20.00 часов, ФИО3 был дома. Он стал ругаться с ней, приревновал к сыну соседки. Ей это не понравилось, она взяла молоток из кладовки его квартиры, и ударила его молотком шесть раз по голове и лицу. Удары наносила железной частью молотка, била в висок. Потом она пошла к соседке Жене, рассказала, что у неё случилось горе.

Совершение Плехова Н.М. деяния, запрещенного уголовным законом, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

По ходатайству государственного обвинителя с согласия сторон в соответствии со ст.281 УПК РФ в судебном заседании были оглашены показания свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ранее данных ими при производстве предварительного расследования.

Свидетель ФИО4 показывала, что ДД.ММ.ГГГГ она была приглашена в качестве понятой для участия в следственном действии - проверке показаний на месте подозреваемой Плехова Н.М. Все участники проследовали по адресу <адрес> по <адрес>. В квартире Плехова Н.М. показала на кровать с левой стороны и сказала, что потерпевший лежал на этой кровати. Затем Плехова Н.М. рассказала, что между ней и потерпевшим произошла ссора, она взяла молоток и ударила им потерпевшего по голове. После ее удара потерпевший упал на пол. После этого Плехова Н.М. сказала, что когда потерпевший упал, она еще раз ударила его по голове молотком. От ударов брызгала кровь и попадала ей на одежду. Затем Плехова Н.М. молоток бросила где-то в спальне (л.д.68-70).

Свидетель ФИО5 по обстоятельствам проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки показаний на месте подозреваемой Плехова Н.М. и принимавший участие в данном следственном действии в качестве понятого - на предварительном следствии давал показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО4 (л.д.71-73).

Свидетель ФИО6 показывала, что со слов Плехова Н.М. ей известно, что как-то вечером она пришла домой с работы, между ней и ФИО7 произошла ссора и он ушел спать в спальню. Плехова Н.М. пошла за ним, на кухне возле батареи взяла молоток и ударила его по голове (л.д.74-77).

Совершение Плехова Н.М. деяния, запрещенного уголовным законом подтверждается также письменными доказательствами по уголовному делу:

- протоколом осмотра места происшествия - квартиры по <адрес> <адрес>, в ходе которого были обнаружены и изъяты молоток в помарках бурого цвета похожих на кровь, куртка черного и синего цветов с пятнами вещества бурого цвета похожими на кровь, колготы черного цвета. В комнате (спальне) на стуле с бельем обнаружены брызги вещества бурого цвета похожего на кровь, аналогичные брызги имеются на дверках шкафа; на полу комнаты на дорожке на правом боку между кроватями, головой в сторону окна расположен труп         ФИО7 (л.д.4-7);

- протоколом осмотра трупа ФИО7 с обнаруженными повреждениями в области головы (л.д.8-12);

- протоколом осмотра предметов - молотка, куртки, колгот на которых обнаружены пятна, похожие на кровь (л.д.51-52);

- протоколом проверки показаний на месте подозреваемой       Плехова Н.М.,согласно которому Плехова Н.М. указала на <адрес>, где она нанесла ФИО3 удары молотком по голове (л.д.44-47);

- заключением судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому смерть ФИО7 наступила в результате открытой травмы черепа, сопровождавшейся переломами костей свода и основания черепа с повреждениями оболочек и разрушением вещества головного мозга левого полушария, кровоизлияниями под оболочки и вещество головного мозга, с последующим кровоизлиянием в желудочки головного мозга и развитием отека головного мозга, что и послужило непосредственной причиной смерти.

          Травма черепа в виде переломов костей свода и основания черепа, как и внутричерепная травма в виде ушиба головного мозга тяжелой степени с повреждением оболочек и разрушением вещества головного мозга, с кровоизлияниями под оболочки, в вещество и желудочки головного мозга, как каждое повреждение в отдельности, будучи изолированными, так и в совокупности, являются опасными для жизни повреждениями, и квалифицируются как тяжкий вред здоровью.

Травма черепа образовалась от воздействия травмирующим предметом в область лица и волосистой части головы.

От этих травмирующих воздействий образовались следующие повреждения: кровоподтеки век правого и левого глаза, кровоизлияние в клетчатку глаз и мягкие ткани носа, раны (№ 2) теменной области слева, (№1)лобно-височной области слева, волосистой части головы теменно-затылочной области слева, ссадина скуловой области слева, кровоизлияние в мягкие ткани волосистой части головы лобной, теменной и височной области слева, разрыв левой височной мышцы, переломы левой скуловой кости, костей свода и основания черепа.

Все вышеуказанные повреждения являются прижизненными, образовались в короткий промежуток времени, незадолго до наступления смерти (л.д.86-97);

- заключением биологической судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в пятнах на молотке с деревянной рукоятью, изъятом во время осмотра места происшествия, в пятнах на куртке и на колготах подозреваемой Плехова Н.М., представленных на исследование, установлена кровь человека, которая могла произойти от потерпевшего ФИО7 и не могла от подозреваемой Плехова Н.М. (л.д.103-107);

- заключением медико-криминалистической судебной экспертизы         от ДД.ММ.ГГГГ, по выводам которого рана на кожном лоскуте волосистой части головы от трупа ФИО7, расположенная в верхней части кожного лоскута, является ушибленно-рваной, рана, расположенная в нижней части лоскута - рвано-ушибленной, а рана, расположенная у нижнего края лоскута - рваной, образовавшейся в результате перерастяжения кожи. Ушибленно-рваная рана нанесена тупым твердым предметом, следообразующая часть которого имела форму двух ребер, сходящихся под прямым, или близким к прямому углом, с плоскостью между ними. Рвано-ушибленная рана образовалась в результате двукратного воздействия тупого твердого предмета, признаков воздействия конкретного экземпляра которого в области раны не выявлено.

Переломы лобной кости слева, обеих теменных костей, чешуи левой височной кости свода черепа являются локально-конструкционными фрагментарно-оскольчатыми и образовались в результате не менее 6-ти воздействий тупого твердого предмета (предметов), признаков воздействия конкретного экземпляра которого в области переломов не выявлено. Четыре зоны локальных воздействий травмирующего предмета (№№ 1,2,4,5) расположены в области левой теменной кости, одна зона (№ 3) - в области лобной кости слева, а одна зона (№ 6) - в области чешуи левой височной кости, при этом зона локального воздействия № 5 образовалась позднее зон №№ 1, 2 и 6. Более конкретно установить последовательность образования зон локальных воздействий по имеющимся морфологическим признакам, в том числе, из-за расположения зон локальных воздействий на ограниченном по площади участке свода черепа, не представляется возможным.

Конструктивными свойствами и особенностями тупого твердого предмета со следообразующей частью, имеющей форму двух ребер, сходящихся под прямым углом с плоскостью между ними, обладает молоток, представленный на экспертизу, в связи с чем, ушибленно-рваная рана на кожном лоскуте волосистой части головы могла быть нанесена любым углом основного бойка данного молотка. Ввиду того, что признаков, свидетельствующих о воздействиях конкретного экземпляра травмирующего предмета (предметов) в области рвано-ушибленной раны на кожном лоскуте волосистой части головы и переломов свода черепа не выявлено, возможность образования данных повреждений от воздействий частей представленного на экспертизу молотка ни исключить, ни подтвердить нельзя (л.д.113-116);

- заключением комиссионной комплексной стационарной психолого-психиатрической судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Плехова Н.М. обнаруживает признаки тяжелой умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения (F72.19 по МКБ-10). Указанная умственная отсталость со значительными нарушениями поведения выражены столь значительно, что лишали     Плехова Н.М. во время совершения инкриминируемого ей деяния способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Учитывая выраженные эмоционально-волевые расстройства на фоне низких критических и прогностических возможностей, Плехова Н.М. может представлять опасность для других лиц или для себя, в связи с чем, требует стационарного лечения и наблюдения, но не требует интенсивного наблюдения. Поэтому Плехова Н.М. на основании ч.1 п.«а» и ч.2 ст.97, ч.1 п.«б» ст.99, ч.2 ст. 101 УК РФ нуждается в принудительном лечении в психиатрическом стационаре общего типа (Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница).

В момент совершения инкриминируемого деяния Плехова Н.М. в состоянии физиологического аффекта, а также ином особом эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация) не находилась (л.д.123-125).

Суд, оценивая изложенные доказательства в совокупности, пришел к выводу о том, что факт совершения Плехова Н.М. деяния, запрещенного уголовным законом - умышленного причинения смерти ФИО3 в судебном заседании полностью установлен и доказан.

Так, Плехова Н.М. сама не отрицает, что нанесла несколько ударов молотком по голове ФИО3

Согласно протоколу проверки показаний на месте, Плехова Н.М. указала, что совершила данное деяние по <адрес>

Свидетели ФИО4 и ФИО5, участвующие в указанном следственном действии в качестве понятых, подтвердили достоверность содержащихся в протоколе сведений.

Свидетель ФИО6 показала, что со слов Плехова Н.М. ей стало известно о нанесении Плехова Н.М. ударов молотком по голове ФИО3

Суд оценивает показания свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, как правдивые и достоверные, не доверять которым у суда оснований не имеется, поскольку они полностью согласуются между собой, с показаниями Плехова Н.М., письменными материалами дела и в своей совокупности подтверждают факт совершения Плехова Н.М. деяния, запрещенного уголовным законом.

Согласно протоколу осмотра места происшествия, в указанной квартире был обнаружен труп ФИО7 с обнаруженными повреждениями в области головы, в ходе которого изъяты молоток, куртка с помарками бурого цвета, колготы.

По заключению биологической судебной экспертизы - в пятнах на молотке, куртке и колготах подозреваемой Плехова Н.М. установлена кровь человека, которая могла произойти от потерпевшего ФИО7

По выводам медико-криминалистической судебной экспертизы       установлено, что ушибленно-рваная рана на кожном лоскуте волосистой части головы трупа могла быть нанесена любым углом основного бойка представленного на экспертизу молотка.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть ФИО7 наступила в результате открытой травмы черепа, сопровождавшейся переломами костей свода и основания черепа с повреждениями оболочек и разрушением вещества головного мозга левого полушария, кровоизлияниями под оболочки и вещество головного мозга, с последующим кровоизлиянием в желудочки головного мозга и развитием отека головного мозга, что и послужило непосредственной причиной смерти.

          Травма черепа в виде переломов костей свода и основания черепа, как и внутричерепная травма в виде ушиба головного мозга тяжелой степени с повреждением оболочек и разрушением вещества головного мозга, с кровоизлияниями под оболочки, в вещество и желудочки головного мозга, как каждое повреждение в отдельности, будучи изолированными, так и в совокупности, являются опасными для жизни повреждениями, и квалифицируются как тяжкий вред здоровью.

Переломы костей черепа образовались в результате не менее чем от 6-и воздействий твердым тупым предметом (предметами).

У суда нет оснований не доверять заключениям вышеуказанных экспертиз и суд их расценивает как допустимые и достоверные доказательства по делу.

Суд квалифицирует действия Плехова Н.М. по ч.1 ст.105 УК РФ как убийство, умышленное причинение смерти другому человеку, поскольку в судебном заседании установлено, что Плехова Н.М. в ходе ссоры с ФИО7, на почве возникших к нему личных неприязненных отношений, умышленно, с целью причинения смерти другому человеку, нанесла молотком ФИО3 не менее 6-ти ударов в область лица и головы, причинив ему открытую травму черепа, сопровождавшуюся переломами костей свода и основания черепа с повреждениями оболочек и разрушением вещества головного мозга левого полушария, кровоизлияниями под оболочки и вещество головного мозга, с последующим кровоизлиянием в желудочки головного мозга и развитием отека головного мозга, что и послужило непосредственной причиной смерти, убила его.

По заключению комиссионной комплексной стационарной психолого-психиатрической судебной экспертизы Плехова Н.М. обнаруживает признаки тяжелой умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, которые лишали Плехова Н.М. во время совершения инкриминируемого ей деяния способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

У суда нет оснований сомневаться в обоснованности выводов указанной судебной экспертизы, в связи с чем, суд приходит к выводу о совершении Плехова Н.М. деяния, запрещенного уголовным законом, в состоянии невменяемости и в силу ст.21 УК РФ она не подлежит уголовной ответственности.

Суд также находит доказанным факт того, что психическое состояние Плехова Н.М. делает ее опасной для общества и для себя, в связи с чем, суд считает необходимым в соответствиями со ч.2 ст.101 УК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.442, 443 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Освободить Плехова Н.М. от уголовной ответственности за совершение деяния, запрещенного уголовным законом, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ.

В соответствии с требованиями ст.21, п. «а» ч.1, ч.2 ст.97, п. «б» ч.1 ст.99, ч.2 ст.101 УК РФ применить к Плехова Н.М. принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа <адрес> клинической психиатрической больницы.

Вещественные доказательства по делу - молоток, куртка, колготы, хранящиеся в камере вещественных доказательств - уничтожить.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения.

Председательствующий                                                                  Г.А. Прощенко