Дело № 2-3237 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Ерохиной Н.В.
при секретаре Давыдовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белове
04 октября 2010г.
дело по иску прокурора г.Белово в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Администрации г.Белово муниципального образования «Беловский городской округ «Город Белово» о пресечении действий, нарушающих право, прекращении правоотношений, возложении обязанности совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Белово обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Администрации г.Белово муниципального образования «Беловский городской округ «Город Белово» о пресечении действий, нарушающих право, прекращении правоотношений, возложении обязанности совершить действия, требования мотивируя тем, что прокуратурой г.Белово при осуществлении надзора за реализацией приоритетных национальных проектов установлено, что ответчиком было заключено Соглашение о сотрудничестве № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО <данные изъяты>
В соответствии с указанным соглашением Администрация города поручает данной коммерческой организации от имени Администрации города осуществлять подбор вариантов на вторичном рынке жилых помещений для переселения семей из подлежащего сносу ветхого жилья в рамках реализации федеральных программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Пунктами 1.3, 1.2 Соглашения предусмотрено, что ООО «<данные изъяты> подбирает продавцов жилья и за их счет осуществляет подготовку всех необходимых для совершения сделки документов, а Администрация города оплачивает сделку.
Действия Администрации г.Белово по привлечению коммерческой организации для реализации функций органа местного самоуправления переселению семей из подлежащих сносу ветхого жилья в рамках реализации федеральных программ местного развития являются незаконным.
В соответствии с п.п. 3, 12-14, 20 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005г. №428, межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета местным бюджетам шахтерских городов и поселков только на цели, предусмотренные данным постановлением, в том числе на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.
Гражданин в пределах срока действия данного договора имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических, юридических лиц жилое помещение, отвечающее установленным санитарным, техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Для оплаты приобретенного жилья гражданин предоставляет в орган местного самоуправления шахтерского города или поселка договор купли-продажи, свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение.
Органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков несут ответственность за осуществление расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты в соответствии с условиями, установленными настоящими Правилами.
Таким образом, данным Постановлением Правительства регламентированы действия органа местного самоуправления по осуществлению расходов местного бюджета, а так же регламентированы действия граждан подлежащих переселению.
Возможность участия в данных правоотношениях коммерческой организаций-посредников законом не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 3, ст.ст. 17, 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, а так же отдельные государственные полномочия решаются органами местного самоуправления и созданными для этих целей муниципальными учреждениями самостоятельно, данные полномочия не могут быть переданы коммерческой организации.
Привлечение коммерческих организаций для осуществления функций органов местного самоуправления от имени этих органов законом не допускается.
В соответствии с указанными нормами Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. №428 подбор вариантов жилья для переселения граждане осуществляют самостоятельно, а контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, в том числе контроль за добросовестностью продавца за соответствие приобретаемого жилья санитарным и техническим требованиям, за законностью сделки, обязана осуществлять Администрация города.
В целях соблюдения прав и законных интересов граждан Администрация города вправе оказывать гражданам консультативную, методическую помощь в оформлении документов, необходимых для переселения из ветхого жилья, назначить должностное лицо, отвечающее за соблюдение прав граждан при переселении.
Кроме того, заключение Соглашения № противоречит требованиям п.3 ч.1 ст. 17, ст. 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми взаимодействие органов местного самоуправления с коммерческими организациями в экономической сфере допускается только на основе размещения муниципального заказа. По сути, соглашение является соглашением об оказании услуг для муниципальных нужд.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что ООО <данные изъяты> будет осуществлять оформление правоустанавливающих документов за счет граждан - продавцов жилых помещений.
Поскольку ни один продавец жилья не согласится в убыток собственным интересам и за свой счет оформлять все необходимые для сделки купли-продажи документы, в том числе и правоустанавливающие документы на жилое помещение, подлежащее сносу, то фактически данные расходы, в том числе расходы по оплате услуг ООО <данные изъяты> покрываются за счет социальной выплаты из бюджета, т.е. на практике реализуется схема, когда бюджетные средства в сумме, превышающую реальную стоимость жилья, перечисляются продавцу жилья, а затем продавец оплачивает расходы коммерческой организации за оформлением правоустанавливающих документов на жилье.
Привлечение коммерческих организаций-посредников для реализации средств федерального бюджета, переданных в местный бюджет для переселения граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным в связи с влиянием горных работ, а так же отсутствие назначенных должностных лиц органов местного самоуправления, отвечающих за соблюдение прав граждан при переселении и за целевое расходование предназначенных для этих целей бюджетных средств способствует коррупционным проявлениям, является корупциогенным фактором в соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009г. №172-ФЗ «О антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а так же способствует совершению мошеннических дейтсивй в отношении и переселяемых граждан.
Данными действиями Администрации г.Белово нарушаются права законные интересы государства на эффективное расходование средств федерального бюджета.
Кроме того, незаконное привлечение посредников и отсутствие контроля со стороны Администрации г.Белово за расходованием бюджетных средств на приобретение гражданами жилья создает условия для нарушения права граждан на жилище, отвечающее требованиям безопасности и комфортности.
Просит признать действия ответчика по привлечению коммерческой организации ООО <данные изъяты> <данные изъяты> на основании Соглашения о сотрудничестве ДД.ММ.ГГГГ для реализации функций органа местного самоуправления по переселению семей из подлежащего сносу ветхого жилья в рамках реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. №428 незаконными и прекратить данные правоотношения.
Обязать ответчика организовать контроль за эффективным, целевым расходованием бюджетных средств, соблюдением жилищных прав граждан при переселении из ветхого жилья в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям при реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2005 №428.
В судебном заседании прокурор Суходуева Н.Г. требования уточнила, просит обязать ответчика организовать контроль за эффективным, целевым расходованием бюджетных средств, соблюдением жилищных прав граждан при переселении из ветхого жилья в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям при реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2005 №428, от требования в части признания действия ответчика по привлечению коммерческой организации ООО <данные изъяты> <данные изъяты> на основании Соглашения о сотрудничестве №Б39 от ДД.ММ.ГГГГ для реализации функций органа местного самоуправления по переселению семей из подлежащего сносу ветхого жилья в рамках реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № отказалась, просила дело в этой части производством прекратить, поскольку указанные требования ответчиком удовлетворены добровольно.
Представитель ответчика по доверенности №1/3-8 от 11.01.2010г. (сроком по 31.12.2010г) - Агалакова Г.В. не возражает против прекращения производства по делу в части признания действия ответчика по привлечению коммерческой организации ООО <данные изъяты> на основании Соглашения о сотрудничестве № от ДД.ММ.ГГГГ для реализации функций органа местного самоуправления по переселению семей из подлежащего сносу ветхого жилья в рамках реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. №428, требования в части обязании организовать контроль за эффективным, целевым расходованием бюджетных средств, соблюдением жилищных прав граждан при переселении из ветхого жилья в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям при реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2005 №428 не признала.
Третье лицо - ООО <данные изъяты> в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, не сообщило об уважительных причинах неявки в суд.
Суд, выслушав прокурора, предствителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г.Белово при осуществлении надзора за реализацией приоритетных национальных проектов установлено, что ответчиком было заключено Соглашение о сотрудничестве <данные изъяты>
В соответствии с указанным соглашением Администрация города поручает данной коммерческой организации от имени Администрации города осуществлять подбор вариантов на вторичном рынке жилых помещений для переселения семей из подлежащего сносу ветхого жилья в рамках реализации федеральных программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Истец просил признать действия ответчика по привлечению коммерческой организации ООО <данные изъяты> <данные изъяты> на основании Соглашения о сотрудничестве ДД.ММ.ГГГГ для реализации функций органа местного самоуправления по переселению семей из подлежащего сносу ветхого жилья в рамках реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. №428 незаконными и прекратить данные правоотношения и обязать ответчика организовать контроль за эффективным, целевым расходованием бюджетных средств, соблюдением жилищных прав граждан при переселении из ветхого жилья в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям при реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2005 №428.
В судебном заседании истец отказался от первого требования, данный отказ был принят судом, дело в этой части производством было прекращено.
Поскольку ответчик добровольно расторг Соглашение о сотрудничестве с ООО <данные изъяты> <данные изъяты> в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. №428 подбор вариантов жилья для переселения граждане осуществляют самостоятельно, а контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, в том числе контроль за добросовестностью продавца за соответствие приобретаемого жилья санитарным и техническим требованиям, за законностью сделки, обязана осуществлять Администрация города.
Таким образом, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, в связи с удовлетворением иска с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора г.Белово удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию г.Белово организовать контроль за эффективным, целевым расходованием бюджетных средств, соблюдением жилищных прав граждан при переселении из ветхого жилья в жилые помещения, отвечающие санитарным и теническим требованиям при реализации постановления Правительства РФ от 13.07.2005года №428.
Взыскать с муниципального образования Беловский городской округ «Город Белово» госпошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Н.В. Ерохина