о присуждении к исполнению обязанности



Дело №2-3096

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Беловский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующей: Гавричковой М.Т.

При секретаре: Давыдовой Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово

ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к <данные изъяты> о присуждении к исполнению обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением о понуждении <данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГ разработать установленный (окончательный) проект организации санитарно-защитной зоны предприятия - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров и направить проект в Территориальное управление федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по <адрес> для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.

Заявленные исковые требования мотивирует тем, что проверкой <данные изъяты>» выявлены нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства, влекущие нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения в соответствии с п.2 ст. 15 Конституции РФ обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 3 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно - защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов в, соответствии с требованиями п. 2 ст. 52 указанного Закона, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно - защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно п.З ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в соответствии с требованиями ст. 11 и п.3 ст.39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 20 Закона атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В соответствии с п.2. ст. 42 Закона на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения.

Полномочиями по выдаче гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам согласно п. 1. (п/п 3) ст. 51 Закона наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2,4, 3.1, 3.2, 3.10, СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: - размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Проверкой прокуратуры было установлено, что предприятием разработан проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выполненной на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.) и получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению Проект санитарно-защитной зоны предполагается выполнить в два этапа:

1. Установление границ санитарно-защитной зоны предприятия (выполнено настоящим проектом), для чего проведены расчёты приземных концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу источниками
предприятия и выполнены натурные исследования;

2. Разработка проекта организации санитарно-защитной зоны
предприятия (благоустройство территории, вынос жилья и т.д.).

Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми в атмосферу <данные изъяты>» являются продукты горения от сжигания угля в котельной шахты (угольная зола, бенз/а/пирен, пыль каменноугольная, сажа, оксиды углерода, оксид и диоксид азота, диоксид серы) и выбросы метана при дегазации пластов и проветривании горных выработок.

Котельная имеет два организованных источника выбросов - 2 кирпичных трубы высотой № метров.

В механизированном цехе располагаются кузнечный горн и сварочный пост. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется по дымовой трубе высотой № метров.

На сварочном посту осуществляются два вида работ, это газовая резка и ручная электродуговая сварка.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется по вентиляционной трубе высотой № метров.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу при проветривании шахты:

1) фланговый ствол: объем метана №; количество метана - № тонн/год и № г/сек;

2) скиповый ствол: объем метана №., количество составит - № тонн/годи № г/сек;

3) шурф 2/2: объем метана №. количество составит - № тонн/год и № г/сек.

Общий объем выбросов средствами вентиляции составит № тонн, №/сек.

Хлораторная: выброс хлора в атмосферный воздух осуществляется по вентиляционной трубе высотой № метров.

Угольный склад (открытого типа): ёмкость угольного склада составляет № тонн, площадь основания штабеля угля № м2. Формированием угольного склада производится при помощи гусеничного бульдозера Т-40, режим работы которого составляет 365 дней/год по 8 часов в сутки (№ час/год). Терриконик: площадь пылящейся поверхности породного отвала составляет № метров.

Гараж-стоянка - автотранспорта: гараж закрытого типа (гараж отапливаемый), выброс загрязняющих веществ осуществляется через проемы гаражных ворот.

Склад ГСМ с двумя автозаправочными колонками: в складе ГСМ хранятся следующие виды горюче-смазочных материалов: дизельное топливо, бензин, моторное масло.

Проверка показала, что <данные изъяты>» до настоящего времени не разработан проект организации санитарно-защитной зоны предприятия (благоустройство территории, вынос жилья и т.д.), т.е. установленной (окончательной) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Тем самым, невыполнение <данные изъяты>» обязательств по соблюдению санитарных правил не обеспечивает благоприятное экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние в санитарно-защитной зоне предприятия и тем самым, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Несоблюдение <данные изъяты>» требований федерального законодательства нарушает и интересы Российской Федерации, т.к. невыполнение требований федерального законодательства противоречит требованиям ст. 15 Конституции.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности.

Свое обращение прокурор <адрес> аргументирует необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Представитель истца - Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор, в суд не явился, представил заявление, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в Кемеровскую природоохранную прокуратуру поступил отзыв <данные изъяты>» на исковое заявление в котором ответчик признает исковые требования природоохранной прокуратуры в полном объеме. В связи с признанием ответчиком исковых требований, просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик - <данные изъяты>» в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По делу представлен отзыв, согласно которому просит суд при вынесении решения о понуждении разработать установленный (окончательный) проект организации санитарно-защитной зоны предприятия и направлении проекта для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам, учесть нормативные сроки выполнения отдельных этапов работ <данные изъяты>», а также учесть, что срок для разработки проекта до ДД.ММ.ГГГГ является минимально необходимым, и ранее этого срока не может быть изготовлен.

Суд, изучив ходатайства, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1-2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно является добровольным волеизъявлением ответчика.

В силу п.1-3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, имеются все основания для принятия заявления ответчика о признании исковых требований истца и удовлетворении в полном объеме заявленных прокурором города требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании вышеизложенного суд считает исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению - необходимо обязать <данные изъяты>» разработать установленный (окончательный) проект организации санитарно-защитной зоны предприятия - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров и направить проект в Территориальное управление федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по <адрес> для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок суд считает разумным, что не оспаривалось сторонами по делу.

На основании изложенного и руководствуясь п.1.-2 ст.39, п.1-3 ст.173, ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать <данные изъяты>» разработать установленный (окончательный) проект организации санитарно-защитной зоны предприятия - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров и направить проект в Территориальное управление федеральной службы по защите прав потребителя и благополучия человека по <адрес> для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение 10 дней.

Судья: М.Т. Гавричкова