о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белово Кемеровской области      ДД.ММ.ГГГГ

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Логвиненко О.А.,

при секретаре Кириченко Л.А.,

при участии:

- процессуального истца <адрес> <адрес> ФИО5

- истца ФИО1

- представителя третьего лица- <адрес> <адрес>- ФИО7, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> действующего в интересах ФИО1, к <адрес> о предоставлении жилого помещения, суд

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к <адрес> о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО2 ФИО3 ФИО9 ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отца нет. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определена в <адрес> на полное государственное обеспечение.

ФИО3 сельской территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилья на льготных основаниях, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 окончила обучение в ФИО11 <адрес>. В связи с тем, что после окончания обучения ФИО1 она проживала временно по адресу: <адрес>. Указывает, что обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением ФИО1 возникает после окончания пребывания в образовательном учреждении. В соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимся в жилых помещениях детьми-сиротами. Предъявление исковых требований прокурором <адрес> в интересах ФИО1 обусловлено ее статусом- социально-незащищенной категории -лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме того ФИО1, обратилась к прокурору о защите своих жилищных прав.

Просит обязать <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное на территории <адрес>.

В судебном заседании процессуальный истец- помощник прокурора <адрес> ФИО6, действующая в интересах ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, дала аналогичные изложенным в исковом заявлении пояснения.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в настоящее время ей негде жить, проживает временно: то у матери, то у друга в городе <адрес>. Никакого жилья ей ответчик не предоставлял.

Представитель ответчика- <адрес>, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица- органа опеки и попечительства <адрес>- ФИО7, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагает что исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав процессуального истца- <адрес> <адрес> ФИО6, истца ФИО1, представителя третьего лица- органа опеки и попечительства <адрес>- ФИО7., исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2, случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009), за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

На основании ст. 8 указанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Однако бюджетным законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам.

Согласно <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определяет, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается Жилищным кодексом РФ и настоящим законом.

Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.

Согласно Постановлению Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 13 кв.м. общей площади на 1 человека на семью двух и более человек. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м. общей площади.

         Как установлено в судебном заседании, ФИО1, распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определена в <адрес> детский дом на полное государственное обеспечение, так как осталась без попечения родителей, в связи с лишением их родительских прав согласно ФИО3 <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, ФИО1 состоит на учете на внеочередное жилое помещение как дитя-сирота. На ДД.ММ.ГГГГ в очереди за . В регистрирующих органах сведений об объектах недвижимого имущества ФИО1 отсутствуют, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным <адрес> отделом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ( 18).

Таким образом, судом установлено, что жилое помещение ответчиком ФИО1 не предоставлено.

Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, указанный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ст. 57 ЖК РФ, из которой следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конвенция о правах ребенка прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего. Данная обязанность возлагается на государство.

Один из принципов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Федеральное законодательство не содержит указания на конкретный срок, в течение которого дети-сироты должны быть обеспечены жильем.

Разрешение требований о предоставлении лицам, из числа детей-сирот жилой площади во внеочередном порядке не ставится федеральным законодательством в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Обеспечение вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от установленных региональным законом - предоставление жилья согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, в том числе очередь по списку «внеочередников».

При указанных обстоятельствах суд полагает удовлетворить заявленные исковые требования и обязать ответчика- <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное на территории <адрес>.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, с ответчика <адрес> государственная пошлина взысканию не подлежит.

         Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное на территории <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение 10 дней с момента составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

    

Судья О.А. Логвиненко