о признании права собственности на автомобиль



Дело № 2-3638

                                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                                               Именем Российской Федерации

    

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Гавричковой М.Т.,

при секретаре Спицыной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>           

                                                                                                         ДД.ММ.ГГГГ             

дело по иску ФИО1 к УВД <адрес> о признании права собственности на автомобиль,

                                                                УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к РЭО ОГИБДД УВД <адрес> о признании за ней права собственности на автомобиль <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, номер двигателя , шасси <данные изъяты>, цвет <данные изъяты>, ПТС <адрес>, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> таможней, обязать РЭО ОГИБДД УВД <адрес> выдать дубликат ПТС на автомобиль <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, номер двигателя , шасси <данные изъяты>, цвет <данные изъяты>, ПТС <адрес>, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> таможней.

Требование мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ею у ФИО2 был приобретен автомобиль <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ номер двигателя , шасси <данные изъяты>, цвет <данные изъяты>, ПТС <адрес>, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> таможней.

Она обратилась в РЭО ОГИБДД <адрес> Государственной инспекции безопасности дорожного движения для постановки автомобиля на регистрационный учет.

В соответствии с ответом из УГИБДД регистрационные действия были аннулированы, т.к. имелись подозрения в подделке ПТС. Была назначена экспертиза.

После проведения экспертизы ей был дан письменный ответ, согласно которому провести регистрационные действия с принадлежащим ей автомобилем не представляется возможным, так как согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ в бланке паспорта транспортного средства <адрес> имеются изменения первоначального содержания, а именно, в месте размещения трех цифр « производилась подчистка путем смывания.

Материалы проверки были переданы в УВД <адрес>, в ходе следствия было установлено, что имеются изменения первоначального содержания в бланке ПТС. В действиях истицы не было обнаружено состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ. Также были даны рекомендации в выдаче нового ПТС и произвести регистрационные действия, однако этого не сделано до настоящего времени.

Считает, что отказ УГИБДД в постановке автомобиля на регистрационный учет нарушает ее право собственности на вышеуказанный автомобиль. До момента приобретения с автомобилем был совершен целый ряд гражданско-правовых сделок, в том числе, она была предметом купли-продажи.

В соответствии со ст. 302 ГК РФ имущество, возмездно приобретенное у лица, которое не имело право его отчуждать, не может быть истребовано прежним собственником в том случае, если приобретатель не знал и не мог знать о том, что отчуждатель был не вправе осуществлять юридические действия.

Поскольку она не знала и не могла знать, что ФИО2 не имел права продавать указанный автомобиль, более того, сам ФИО2 об этом также не знал и не мог знать, в соответствии со ст. 302 ГК РФ, она является добросовестным приобретателем. Кроме того, не имеется никаких доказательств, которые говорили бы о том, что автомобиль был похищен, либо выбыл из владения законных собственников помимо их воли.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется телефонограмма, согласно которой она просит отложить рассмотрение дела в связи с невозможностью явки ее представителя.

Согласно ч. 6 ст.167 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой ее представителя по уважительной причине. Суду не представлены документы, подтверждающие уважительную причину неявки представителя истца, кроме того, отложение разбирательства дела в случае уважительной причины неявки представителя является правом, а не обязанностью суда. Таким образом, суд не находит оснований для отложения разбирательства дела.

Ранее в судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель УВД <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,он же представитель РЭО ОГИБДД УВД по <адрес> на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал. В судебном заседании пояснил, что регистрация автомобиля была аннулирована по результатам проверки. В ходе проверки выяснилось, что ПТС на автомобиль таможенными органами не выдавался, имеются подчистки в номере ПТС, сведения о регистрации автомобиля в <адрес> не соответствуют действительности. При таких обстоятельствах регистрационные действия с автомобилем не могут быть совершены, поскольку противоречат закону. Просит в иске отказать. Предоставлен письменный отзыв.

Суд, заслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, доводы представителя истца в предварительном судебном заседании, считает требования не законными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что согласно справки-счета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 приобрела автомобиль <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, номер двигателя , шасси <данные изъяты> цвет <данные изъяты>, по цене рублей.

При постановке указанного автомобиля на регистрационный учет РЭО ГИБДД УВД по <адрес> было установлено, что представленный ПТС № <адрес> таможней не выдавался, по базе данных <адрес> таможни информация об автомобиле <данные изъяты>, номер двигателя , отсутствует.

Из сообщения <адрес> таможни следует, что в центральной базе данных ЕАИС таможенных органов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о таможенном оформлении автомобиля <данные изъяты> и выдаче ПТС <адрес>, отсутствуют. В результате обращения в филиал ФУП «Гознак» установлено, что ПТС <адрес>, взамен которого, якобы ОГИБДД выдан ПТС <адрес>, на Пермской печатной фабрике не изготавливался.

Согласно информации ОРЭР ОГИБДД УВД <адрес> указанный автомобиль с учета не снимался и не регистрировался. ПТС <адрес> не выдавался.

Из справки эксперта, а также заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что бланк ПТС <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ РЭП ГИБДД <адрес> края на автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, подлинный. Серийный номер ПТС «» первоначальным не является и подвергался изменению путем смывания и последующей дорисовки в месте расположения трех цифр «». Установить первоначальное содержание не представилось возможным.

По результатам проведенной проверки регистрация автомобиля была аннулирована, материалы проверки переданы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, производство по которому приостановлено в связи с тем, что проведенными следственными действиями установить лиц, совершивших преступление, не представилось возможным.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.

Таким образом, право собственности может быть реализовано в полном объеме только в случае, если это не противоречит закону, иным правовым актам и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц.

В силу своей специфики транспортные средства могут эксплуатироваться лишь при выполнении определенных условий, установленных различными нормативными актами и при обязательной постановке их на регистрационный учет.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" поручило Министерству внутренних дел Российской Федерации разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 24.11,2008 N 1001, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, опубликован в "Российской газете" от 16.01.2009).

В соответствии с п. 1 настоящие Правила устанавливали единый на
всей территории Российской Федерации порядок регистрации в
Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации

автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространялся также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.

Пунктом 1.1. Правил Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Пункт 64.2 абзац 2 Правил устанавливал, что регистрация проверяемых транспортных средств производится в обычном порядке независимо от сроков исполнения запросов, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.

Абзац 3 пункта 55 Правил устанавливал, что при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

В соответствии с абзацем 1 пункта 17 Правил при обнаружении
признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на
транспортных средствах организациями-изготовителями, не

зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" закреплено, что задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Закон Российской Федерации "О милиции" к обязанностям милиции относит осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 9 статьи 10 настоящего Закона).

На основании п. 9 ст. 10 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" к обязанностям милиции относится осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Приказом МВД РФ № 1001 от 24 ноября 2008 г. «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены«Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним».

В соответствии с п. 3 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации» и п. 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти, или завершение их таможенного оформления;конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделкипредставленных документов,регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Кроме того, подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, законность которого подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2003 г. N ГКПИ03-1012, установлено, что ГИБДД для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Право собственности на транспортное средство возникает из сделок дарения, купли-продажи и т.п. сделок после их заключения и передачи имущества, а не после регистрации органами внутренних дел. Регистрация транспортного средства не является государственной регистрацией имущества, в том смысле, которые в силу закона порождают права собственности (ст. ст.164, 223 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 26 декабря 1995 г. настоящий закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В п. 2 ст. 15 названного Закона определено, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие, установленным требованиям безопасности дорожного движения запрещается.

Из содержания указанных норм федерального закона следует, что законодательно установлены принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствие с которыми регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющейся источником повышенной опасности. Причем принципы обеспечения безопасности дорожного движения реализуются, не только посредством действий соответствующих органов власти, но также путем установления обязанности владельцев (физических и юридических лиц) по поддержанию в технически исправном состоянии принадлежащих им транспортных средств.

Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность подразделения ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.Регистрация транспортного средства является административным актом, с которым закон связывает возможность пользования приобретенным имуществом, при этом отказ в регистрации транспортного средства не влечет прекращения права собственности, а только ограничивает право пользования

В силу изложенного, нормы статьи 302 ГК РФ, регулирующие отношения по истребованию имущества от добросовестного приобретателя, не могут быть применены. Доводы истца в этой части основаны на неправильном толковании и применении норм права.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, а иск удовлетворению не подлежит, судебные расходы в силу положений ст. 103 ГПК взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст.т. 194-198 ГПК РФ,

                                                                        РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к УВД <адрес> о признании права собственности на автомобиль и обязать РЭО ОГИБДД УВД <адрес> выдать дубликат ПТС на автомобиль <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ номер двигателя , отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.

       Судья:                                                                                                      Гавричкова М.Т.