Дело № 2-1803/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Беловский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Хряпочкина М.Ю. при секретаре Силуяновой О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белове 02 июня 2011 года дело по заявлению Прокурора г. Белово в защиту интересов Российской Федерации и в защиту прав неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Белово обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и в защиту прав неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта. Свои требования мотивирует тем, что Постановлением Совета народных депутатов г. Белово от 31.03.2005 №31/82 "Об утверждении Правил содержания животных в г. Белово" утверждены Правила содержания животных в г. Белово (далее - Правила). Разделом VI Правил установлен порядок отлова и содержания безнадзорных животных. Раздел VI Правил является незаконным по следующим основаниям: В соответствии со ст. 1 (абз. 13) Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия. Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года №11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В силу п. «з» ст. 72 Конституции РФ, статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статьей 26.3 (пункт 1) Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных служит предупреждением эпидемий и ликвидацией их последствий, предупреждением и ликвидацией болезней животных, их лечением, защитой населения от болезней, общих для человека и животных и поэтому относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации и к его расходным обязательствам. Указанные выше выводы основаны на материалах судебной практики, - Определением Верховного Суда РФ от 28.01.2010 N 32-В09-22 признано, что установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации и к его расходным обязательствам. Кроме того, содержащиеся в Разделе VI Правил нормы, регулирующие порядок отлова и содержания безнадзорных животных противоречат действующим в настоящее время (в части, не противоречащей федеральному законодательству) Постановлению Совмина РСФСР от 23.09.1980 N 449 "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР" и "Инструкции по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР" (утв. Минжилкомхозом РСФСР 12.06.1981. Минсельхозом РСФСР 24.06.1981, Минздравом РСФСР 24.06.1981, Минюстом РСФСР 07.07.1981). Данными нормативными актами предусмотрено, что организации, в которые должны доставляться отловленные собаки и кошки, определяются Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, т.е. областными исполнительными органами власти. Эти организации обязаны содержать отловленных служебных, охотничьих и других породистых собак, а также собак, имеющих регистрационные знаки, отдельно от остальных животных в течение трех дней и с разрешения органов ветеринарного надзора возвращать этих собак владельцам по их просьбе, а при отсутствии таких просьб могут передавать указанных собак заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям или продавать их. Отлов безнадзорных животных должен осуществляться специальными бригадами, создаваемыми в соответствии с п. 1 настоящей Инструкции, имеющими оборудованную автомашину для перевозки отловленных животных. Отлов, транспортировка и содержание безнадзорных животных должны производиться в соответствии с рекомендациями органов ветеринарного надзора. Отловленные собаки и кошки должны доставляться в организации, определяемые областным исполнительным органом власти. Отловленные собаки и кошки подлежат освидетельствованию специалистами ветслужбы для решения вопроса о дальнейшем их использовании, возможной передаче заинтересованным организациям, а также, при необходимости, о методах уничтожения и утилизации. Правила отлова и содержания безнадзорных животных, установленные в Разделе VI Правил, не соответствуют указанным выше требованиям. Доводы ответчика о том, что в силу ч.ч. 1, 3 ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция в целях взаимодействия с муниципальными органами вправе осуществлять мероприятия по борьбе с безнадзорными животными, являются необоснованными, поскольку понятие «взаимодействие» не означает, что полиция имеет право заниматься не свойственными ей функциями. Доводы ответчика о том, что раздел VI постановления Совета не обязывает правоохранительные органы принимать участие в указанных мероприятиях противоречит ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Данное заявление подано прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации, поскольку оспариваемым разделом VI постановления Совета нарушаются интересы государства, которое гарантирует гражданам соблюдение принципа законности, установленного ч.ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ, изданием незаконного правового акта нарушаются принципы законности. Заявление также подано в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку оспариваем нормативным правовым актом нарушаются права, предусмотренные ст.ст. 12, 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", неопределенного круга граждан - работников полиции, на выполнение только тех функции, которые предусмотрены законом. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрен судебный порядок защиты прав граждан путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Просит признать недействующим со дня принятия Раздел VI Правил содержания животных в г. Белово", утвержденных Постановлением В судебном заседании помощник прокурора Сиганова Т.В. заявление поддержала и подтвердила обстоятельства на которых они основаны. В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Беловского городского Совета народных депутатов Беловского городского округа муниципального образования «Беловский городской округ» «Город Белово» Елкина И.В. просит отказать в удовлетворении заявления, т.к. Действующим законодательством, в частности, ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не исключается возможность органов местного самоуправления решать вопросы соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. В настоящее время отсутствуют правовые акта органов государственной власти, обеспечивающие финансирование мероприятий по отлову безнадзорных животных. В то же время на территории Беловского городского округа имеются случаи нападения бродячих животных на людей, на территории Кемеровской области имеются природные очаги бешенства. Поэтому, учитывая, что в соответствии со статьями 2 и 18 Конституции РФ, деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на защиту прав человека, как высшей ценности, Беловским городским Советом народных депутатов были утверждены правила отлова безнадзорных животных. В связи с протестом прокурора Беловским городским Советом народных депутатов было также принято решение обратиться в Совет народных депутатов Кемеровской области и Администрацию Кемеровской области с просьбой разработать и утвердить нормативные правовые акты, устанавливающие порядок отлова и содержания безнадзорных животных и обеспечивающие финансирование данных мероприятий на территории муниципальных образований Кемеровской области, или передать эти полномочия органам местного самоуправления, так как органы государственной власти не исполняют полномочия, определённые законодательством. Установленный разделом VI Правил содержания животных в г. Белово порядок отлова, иммобилизации безнадзорных животных не противоречит действующему законодательству. Суд, выслушав представителей, исследовав письменные материалы по делу, считает, что заявление подлежит удовлетворению. В судебном заседании установлено, что Постановлением Совета народных депутатов г. Белово от 31.03.2005 №31/82 (в редакции от 25.02.2011 г. №38/157-н) "Об утверждении Правил содержания животных в г. Белово" утверждены Правила содержания животных в г. Белово (далее - Правила). Разделом VI Правил установлен порядок отлова и содержания безнадзорных животных. В силу п. «з» ст. 72 Конституции РФ, статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статьей 26.3 (пункт 1) Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных служит предупреждением эпидемий и ликвидацией их последствий, предупреждением и ликвидацией болезней животных, их лечением, защитой населения от болезней, общих для человека и животных и поэтому относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации и к его расходным обязательствам. Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать недействующим со дня принятия Раздела VI Правил содержания животных в г. Белово», утвержденных Постановлением Совета народных депутатов г. Белово от 31.03.2005 №31/82 (в редакции от 25.02.2011 г. №38/157-н). Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд через Беловский городской суд в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 06.06.2011 г. Судья /подпись/ М.Ю. Хряпочкин Верно Судья М.Ю. Хряпочкин
Совета народных депутатов г. Белово от 31.03.2005 N 31/82.