Дело № 2-285 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Беловский городской суд Кемеровской области В составе председательствующего судьи Гавричковой М.Т. При секретаре Спицыной О.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка под гараж, расположенного по адресу <адрес>. Обязать МУ «КУМИ <адрес> городского округа» предоставить ему земельный участок по гараж по указанному адресу. Заявление мотивировано тем, что ему, ФИО1 принадлежит гараж (не капитальный), расположенный по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением на имя главы администрации поселка <адрес> о предоставлении ему земельного участка под гараж. Письмом председателя МУ «КУМИ <адрес> городского округа» от «ДД.ММ.ГГГГ г. за номером № было отказано в предоставлении земельного участка. Мотивируя свой отказ «КУМИ <адрес> городского округа» указало, что предоставление земельного участка противоречит нормам застройки, не позволяет разместить по указанному адресу гаражи; данная территория является территорией общего пользования, кроме того обременена тепловыми и водопроводными сетями, внутри дворовыми проездами и проходами, линиями электропередачи и связи. Загромождение указанных линейных объектов делает невозможным к ним доступ для ремонта и обслуживания, а также нарушает санитарно защитные и охранные зоны. В письме МУ «КУМИ <адрес> городского округа», не указано, какие именно нормы застройки не позволяют разместить по указанному адресу гаражи. На основании чего, «КУМИ <адрес> городского округа» считает, данную территорию, территорией общего пользования. Какими тепловыми и водопроводными сетями внутри дворовыми проездами и проходами, линиями электропередачи и связи она обременена. Какие санитарно защитные и охранные зоны будут нарушены в связи с предоставлением ему данного земельного участка. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, является основанием установления в соответствии с заявками граждан, или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка, и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Размещение на данном земельном участке гаража было согласовано с компетентными органами в ДД.ММ.ГГГГ г. В связи с этим отказ в предоставлении ему земельного участка считает незаконным. Согласно ч. 1 ст. 20 Устава муниципального образования <адрес> городской округ», граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 20 Устава, обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Требования ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ не были исполнены, мотивированный ответ со ссылкой на законы и иные нормативные акты, которыми руководствовался компетентный орган при принятии решения, не был дан. В соответствии с ч. 9 ст. 30 ЗК РФ, решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В соответствии с ч. 10 ст. 30 ЗК РФ, в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. Заявитель ФИО1, представитель заявителя ФИО3, действующая в порядке ст. 53 ГПК РФ, поддержали доводы, изложенные в заявлении. При этом уточнили основание заявления, просят признать незаконным отказ на основании ст. 34 Земельного кодекса РФ (л.д.34). Считает отказ незаконным, поскольку не соблюден порядок рассмотрения заявления, отказ не мотивирован, не содержит ссылки на конкретные нормы права, т.е. основание для отказа. Считает, что нарушение права заключается в том, что было отказано в предоставлении земельного участка, расположенного рядом с домом истца. Представитель заинтересованного лица МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> городского округа» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на ДД.ММ.ГГГГ год, требование не признала. В судебном заседании пояснила, что испрашиваемый земельный участок является территорией общего пользования жителей <адрес>. Этот земельный участок обременен инженерными сетями, канализационными и водопроводными колодцами. Территория граничит с земельным участком больницы. С учетом зонирования территории МО <адрес> городского округа и утвержденных Правил землепользования и застройки эта зона застройки жилыми двухэтажными домами и предусматривает основные виды разрешенного использования. Расположение гаражей не предусмотрено. Считает, что в ДД.ММ.ГГГГ году участок не был оформлен в установленном порядке. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка не подлежит удовлетворению. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В судебном заседании было установлено, что на основании заявления ФИО1 главой администрации поселка <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году было дано разрешение на установку индивидуальных гаражей в количестве 8 штук вдоль ограды больницы, напротив дома <адрес>, с условием убрать гаражи по первому требованию в случае ремонта трассы канализационного коллектора (л.д.13). Решением Совета народных депутатов <адрес> городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес> городской округ». Согласно правил определено, что зона Ж-2 является зоной застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (не выше 2 этажей). Определены виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования. Испрашиваемый заявителем земельный участок находится в указанной зоне Ж-2. При этом согласно правил землепользования размещение гаражей в данной зоне не предусмотрено (л.д. 38, 39-43). Согласно распоряжению Администрации поселка <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ о формировании земельных участков сформированы земельные участки под установку металлических гаражей (л.д.61). ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки соблюдения земельного законодательства установлено использование земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью № кв.м под установку металлического гаража, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов ФИО1. Было выдано предписание об устранении нарушения в установленный предписанием срок (л.д.6, 5). ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась с заявлением к главе администрации <адрес> об оформлении земельного участка под установленным гаражом, на прилегающей к дому № территории, проезд с <адрес> для оплаты налогов (л.д. 7). ДД.ММ.ГГГГ на заявление дан ответ, согласно которому в предоставлении земельного участка было отказано. После чего ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить испрашиваемый земельного участка. Статья 34 Земельного кодекса РФ, на которую ссылается заявитель в обоснование своего заявления, предусматривает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством. Согласно п. 1 статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Согласно п. 2 названной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 11 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определена компетенция органов местного самоуправления. На уровне городского округа осуществляется планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа, в том числе путем выкупа, земельный контроль за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации (ст.16). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в <адрес> городском округе утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования, определено территориальное зонирование земель городского округа. В соответствии с принятыми нормами не предусмотрено расположение гаражей в испрашиваемом месте. В связи с этим в предоставлении земельного участка было отказано. Доводы заявителя и его представителя о том, что отказ принят не в соответствии с регламентом, предусмотренным статьей 34 Земельного кодекса РФ, поскольку отсутствует акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, не содержится ссылка на нормативные акты, не имеют существенного значения для рассмотрения дела. Названная статья регламентирует общий порядок предоставления земельных участков, а не участков, которые ранее находились в незаконном пользовании. Истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка, который ранее находился в его пользовании. При этом пользование земельным участком не было оформлено в установленном порядке. Предоставленное заявление от ДД.ММ.ГГГГ года с резолюцией главы администрации поселка <адрес> не свидетельствует о выделении участка в установленном порядке, поскольку отсутствует распоряжение о выделении земельного участка с указанием его местоположения, площади, видом пользования и т.д. В связи с этим заявителю было выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства. Обращение с заявлением о выделении этого же участка носит формальный характер, разрешение данного вопроса было заранее предрешено. Суд считает, что отказ в предоставлении земельного участка, ранее находившегося в незаконном пользовании, принят в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки. При этом суд считает, что данный отказ не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку как уже было отмечено, пользование земельным участком не было оформлено ранее в установленном порядке, а значит, права не могут быть нарушены. Таким образом, в судебном заседании не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что пользование земельным участком заявителем было законным, а отказ в предоставлении земельного участка, нарушающим его права и законные интересы. Иные доводы участников процесса не имеют значения для правильного рассмотрения заявления и не рассматриваются судом. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка, возложении обязанности на МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> городского округа» предоставить земельный участок, отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ. Судья: Гавричкова М.Т.