о взыскании страховых выплат



    Дело №2-1787/2011

                                                             Р E Ш Е Н И Е

                                                именем Российской Федерации

    Беловский городской суд Кемеровской области

    в составе председательствующего судьи Гавричковой М.Т.

    при секретаре Мирзажановой Е.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белово

                                                                                                                      8 июля 2011 года

    дело по иску Воротилкина ФИО8 к ГУ КРОФСС РФ о перерасчете ежемесячных страховых выплат и взыскании недоплаты по ним,

                                                               УСТАНОВИЛ:

    Воротилкин А.А. обратился в суд с иском к ответчику о перерасчете ежемесячных страховых выплат и взыскании недоплаты по ним.

    Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ во время работы на шахте «Колмогоровская» ( в настоящее время ОАО «Шахта Колмогоровская») по профессии <данные изъяты> ему было установлено профзаболевание – <данные изъяты>, вследствие чего заключением БМСЭ ему было установлено <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. По настоящее время степень утраты его профессиональной трудоспособности не изменилась, о чем свидетельствует выписки из актов освидетельствования, последняя с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Вначале шахта, а с <данные изъяты> – ГУ КРОФСС РФ производит ему ежемесячные страховые выплаты в следующих размерах:

    -с ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-<данные изъяты>., исходя из заработной платы с <данные изъяты> т.е. за 12 месяцев до прекращения работы, повлекшей профессиональное заболевание.

    С назначенными выплатами он не согласен по следующим основаниям.

На момент возникновения у него права на возмещение вреда здоровью действовали Правила возмещения вреда здоровью (Постановление Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года).

            Согласно ст. 14 Правил возмещения вреда, действовавших до 2000 г., среднемесячныйзаработок определяется за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью либо утрате (снижению) профтрудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профзаболевания среднемесячный заработок может такжеопределяться за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы,повлекшей такое заболевание.

Аналогичная норма содержится в ст.12 (п.3) ФЗ-125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», введённого в действие с 2000 г.

Как в Правилах, так и в ФЗ-125 законодатель предоставил право выбора периода, из которого может быть исчислена ежемесячная страховая выплата, исключительно пострадавшему.

Ему выгоднее было взять за основу расчёта заработную плату за 12 мес. до установления профзаболевания, т.е. с мая <данные изъяты> года включительно, однако ответчик при расчёте ежемесячной страховой выплаты не учёл этого.

            Согласно п.6 ст.12 ФЗ-125 «Об обязательном социальном страховании...» если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведён на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

Из прилагаемой справки виден факт повышения его заработной платы по выполняемой профессии с ДД.ММ.ГГГГ, вызванного ростом тарифной ставки в <данные изъяты> раз, в силу чего за основу расчётов должна быть взята заработная плата за <данные изъяты>.

Вопреки требованиям ст.18 (п.2 п/п.9) и ст.28 (п.1) ФЗ-125 ответчик не разъяснил ему его права, что недопустимо.

Согласно расчету размер ежемесячной страховой выплаты на ДД.ММ.ГГГГ год составит <данные изъяты> рублей, а на ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> рублей. Поскольку ответчиком страховая выплата уплачивается в меньшем размере, чем исчислена истцом, имеется недоплата, которая подлежит индексации в связи с инфляцией на индексы роста потребительских цен.

Просит взыскать с ответчика недоплату по ежемесячным страховым выплатам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей. Взыскать ежемесячную страховую выплату в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ истцом предоставлен уточненный расчет ежемесячной страховой выплаты и недоплаты за указанный период (л.д.93-97).

Поскольку при индексации заработка истцом не были применены коэффициенты 1,9 с ДД.ММ.ГГГГ, 1,4 м ДД.ММ.ГГГГ, с применением указанных коэффициентов размер страховой выплаты на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, а на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей. Недоплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией на индексы потребительских цен на апрель месяц составит <данные изъяты> рублей.

Просит взыскать с ответчика недоплату по ежемесячным страховым выплатам в сумме

4 910 200, 21 рублей, ежемесячную страховую выплату с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

    В судебное заседание истец е явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.

    Представитель истца Гаруца Д.А., действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на <данные изъяты> года (л.д.49) поддержал заявленные требования с учетом предоставленных уточнений в полном объеме.

Представитель ответчика Герасимов А.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал. Пояснил, что истцу была назначена ежемесячная страховая выплата исходя из заработной платы за период с <данные изъяты>е. за 12 месяцев до прекращения работы, повлекшей профзаболевание. Считает, что на момент возникновения у истца права на возмещение вреда действовали Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 года № 690. Согласно Правилам в случае профзаболевания по желанию потерпевшего для исчисления размера возмещения ущерба может приниматься среднемесячный заработок за 12 календарных месяцев перед прекращением работы, повлекшей это заболевание. Расчет ежемесячной страховой выплаты, исходя из периода повышения заработной платы по выполняемой профессии, данными Правилами не предусматривался. Ни Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 года, ни часть вторая Гражданского Кодекса Российской Федерации (статьи 1085-1094 ГК РФ), ни Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ от 24.07.1998 года к данным правоотношениям не могут быть применены. Предоставлен письменный отзыв (л.д.63-65).

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ областным центром профпатологии ГУЗ КОКБ выдано извещение об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания – <данные изъяты> Воротилкину ФИО9, <данные изъяты> шахты «Колмогоровская « (л.д.68).

ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт расследования хронического профессионального заболевания (л.д. 66-67).

Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК Воротилкину ФИО10 в связи с данным профессиональным заболеванием установлено <данные изъяты> утраты профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). при последующих освидетельствования процент утраты профессиональной трудоспособности не изменялся, а с ДД.ММ.ГГГГ установлен бессрочно ( л.д.14-18).

Таким образом, право на возмещение вреда у истца возникло с момента установления степени утраты трудоспособности – с ДД.ММ.ГГГГ.

В момент возникновения у истца права на возмещение вреда действовали Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 года. Они введены в действие с 1 декабря 1992 года. С этого же времени на территории Российской Федерации не действуют Правила, утвержденные Советом Министров СССР 3 июля 1984 года.

Доводы представителя ответчика о том, что при возмещении вреда истцу следует руководствоваться Правилами 1984 года, основаны на неправильном толковании закона.

Согласно ст. 14 названных Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 заболевание. Таким образом, в случае профессионального заболевания по выбору гражданина возможно исчисление заработка за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности, а также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Правомерно требование истца об исчислении заработка за 12 месяцев до установления профессионального заболевания, т.е. с <данные изъяты>, поскольку диагноз профзаболевания установлен ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик назначил истцу страховую выплату согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из заработка за 12 месяцев работы, повлекшей профессиональное заболевание, с <данные изъяты> (л.д. 19 – приказ, л.д.12 –трудовая книжка).

При этом правомерны доводы истца о том, что ответчиком не соблюдены нормы ФЗ-125 о необходимости разъяснения пострадавшему его права выбора периода, а также нормы ст. 28 названного закона.

Согласно п. 1 ст. 28 ФЗ-125 лицам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные ими в установленном порядке, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.

Устанавливаемое указанным лицам при вступлении настоящего Федерального закона в силу обеспечение по страхованию не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

Таким образом, обеспечение по страхованию истцу должно производиться ответчиком в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», вступившим в действие с 6 января 2000 года.

Согласно п. 3 ст. 12 названного закона среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяц, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

Таким образом, также как в Правилах Федеральный закон предоставляет право выбора периода для исчисления заработка исключительно пострадавшему.

Статья 18 подпункт 9 пункта 2 Федерального закона предусматривает обязанность страховщика разъяснять застрахованным и страхователям их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данное положение закона ответчиком не было соблюдено, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком не разъяснялись права выбора периода для исчисления заработка истцу.

            Согласно п. 6 статьи 12 Федерального закона, если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведён на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

Из копии лицевого счета (л.д.45) и справки работодателя (л.д.48) виден факт повышения его заработной платы по выполняемой профессии с ДД.ММ.ГГГГ, вызванного ростом тарифной ставки в <данные изъяты> раз, в силу чего за основу расчётов должна быть взята заработная плата за <данные изъяты>, что составило <данные изъяты> рублей.

Размер ежемесячной страховой выплаты следует рассчитать исходя из указанного размера заработка с учетом индексации в соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года в 3 раза, ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ с 01 февраля 1993 года в 2,5 раза, с 1 апреля 1993 года в 1,9 раза, с 1 июля 1993 года в 1,81 раза, с 1 декабря 1993 года в 1,9 раза, с 1 июля 1994 года в 1,4 раза. После 1 июля 1994 года на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда – с 1 апреля 1995 года в 1,678 раза, с 1 мая 1995 года в 1,27 раза, с 1 августа 1995 года в 1,259 раза, с 1 ноября 1995 года в 1,05 раза, с 1 декабря 1995 года в 1,048 раза, с 1 января 1996 года в 1,045 раза, с 1 апреля 1996 года в 1,2 раза, с 1 января 1997 года в 1,1 раза.

На ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной страховой выплаты составит <данные изъяты> рублей согласно следующему расчету:

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

    В дальнейшем страховая выплата подлежит индексации на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда и коэффициенты, установленные Правительством РФ:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    Страховщиком были назначены выплаты:

    -<данные изъяты>

        Указанные выплаты подтверждаются приказами страховщика (л.д.19-42) и карточками лицевого счета (л.д.73-92).

Сравнивая расчеты и размеры ежемесячных страховых выплат, исчисленных ответчиком и судом согласно исковым требованиям истца видно, что размер ежемесячных страховых выплат, исчисленный судом больше, поэтому истец вправе требовать взыскание недоплаты по ежемесячным страховым выплатам.

В соответствии со ст. 208 ГК РФ требование истца о взыскании недоплаты по ежемесячным страховым выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению, поскольку суммы страховых выплат недополучены истцом по вине ответчика, на которого ФЗ-125 возложена обязанность выплачивать страховые выплаты. В материалах дела нет заявления истца в фонд с указанием избранного им расчетного периода. Документальных доказательств того, что истцу разъяснялись его права в учетном деле нет. Данное обстоятельство подтвердил в суде представитель ответчика. Вина ответчика заключается в том, что он не разъяснил в соответствии с пп. 9 п.2 ст. 18 ФЗ-125 право выбора истцу периода заработка для исчисления ежемесячных страховых выплат, произвел за него выбор периода, тем самым лишил его право выбора периода, гарантированного законом, выплачивает страховые выплаты в меньшем размере, чем предусмотрено законом.

Согласно ст. 15 ч. 1 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Убытки истцу причинены несвоевременной выплатой причитающихся ему сумм, которые в результате инфляции частично утратили свою покупательную способность.

Согласно разделу 2 Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказываемые населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 25.03.2002 года № 23, индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующий инфляционные процессы в стране, субъектах Российской Федерации.

Суд полагает, что индекс потребительских цен по Кемеровской области наиболее точно отражает степень утраты покупательной способности недополученных истцом сумм, т.к. он проживает на территории Кемеровской области.

В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области об индексах потребительских цен на <данные изъяты> года, суммы недоплаты по ежемесячным страховым выплатам должны быть индексированы следующим образом - сумма недоплаты, умноженная на индекс потребительских цен по КО соответствующего месяца, сниженный на 100%

Недоплата ГУ КРО ФСС РФ по ежемесячным страховым выплатам с индексацией в связи с повышением стоимости жизни на индексы потребительских цен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> руб., исходя из расчёта:

С ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> - (<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    <данные изъяты>.

    Сумма недоплаты составила <данные изъяты> рублей с учетом корректировки индекса потребительских цен <данные изъяты> вместо примененного истцом <данные изъяты>.

    Указанная сумма недоплаты подлежит взысканию с ответчика.

Также в пользу истца с ответчика необходимо взыскать ежемесячную страховую выплату в размере <данные изъяты> рублей с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно.

Кроме того, с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л:

Взыскать в пользу Воротилкина ФИО11 с ГУ КРОФСС РФ единовременно недоплату по ежемесячным страховым выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в сумме <данные изъяты> копеек.

Взыскать в пользу Воротилкина ФИО12 с ГУ КРОФСС РФ ежемесячную страховую выплату в сумме <данные изъяты> копеек с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно.

Взыскать с ГУ КРОФСС РФ госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения 15 июля 2011 года.

Судья:                                                                                      Гавричкова М.Т.