Дело № 2-1979
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Ерохиной Н. В.,
при секретаре Давыдовой Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово
«22» июля 2011 года
гражданское дело по иску Бобылева ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении дополнительного социального обеспечения, как лицу, работавшему в организациях угольной промышленности,
У С Т А Н О В И Л:
Бобылев А.Я. обратился с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении дополнительного социального обеспечения, как лицу, работавшему в организациях угольной промышленности.
Требования мотивирует тем, что в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» ему предусмотрены дополнительные меры социального обеспечения, в виде ежемесячной доплаты к пенсии, так как он работал в угольной промышленности.
Общий стаж работы под землей более 34 лет. ДД.ММ.ГГГГ он достиг права на пенсию, и она была назначена, однако истец продолжал работать. Имея большой стаж работы под землей, он обратился в отделение пенсионного фонда г. Белово с заявлением о рассмотрении вопроса назначения дополнительной меры социального обеспечения ДД.ММ.ГГГГ Комиссия Управления ПФР в г.Белово и Беловском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в его просьбе отказала.
Комиссия установила, что специальный стаж на установление доплаты у него составляет 22 года 7 месяцев 29 дней. Комиссия не учла его работу с ДД.ММ.ГГГГ (11мес. 22 дня) в качестве подземного горного мастера на участке <данные изъяты> так как не подтверждена работа более 80% на подземном участке; ДД.ММ.ГГГГ (10 лет 8 мес. 4 дня) в качестве подземного начальника участка № механика участка № в <данные изъяты> так как документально не подтверждается полная занятость под землей на действующих и строящихся шахтах по добыче угля. Всего ему не зачли стаж 11 лет 7 мес. 26 дней. Шахта <данные изъяты> и <данные изъяты> ликвидированы и архив не сохранился.
При исчислении стажа работы для доплаты к пенсии с применением Списка №1 следует учитывать, что в соответствии со ст. 1 Закона №84-ФЗ право на доплату к пенсии имеют работники организаций угольной промышленности, которые непосредственно полный рабочий день заняты на подземных работах по добыче угля. Поэтому, при применении п.15 Правил № 516 в стаж подземной работы для установления доплаты к пенсии учитывается подземная работа, предусмотренная в Списке №1, которая выполняется в организациях угольной промышленности в течение полного рабочего дня. Такая работа предусмотрена пунктами «а», «б» и «е» подраздела 1 раздела 1 «Горные работы» Списка №1.
Работа, предусмотренная пунктами «г» и «д» подраздела 1 раздела 1 Списка №1 может учитываться, если она выполняется в подземных условиях постоянно в течение полного рабочего дня, такое разъяснение дает Минтруд России от 22.05.1996г. №5 не менее 80% рабочего времени. Подземный горный мастер на участке РВУ в течение всего рабочего дня находится под землей. Подземный начальник участка №5, механик участка №1 так же в течение всего рабочего времени находится под землей.
Работа истца подтверждается записями в трудовой книжке. Право на пенсию он получил по льготному стажу в 50 лет.
Просит признать решение Комиссии Управления ПФР в г.Белово и Беловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и назначить ему в соответствии с законом № 84-ФЗ от 10.05.2010г. «О дополнительном социальном обеспечении категорий работников организаций угольной промышленности» дополнительную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, приняв периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 22 дня) в качестве подземного горного мастера на участке РВУ на шахте <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (10 лет 8 месяцев 4 дня) в качестве подземного начальника участка №, и механика участка № в <данные изъяты>
В судебном заседании истец свои требования поддержал, дал объяснения.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности от 11.01.2011г. (сроком до 31.12.2011г.) – Шумик Н.Н. требования не признала, дала объяснения.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, считает, что в удовлетворении требований истцу необходимо отказать по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Бобылев А. Я. ДД.ММ.ГГГГ года обратился в Управление ПФР в г. Белово и Беловском районе с заявлением об установлении дополнительного социального обеспечения как лицо, работавшее в организациях угольной промышленности.
В соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахте менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации».
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п. 2 ст. 27 № 173 –ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время при назначении пенсии по п.п. 11 п. 1 ст. 27 применяются следующие нормативные акты:
- Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года № 481.
- Разъяснение от 15.07.1992 года № 1, утвержденное постановлением Минтруда России от 15.07.1992 года № 2 «Перечень применявшихся до 1986 года наименований профессий, работа в которых не менее 20 лет дает право на пенсию независимо от возраста».
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516.
Пункт 15 Правил предусматривает, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
- каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин – за 1 год 3 месяца;
- каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными, особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 (Список № 1) – за 9 месяцев.
Такой порядок подсчета периодов работы применяется только в отношении тех лиц, которые заняты на поземных работах, и не распространяется на лиц, занятых на работах, предусмотренных пунктами 2 и 3 Списка от 13.09.1991 года № 481.
Пунктом 15 Правил не предусмотрено применение Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года. Этот список в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 может применяться за период работы до 1 января 1992 года только при досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
При исчислении стажа работы для доплаты к пенсии с применением Списка № 1 следует учитывать, что в соответствии со ст. 1 Закона № 84-ФЗ право на доплату к пенсии имеют работники организаций угольной промышленности, которые непосредственно полный рабочий день заняты на подземных работах по добыче угля.
Поэтому, при применении п. 15 Правил № 516 в стаж подземной работы для установления доплаты к пенсии может учитываться только та подземная работа, предусмотренная в Списке № 1, которая выполняется в организациях угольной промышленности в течение полного рабочего дня. Такая работа предусмотрена пунктами «а», «б» и «е» подраздела 1 раздела 1 «Горные работы» Списка № 1.
Работа, предусмотренная пунктами «г» и «д» подраздела 1 раздела 1 Списка № 1, может учитываться, если она выполняется в подземных условиях постоянно в течение полного рабочего дня, т.е. с учетом разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 не менее 80 процентов рабочего времени.
Списком № 1, разделом 1 подразделом «б» «Горные работы» предусмотрено предоставление пенсионных льгот руководителям и специалистам подземных участков. Подземными участками на шахте, как правило, являются номерные участки ( №1, № 2 и т.д.), т. е. добычные, горно-капитальные, выемочные, т.е. на которых непосредственно осуществляется добыча угля.
Пенсионное обеспечение инженерно-технических работников других производственных участков – по водоотливу, связи и воздушному хозяйству, вентиляции и технике безопасности, внутришахтного транспорта, ремонтно-восстановительных, монтажных и т.п., осуществляется в соответствии со Списком № 1, разделом 1, пунктом 1, подпунктом «г», т.е. при занятости на выполнении работ в подземных условиях не менее 50 % рабочего времени.
Периоды работы, которые засчитаны в специальный стаж истца, дающий право на доплату к пенсии:
ДД.ММ.ГГГГ (16 лет 9 мес. 1 день) в качестве подземного доставщика-такелажника, электрослесаря, и.о. механика участка № горного мастера на участке № начальника участка № на шахте <данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ года (5 лет 10 мес. 28 дней) в качестве подземного горного мастера участка № на шахте <данные изъяты>
Ответчиком, Бобылеву А.Я. в специальный стаж, дающих право на доплату к пенсии, не были засчитаны периоды работы:
- ДД.ММ.ГГГГ (11 мес. 22 дня) в качестве подземного горного мастера на участке РВУ на шахте <данные изъяты> поскольку не подтверждена работа более 80% на подземном участке;
- ДД.ММ.ГГГГ (10 лет 8 мес. 4 дня) в качестве подземного начальника участка № механика участка № в <данные изъяты> т.к. документально не подтверждается полная занятость под землей на действующих и строящихся шахтах по добыче угля.
Комиссия УПФР в г. Белово и Беловском районе приняла решение, что право на установление дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» у Бобылева А. Я. Не определено ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ года.
Из трудовой книжки истца, архивных справок усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал подземным горным мастером на <данные изъяты> шахты <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – подземным начальником участка № и подземным механиком участков № <данные изъяты> (л.д. 9-15, 17, 21).
Свидетели, допрошенные в судебном заседании Коломиец В. М., Сыраев А. Н., Коломиец И. В., которые работали с истцом в <данные изъяты> пояснили о характере работы Бобылева.
Суд не может принять во внимание показания указанных свидетелей, поскольку пунктом 3 ст. 13 Федерального Закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального Закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ) установлено, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, законодателем было установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы, под которым понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Так, условия, при которых предоставляется право на ежемесячную доплату к пенсии предусмотрены Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» - лицам, работавшим в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахте менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Исходя из изложенного, после 1 января 2010 года при рассмотрении споров о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, а в данном случае права на ежемесячную доплату к пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.
Указанная правовая позиция изложена в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года.
Должностная инструкция механика подземного горномонтажного участка на 2006 год свидетельствует в разд. 2 п. 10, что механик участка посещает рабочие места в шахте не менее 18 раз в месяц (л.д. 58-61).
Должностная инструкция начальника подземного горномонтажного участка на 1996 год в разделе 2 п. 2.6 свидетельствует, что начальник подземного горномонтажного участка посещает с целью обследования все рабочие места подземных работ не менее 18 раз в месяц, из них не менее 6 раз в III-IV смены (л.д. 62-65).
Других инструкций, действующий на период его работы истец не представил.
В каждой из представленных инструкций речь идет о посещении рабочих мест в шахте, что не подтверждает полную занятость под землей (более 80 %).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Суд, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к убеждению, что отказ ответчика в назначении ежемесячной доплаты к пенсии Бобылеву А. Я. в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ от 10 мая 2010 года обоснован.
Следовательно, не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бобылева ФИО11 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области о признании незаконным отказа в назначении дополнительного социального обеспечения, как лицу, работавшему в организациях угольной промышленности отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательном виде – 27.07.2011 года.
Судья: Н. В. Ерохина