Дело № 2-355
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи: Спицыной О.Н.
При секретаре: Гвоздевой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово
ДД.ММ.ГГГГ
гражданское дело по иску ФИО14 к Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО15 обратился в суд с исковым заявлением обязать Администрацию <адрес> и Администрацию <адрес> предоставить ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное на территории города <адрес>.
Заявленные исковые требования мотивировал тем, что он, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>. Мать, ФИО2, умерла в ДД.ММ.ГГГГ году. Отец, ФИО3, умер в ДД.ММ.ГГГГ году.
Распоряжением Администрации города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, был определен в <данные изъяты>) <данные изъяты> детский дом «<данные изъяты>» и находился в нем до совершеннолетия (до ДД.ММ.ГГГГ года).
Распоряжением Администрации города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р истец поставлен на учет для предоставления жилья вне очереди. На ДД.ММ.ГГГГ год номер его очереди № До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что в настоящее время он проживает со своими сестрами по <адрес>, в доме, который на ДД.ММ.ГГГГ год имел № % износа. Никакого жилья ему ответчик не предоставлял.
Ответчик - Администрация <адрес> в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела были поставлены в известность надлежащим образом. О причине неявки не сообщили. Заявления о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.
Ответчик - Администрация <адрес> в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Просят отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес> в полном объеме, ввиду отсутствия правовых оснований для возложения обязанности на Администрацию <адрес>, исходя из того, что жилой фонд находится в муниципальной собственности и обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления. По делу представлен письменный отзыв.
Представитель третьего лица – МУ «Управление образования <адрес>» - ФИО18., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ) на удовлетворении требований не возражала, суду пояснила, что ФИО19 стоит на очереди с ДД.ММ.ГГГГ года, как сирота под №№. До настоящего времени ему жилье не предоставлено.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2, случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
На основании ст. 8 указанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 4 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, Закон Кемеровской области № 67-ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определяет, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается Жилищным кодексом РФ и настоящим законом.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как указано в части 1 вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Постановлению Администрации г. Белово от 24.06.2005 N 148-п
"Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 13 кв.м. общей площади на 1 человека на семью двух и более человек. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м. общей площади.
Как установлено в судебном заседании, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился в <данные изъяты>) <данные изъяты> детском доме «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., в связи со <данные изъяты>.
Смерть родителей ФИО21. – ФИО3, ФИО2, подтверждена соответствующими свидетельствами о смерти.
Распоряжением Администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО22 поставлен на учет при администрации города во внеочередной список, как сирота. На ДД.ММ.ГГГГ. в очереди за № №
ФИО23 по прибытию их детского дома, был зарегистрирован по <адрес>, т.е. в жилом доме, которым пользовались его родители на основании ордера.
Согласно сообщения МУП «<данные изъяты>» г.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу технического состояния <адрес>, физический износ составляет №%, дом относится к категории <данные изъяты> жилого фонда и проведение капитального ремонта не целесообразно.
Таким образом, после окончания школы-интерната, ФИО24 имеющий статус сироты, был вынужден проживать в <данные изъяты> жилом доме своих родителей.
Администрация города <адрес> признав за ФИО25 право на внеочередное предоставление жилья, поставила его на учет. Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось, тем самым подтверждено право ФИО26. на получение жилья, несмотря на то, что имеется жилье, принадлежащее его родителям. Право состоять на учете стороной ответчика не оспаривалось.
Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, указанный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.
Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ст. 57 ЖК РФ.
На основании ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Конвенция о правах ребенка прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего. Данная обязанность возлагается на государство.
Один из принципов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, гласит, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Федеральное законодательство не содержит указания на конкретный срок, в течение которого дети-сироты должны быть обеспечены жильем.
Разрешение требований о предоставлении лицам, из числа детей-сирот жилой площади во внеочередном порядке не ставится федеральным законодательством в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Обеспечение вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, в том числе очередь по списку «внеочередников».
При указанных обстоятельствах суд полагает удовлетворить заявленные исковые требования и обязать ответчика- Администрацию <адрес> предоставить ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное на территории города <адрес>.
В части требования к Администрации <адрес> отказать за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО28 удовлетворить частично.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное на территории города <адрес>.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ
Судья: О.Н. Спицына