Дело № 2-581
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Кравченко Л.П.
при секретаре Селеменевой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белово
28 февраля 2011 года
дело по иску Прокурора г. Белово в интересах инвалида 3 группы 1 степени Литенковой Р.К. к ГУ КРОФСС РФ о признании бездействия незаконным и обязанности ГУ КРОФСС предоставить инвалидам санаторно-курортное лечение за 2010 год, суд
Установил:
Прокурор г. Белово обратился в суд с иском в интересах инвалида 3 группы 1 степени Литенковой Р.К. к ГУ КРОФСС РФ о признании бездействия незаконным и обязанности ГУ КРОФСС предоставить инвалидам санаторно-курортное лечение за 2010 год.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Белово была проведена проверка состояния законности в деятельности государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРОФСС).
В ходе проведенной проверки было установлено, что в ГУ КРОФСС РФ нарушаются права инвалидов на получение средств реабилитации в виде санаторно-курортного лечения.
25.12.2009 г. гр. Литенкова Р.К. была поставлена на учет в ГУ КРОФСС на получение путевки на санаторно-курортное лечение, однако до настоящего времени путевка ей не предоставлена.
В соответствии с положениями ст.ст.6, 8 Декларации о правах инвалидов, принятой 9.12.1975 г. Резолюцией 3447 на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции. Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Реализуя конституционные гарантии, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях создания условий обеспечивающих достойную жизнь инвалидам, установил правовые гарантии по социальной защите, в том числе путем предоставления определенных льгот.
Согласно положениям ст. 10 Федерального закона «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам
проведение реабилитационных мероприятий, получение технических среда
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального
бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Пунктом 3 указанного перечня в качестве реабилитационного мероприятия предусмотрено санаторно- курортное лечение.
Статья 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов вРоссийской Федерации» устанавливает понятие индивидуальной программы реабилитации инвалида, под которой понимается разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программ реабилитации инвалида является обязательной для исполнена соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно правовых форм и форм собственности.
Согласно пп.1 п.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями и дополнениями) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 данного Федерального закона (в том числе инвалидам), набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Постановлением от 29.12.2004 г. №864 Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В силу п. 11 данных Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации, и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения.
Причем, законодательством РФ не предусмотрена постановка на очередь граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
По мнению прокурора, не предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение нарушены права инвалида Литенковой Р.К.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрен судебный порядок защиты прав граждан путем признания права.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья не может сам обратиться в суд.
Литенкова Р.К. является инвалидом 3 группы и по состоянию здоровья не может обратиться в суд. Просит признать бездействие ГУ КРОФСС незаконным и обязать ГУ КРОФСС предоставить гр. Литенковой Р.К. путевку на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании прокурор иск поддержал, дал аналогичные пояснения.
Представитель ответчика ГУ КРОФСС - Дериглазова О.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Исковые требования Прокурора г. Белово в интересах Литенковой Р.К. не признает, т.к. путевка Литенковой Р.К. не может быть приобретена за счет средств ФСС РФ, данные путевки приобретаются только за счет средств федерального бюджета. И на соответствующий год Фонду выделяется определенная сумма, которая распределяется между региональными отделениями Фонда. Сам Фонд не участвует в определении размера финансирования на календарный год.
Привлечённый к участию в деле качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований, представитель Управления Федерального казначейства по Кемеровской области ( УФК по Кемеровской области) - Аширафулина Ю.Р., выступающая по доверенности полагает, что требование прокурора в интересах Литенковой Р. К. следует удовлетворить в соответствии с Федеральным Законом от 17.07. 1999 № 178 ФЗ и «Письмом» ФСС РФ от 04.12. 2007 г. № 02- 10/07-12372 «О Федеральном законе от23. 11. 2007 г. № 266 ФЗ « О внесении изменений в ФЗ « О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2007 г».
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.
В суде установлено, что Литенкова Р.К. на основании справки МСЭ является инвалидом 3 группы и имеет право на оказание социальной помощи в порядке установленном Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
25.12.2009 года Литенкова Р.К. обратилась с соответствующим
заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение в
Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ,
приложив для этого необходимые документы, что не оспаривается ответчиком, однако такой путевкой она обеспечена не была. Представитель ответчика в ходатайстве указал, что причиной не выделения путевки на санаторно-курортное лечение является недостаточность денежных средств, определенных для данных целей в федеральном бюджете и поступивших в региональное отделение Фонда не может признаваться незаконным бездействием ответчика. С доводами ответчика суд не согласен по ниже изложенным основаниям.
В силу п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно пп.1 п.1 ст.6.2 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальный услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6.3 указанного выше Федерального закона учет граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В соответствии с п. 3, 4 ст. ст. 6.3 указанного выше Закона гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, на 01 октября текущего года составляется Пенсионным Фондом РФ федеральный регистр граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, с 01 января по 31 декабря следующего года, который ежегодно уточняется территориальными органами Пенсионного фонда РФ, поскольку территориальными органами Пенсионного фонда РФ формируются личные дела граждан, имеющих право на получение социальных услуг.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п.5 ст. 6.3 ФЗ № 178-ФЗ).
В соответствии с п.3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 гола «О государственной социальной помощи», порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается правительством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года № 328 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации (п. 3.1)
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (п.3.7).
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п.3.8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864 утверждены «Правила финансового обеспечения расходов» в виде набора по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Пунктом 4 Правил устанавливается, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с п. 1.2. Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ 12.02.1994 №101, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что получателем средств федерального бюджета является Фонд социального страхования.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» ФЗ № 183-ФЗ от 21.07.2007 г., согласно которому именно Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты путевок стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения (соответственно п. 5 и п. 6).
Этими же законами предусмотрено использование остатков межбюджетных трансфертов, образовавшихся на начало 2008 годов в результате неполного использования. Указанные объемы средств учитываются в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда сверх сумм, установленных на соответствующий год (ст. 6)
Согласно Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864 Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами (п.19).
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда.
Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 20).
Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21).
Данные положения Правил согласуется со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, дающей понятие главного распорядителя как организации распределяющей ассигнования и лимиты только между подведомственными получателями.
Согласно п. 20 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 председатель Фонда вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда.
Таким образом, Фонд осуществляет решение о предоставлении гражданам путевок на санаторно-курортное лечение в виде уведомления, поскольку с заявлениями о санаторно-курортном лечении с документами, подтверждающими это, граждане обращаются в Фонд, что не оспаривал в суде представитель ответчика и осуществляет финансовое обеспечение путевок на санаторно-курортное лечение, что не оспаривал в суде также представитель ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие ГУ КРОФСС РФ незаконным по не предоставлению Литенковой Р.К. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год.
Обязать ГУ КРОФСС РФ предоставить Литенковой Р.К. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: Кравченко Л.П.