П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
Сл.Белая ДД.ММ.ГГГГ
Судья Беловского районного суда Курской области Ткачев Д.А.,
с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Беловского района Агапова М.А.,
подсудимого Костарного А.Н.,
защитника адвоката Савельева Е.П., представившего удостоверение № и ордер №,
при секретаре Шафоростовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Костарного Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес>, <данные изъяты>
о б в и н я е м о г о в совершении преступления, предусмотренного ст.222 ч.1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно обвинительного акта Костарной А.Н. органами дознания обвиняется в том, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часов, находясь на стрельбище в сосновом бору в <адрес>, незаконно приобрел, три патрона калибра 5,6 мм.. ДД.ММ.ГГГГ по факту приобретения боеприпасов Костарным А.Н. вынесено постановление о частичном прекращении уголовного преследования по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 175 УПК РФ.
Имея умысел на незаконное хранение боеприпасов, Костарной А.Н. принес патроны к себе в дом, расположенный по адресу: <адрес>, не имея разрешения на право хранения и ношения оружия и боеприпасов, незаконно хранил три патрона калибра 5,6 мм в зале своего дома на шкафу. Костарной А.Н., понимая и осознавая, противоправность своих действий и, имея умысел на дальнейшее хранение незаконно находящихся у него трех патронов калибра 5,6 мм, продолжал хранить их в своем доме, не желая сдать данные боеприпасы компетентным органам.
ДД.ММ.ГГГГ патроны в количестве 3 штук калибра 5,6 мм были изъяты в ходе осмотра места происшествия в доме Костарного А.Н. сотрудниками милиции ОВД по <адрес>. Согласно заключения эксперта ЭКЦ УВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, представленные на исследование 3 патрона, изъятые в доме Костарного А.Н., относятся к категории боеприпасов и являются патронами кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм., предназначены для стрельбы из нарезного, спортивно-охотничьего оружия, калибра 5,6 мм. - пистолета «Марголин», винтовки ТОЗ-8, ТОЗ-12 м и др., изготовлены заводским способом, исправны и пригодны к стрельбе.
Указанные действия Костарного А.Н. органами дознания квалифицированы по ст. 222 ч. 1 УК РФ - незаконное хранение боеприпасов.
Допрошенный в судебном заседании Костарной А.Н. вину признал полностью и показал, что в ДД.ММ.ГГГГ, обучаясь в <данные изъяты>, ему военруком была выдана для стрельб из малокалиберной винтовки пачка в количестве 50 патронов. Три патрона он оставил себе, а остальные отстрелял. Оставленные три малокалиберных патрона он оставил на память, принес их домой и положил на шифоньер в передней комнате дома. Никуда применять их не собирался. До настоящего времени эти патроны так и хранились в доме на шифоньере. Никакого огнестрельного оружия у него не было, и сейчас тоже нет. Его родители умерли. Сейчас он вдвоем с братом <данные изъяты> проживает в родительском доме. У брата никакого огнестрельного оружия тоже нет.
Весной ДД.ММ.ГГГГ, точную дату и месяц он не помнит, на улице села около здания сельского совета в первой половине дня его встретили сотрудники милиции участковый инспектор ФИО5 и оперуполномоченный ФИО1 и спросили: есть ли у него дома оружие, наркотики и предлагали выдать их, если есть. Он ответил им, что этого у него ничего нет. Они сказали ему, чтобы был дома, а они заедут к нему. Во второй половине этого дня участковый ФИО5 и оперуполномоченный ФИО1 с понятыми приехали к нему домой и сказали, что на его брата поступают жалобы, что он занимается наркотиками, и предложили выдать наркотики, оружие и боеприпасы. Он знал, что брат не занимается наркотиками, и их в доме нет, за хранившиеся на шифоньере три патрона он подумал, что сотрудники милиции их не найдут. Он ответил им, что ничего запрещенного в доме нет. Его брат Иван был в то время на работе. Сотрудники милиции попросили осмотреть дом, он им разрешил. Все они и понятые зашли в дом. При осмотре на шифоньере оперуполномоченным ФИО1 были обнаружены три малокалиберных патрона. В присутствии понятых они были изъяты, составлен документ, в котором они расписались.
Он знал, что за хранение малокалиберных патронов есть уголовная ответственность, но патроны не выбросил, не придавал значения тому факту, что находились дома.
Признает себя виновным в незаконном хранении трех патронов, больше такого не повторится.
В ходе судебного разбирательства по делу в полном объеме были исследованы все доказательства, представленные стороной обвинения.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании показал, что он работает оперуполномоченным уголовного розыска ОВД по <адрес>. За ним закреплены обслуживать несколько сел, в том числе <адрес>. Примерно в ДД.ММ.ГГГГ он с участковым уполномоченным ФИО5 работали в <адрес> по раскрытию кражи. Ими была получена оперативная информация о том, что у Костарного А.Н. хранятся боеприпасы и наркотические средства, т.к. он проживает с братом. Примерно в <данные изъяты> часов они с ФИО5, и двумя понятыми приехали к дому Костарного А.Н.. Предложили ему добровольно выдать запрещенные к обороту оружие, боеприпасы, наркотические средства. Костарной А.Н. ответил, что ничего запрещенного у них нет. Костарной разрешил им осмотреть им дом. Они с ним и понятыми зашли в дом, где при осмотре передней комнаты, на шифоньере обнаружили три малокалиберных патрона, серо-зеленого цвета, небольшого размера. Костарной А.Н. пояснил, что эти патроны приобрел, когда учился ещё в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ. Обнаруженные патроны ими у Костарного А.Н. были изъяты. Наркотических средств в доме обнаружено не было.
Огнестрельного оружия у Костарного А.Н. не имеется, разрешение ему на его хранение не выдавалось. За время обслуживания <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ ему не поступала информация о том, что у ФИО8 или у его брата есть незарегистрированное огнестрельное оружие. Никаких правонарушений с применением огнестрельного оружия Костарной А.Н. не совершал. В общественных местах он ведет себя положительно, но ранее, не помнит в каком году, Костарной А.Н. привлекался к административной ответственности за появление в общественном месте в пьяном виде. Костарной А.Н. работал на току, сезонно сторожил пруд, сейчас работает у фермера.
В соответствии со ст.281 УПК РФ в судебном заседании были оглашены показания свидетеля ФИО2, который показал, что ДД.ММ.ГГГГ он находился у себя дома в <адрес>. Около <данные изъяты> часов сотрудники милиции ОВД по <адрес> попросили его присутствовать понятым в ходе осмотра места происшествия. Он согласился. Так же в качестве понятого был приглашен ФИО3 и после этого он с ФИО3 пошли с сотрудниками ОВД по <адрес> к домовладению Костарного Александра Николаевича, которое расположено на <адрес>. После того как они с сотрудниками милиции пришли к домовладению Костарного А.Н., один из сотрудников постучал в окно домовладения. Костарной А.Н. вышел на улицу, сотрудник милиции спросил, имеются ли у него на хранении наркотические средства, оружие, боеприпасы, патроны и другие, запрещенные к незаконному обороту и хранению вещества и предметы, и если есть таковые, то предложил ему добровольно их выдать. Костарной А.Н. пояснил сотрудникам милиции, что у него такого ничего нет и предложил им и ему с ФИО9 пройти к нему и осмотреть домовладение. После этого они все вместе зашли в дом к Костарному А.Н. и в ходе осмотра, в передней комнате дома, то есть в зале на шкафу сотрудники ОВД по <адрес> в его присутствии и другого понятого нашли 3 патрона калибра 5.6 мм от нарезного оружия и один строительный патрон. После этого один из сотрудников милиции ОВД по <адрес> позвонил со своего мобильного телефона, как он понял в ОВД по <адрес> и вызвал следователя. После того как приехал следователь, Костарному А.Н. так же было предложено добровольно выдать наркотические средства и другие предметы к незаконному обороту за исключением патронов, которые были у него уже обнаружены в его домовладении. На что Костарной А.Н пояснил, что у него ничего больше такого в доме нет. В ходе осмотра места происшествия обнаруженные патроны в домовладении Костарного A.Н. были помещены в спичечный коробок, который был опечатан бумажной биркой с его росписью, росписью ФИО3 и печатью дежурной части ОВД по <адрес>. Костарной А.Н. в ходе осмотра места происшествия пояснил, что данные патроны, обнаруженные на шкафу его домовладения, принадлежат ему, и данные патроны он незаконно приобрел ДД.ММ.ГГГГ на стрельбище, когда учился в <данные изъяты> Костарной А.Н. пояснил, что он понимал и осознавал, что за приобретение и хранение боеприпасов наступает уголовная ответственность, а патроны он не выдал добровольно, так как думал, что сотрудники милиции их не найдут.
( л.д.<данные изъяты> )
В судебном заседании в порядке ст.281 УПК РФ были оглашены показания свидетеля ФИО4, который в ходе дознания по делу дал аналогичные показания. ( л.д. <данные изъяты> ).
Оглашенными в суде в соответствии со ст.281 УПК РФ показаниями свидетеля ФИО5 установлено, что он работает в должности участкового уполномоченного милиции ОВД по <адрес>. Обслуживает <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ О/У ОУР КМ ОВД по <адрес> капитан милиции ФИО1, который так же обслуживает данный сельсовет, сообщил ему, что им получена информация о том, что житель <адрес> Костарной Александр Николаевич незаконно хранит у себя дома патроны к нарезному оружию, то есть боеприпасы и что данную информацию необходимо проверить. С целью проверки данной информации они пригласили двух понятых ФИО2 и ФИО3, проживающих в <адрес>, и приехали к дому Костарного А.Н., расположенному по адресу: <адрес>. Он постучал в окно дома, на улицу вышел Костарной А.Н.. Они представились и показали удостоверения сотрудников милиции, спросили у Костарного А.Н. имеются ли у него запрещенные к незаконному обороту вещества, а именно наркотические средства, а так же оружие, боеприпасы и если у него таковые есть, то предложили их выдать добровольно. Костарной А.Н. ответил им, что у него ничего запрещенного нет, и предложил зайти в дом и осмотреть, если они ему не верят. Вместе с понятыми они зашли в дом Костарного А.Н.. В ходе осмотра дома Костарного А.Н., в зале, на шкафу были обнаружены три патрона калибра 5.6 мм. к нарезному оружию и один строительный патрон. Костарной А.Н. рассказал, что данные патроны принадлежат ему, и он три патрона калибра 5.6 мм незаконно приобрел на стрельбище, когда учился в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, а добровольно их он не выдал, так как не хотел и надеялся, что их не найдут. В дом он их пригласил, что бы отвести от себя подозрения. О данном факте ФИО1 сообщил в дежурную часть ОВД по <адрес> и попросил направить следователя. По прибытию ст. следователя при ОВД по <адрес> майора юстиции ФИО10 был составлен протокол осмотра места происшествия и обнаруженные патроны в домовладении Костарного А.Н. в присутствии понятых были помещены в спичечный коробок, который был опечатан бумажной биркой с росписями понятых и печатью дежурной части ОВД по <адрес>.
( л.д. <данные изъяты> )
В судебном заседании также были исследованы материалы уголовного дела:
рапорт об обнаружении признаков преступления, в котором О/У ОУР КМ ОВД по <адрес> капитан милиции ФИО1 сообщил о том, что им на административном участке в <адрес> в ходе проведения ОРМ была получена информация, о том, что житель <адрес> Костарной А.Н. незаконно хранит боеприпасы. ( л.д. <данные изъяты> ).
Протокол осмотра места происшествия и фототаблица к нему, в ходе которого осмотрен дом Костарного Александра Николаевича, расположенный в <адрес>. В ходе произведенного осмотра обнаружены и изъяты 3 патрона калибра 5,6 мм. ( л.д. <данные изъяты> )
Заключение эксперта ЭКЦ УВД <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, согласно которого представленные на исследование 3 патрона, изъятые в доме Костарного А.Н., относятся к категории боеприпасов и являются патронами кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм,. Данные патроны предназначены для стрельбы из нарезного, спортивно-охотничьего оружия калибра 5,6 мм. - пистолета «Марголин», винтовки ТОЗ-8, ТОЗ-8м и др. Патроны изготовлены заводским способом, исправны и пригодны к стрельбе. ( л.д. <данные изъяты> ).
Протокол осмотра предметов, в ходе которого осмотрены 3 гильзы от патронов калибра 5,6 мм, изъятых в доме Костарного А.Н., расположенного в <адрес>, гильзы однотипные, металлические, серого цвета, длина каждой гильзы 15.5 мм, диаметр – 5.8 мм, имеется маркировка «V». ( л.д.<данные изъяты> ).
Документы, характеризующие личность Костарного А.Н. ( л.д. <данные изъяты>), в том числе первоначальное объяснение Костарного А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.<данные изъяты> ), в котором он подробно сообщил обстоятельства хранения в своем доме трех малокалиберных патронов. Из документов усматривается, что по месту жительства и работы он характеризуется положительно, в общественных местах ведет себя хорошо, жалоб на него не поступало, прогулов на работе без уважительных причин не допускал, замечаний не имел, работу выполнял добросовестно. К уголовной ответственности не привлекался. На учете у врача психиатра и нарколога не состоит.
В части незаконного приобретения боеприпасов уголовное дело в отношении Костарного А.Н. органами дознания прекращено в связи с истечением сроков давности.
( л.д. <данные изъяты> )
Государственный обвинитель просил признать Костарного А.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.222 ч.1 УК РФ и назначить ему наказание 1 год лишения свободы без штрафа условно с испытательным сроком 1 год.
Допросив подсудимого, свидетеля, исследовав материалы уголовного дела, суд приходит к выводу о том, что деяние в виде незаконного хранения трех патронов, являющихся боеприпасами, имело место и его совершил подсудимый Костарной А.Н. при следующих обстоятельствах:
Костарной Александр Николаевич в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в своем доме, расположенном по адресу: <адрес>, без определенной цели, незаконно хранил три патрона, которые приобрел в ДД.ММ.ГГГГ во время стрельб в период своего обучения в Гирьянской <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ сотрудники милиции ОВД по <адрес> с разрешения Костарного А.Н. осмотрели его дом, и обнаружили три патрона, которые были изъяты.
Согласно заключения баллистической экспертизы, изъятые у Костарного А.Н. патроны относятся к категории боеприпасов и являются патронами кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм, которые предназначены для стрельбы из нарезного спортивно-охотничьего оружия, калибра 5,6 мм – пистолета «Марголин», винтовки ТОЗ-8, ТОЗ-8м и др.. Патроны изготовлены заводским способом, исправны и пригодны стрельбе.
Суд находит, что органы дознания и сторона обвинения в процессе, правильно установив фактические обстоятельства содеянного Костарным А.Н., не дали его действиям надлежащей правовой оценки с учетом всех обстоятельств дела.
В соответствии с ч.2 ст.14 УК РФ не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Критерием оценки опасности деяния должна быть степень выраженности юридических признаков в содеянном. Лишь незначительная степень выраженности признаков вида преступления в содеянном может свидетельствовать о малозначительности содеянного.
При разрешении вопроса о малозначительности деяния учитываются реально наступившие последствия, способ совершения, форма вины, мотив и цель.
По смыслу закона, если деяние не повлекло существенный вред объекту, охраняемому уголовным законом, или угрозу причинения такого вреда, оно в силу малозначительности не представляет большой общественной опасности и поэтому не может рассматриваться в качестве преступления.
Привлекая Костарного А.Н. к уголовной ответственности по ч.1 ст.222 УК РФ органы дознания и сторона обвинения не учли обстоятельства, имеющие важное значение для определения степени социальной опасности и квалификации действий Костарного А.Н., а именно: незначительное количество патронов, которые хранил подсудимый, что Костарной А.Н. три патрона приобрел еще в период обучения в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, когда он находился в подростковом возрасте и длительное время <данные изъяты> хранил их в своем доме, не придавая данному факту значения, и не предпринимая никаких действий по использованию патронов в противоправных целях, что никакого огнестрельного оружия у него нет, его действия носили единичный характер. Хотя изъятые у Костарного А.Н. патроны и являются боеприпасами, однако они предназначены для стрельбы из спортивно-охотничьего оружия, которого у него не имеется.
Об этом свидетельствует то обстоятельство, что Костарной А.Н. зная, что в доме находятся три патрона, пригласил сотрудников милиции и понятых осмотреть свое жилище, хотя имел реальную возможность выбросить патроны из дома, т.к. ему заранее было известно о приезде сотрудников милиции.
По делу не установлено данных, свидетельствующих о том, что Костарной А.Н. своими действиями причинил вред или создал угрозу причинения вреда личности, обществу или государству.
По месту жительства и работы Костарной А.Н. характеризуется с положительной стороны, ранее не судим, свою вину признал полностью, в содеянном раскаялся.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и сравнив их с признаками преступления, предусмотренного ч.1 ст.222 УК РФ, суд приходит к выводу о том, что действия Костарного А.Н. формально содержат признаки данного преступления, однако они имеют незначительную степень их выраженности, действия подсудимого не повлекли существенного вреда и реально опасных последствий охраняемым уголовным законом интересам личности и государства, поэтому являются малозначительными, не представляющими общественной опасности, вледствие чего не могут быть отнесены к преступлению.
При указанных обстоятельствах, признав содеянное подсудимым малозначительным, суд в соответствии с п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ приходит к выводу об отсутствии в деянии Костарного А.Н. состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.222 УК РФ, и оправдании его на основании п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.133 УПК РФ подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, имеет право на реабилитацию.
На основании ст.81 УПК РФ вещественные доказательства по делу – три гильзы от патронов подлежат уничтожению.
Руководствуясь ст.ст.299, п.3 ч.2 ст. 302, 305, 306, 133, УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Оправдать Костарного Александра Николаевича по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст.222 ч.1 УК РФ, на основании п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
Признать за Костарным Александром Николаевичем право на реабилитацию, включающую в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в иных правах путем обращения в Беловский районный суд Курской области.
Вещественные доказательства – три гильзы от патронов уничтожить.
Обязательство Костарного А.Н. о явке отменить
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Курский областной суд через Беловский районный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения.
Председательствующий
судья Д.А.Ткачев