умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего



Дело № 1-139/2010

Беловский районный суд Кемеровской области

ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

г. Белово 28 сентября 2010 года

Судья Беловского районного суда Кемеровской области Рындина Н.Н.,

с участием государственного обвинителя - старшего помощника прокурора Беловского района Литенковой Г.И.,

подсудимого Лемешкова В.А.,

защитника - адвоката коллегии адвокатов №25 г. Белово Бурмистровой О.А., предст. удостоверение №<данные изъяты>. и ордер №<данные изъяты>.,

а также потерпевшего Нехорошева В.А.,

при секретаре Русяйкиной Ю.В.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении:

Лемешкова Виталия Анатольевича, <данные изъяты> года рождения, уроженца пос. <данные изъяты> Кемеровской области, гражданина РФ, военнообязанного, со <данные изъяты> образованием, женатого, <данные изъяты>, работающего <данные изъяты> Кемеровской области, зарегистрированного в пос. <данные изъяты> Кемеровской области, ул. <данные изъяты> проживающего в <данные изъяты> <данные изъяты>, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ,

установил:

Лемешков В.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Преступление совершено <данные изъяты> года в период с 08.00 часов до 09.00 часов в районе с. <данные изъяты> Беловского района Кемеровской области при следующих обстоятельствах.

<данные изъяты> года в период с 08.00 часов до 09.00 часов Лемешков В.А., находясь на участке автодороги на расстоянии <данные изъяты> метров от детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты> Беловского района, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры с Нехорошевым С.А., на почве возникших к нему личных неприязненных отношений, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, нанес кулаками и ногами: не менее трех ударов в область лица и головы, не менее четырех ударов в область грудной клетки, не менее одного удара в область правого плеча, не менее одного удара в область левого предплечья и левой кисти, не менее одного удара в область правой голени Нехорошеву С.А.. Своими действиями Лемешков В.А. причинил потерпевшему Нехорошеву С.А. следующие телесные повреждения:

-закрытую черепно-мозговую травму в виде: кровоподтека век левого глаза, скуловой и височной области слева, переходящего на спинку носа, кровоизлияния под конъюнктиву левого глаза, ссадин правой брови, кровоподтеков, располагающихся от угла рта слева до нижней челюсти слева и красной каймы верхней губы, кровоизлияния в слизистую верхней губы, кровоизлияния в мягкие ткани лобной, теменной и височной области слева, переходящее на мягкие ткани лица, кровоизлияний в клетчатку левого глаза, мягкие ткани носа и височно-скуловой области слева, кровоизлияния в мягкие ткани верхней и нижней челюсти слева, переходящее на диафрагму рта и верхнюю треть кивательной мышцы слева, сопровождавшуюся кровоизлияниями под твердую мозговую оболочку левого полушария, кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки больших полушарий мозга, в вещество головного мозга, с последующим сдавлением вещества головного мозга излившейся под оболочки крови и развитием отека головного мозга, кровоизлияниями в стволовую часть мозга, что и послужило непосредственной причиной смерти и повлекло по неосторожности смерть потерпевшего Нехорошева С.А. Внутричерепная травма в виде ушиба головного мозга тяжелой степени с кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга является опасным для жизни человека повреждением, создающим непосредственную угрозу для жизни, квалифицируется как тяжкий вред здоровью. В момент умышленного причинения тяжкого вреда здоровью Лемешков В.А. не предвидел наступление смерти потерпевшего Нехорошева С.А., однако при необходимой внимательности и предусмотрительности, должен был и мог предвидеть эти последствия.

Кроме этого Лемешков В.А. своими умышленными действиями причинил Нехорошеву С.А. повреждения, которые в причинной связи с наступлением смерти не стоят: мелкоточечные кровоизлияния на уровне 1-5-го грудных позвонков, кровоподтек грудной клетки слева, располагающийся от ключицы до 3-го ребра между телом грудины и среднеключичной линией, кровоподтек по передней, наружной и внутренней поверхности верхней трети правого плеча, переходящий плечевой сустав и доходящий до правого края грудины в проекции второго ребра с кровоизлияниями в подлежащие мягкие ткани, кровоизлияние в мягкие ткани грудной клетки на уровне 7-9 ребер слева по среднеключичной линии, циркулярный кровоподтек нижней трети левого предплечья и лучезапястного сустава, переходящий на тыльную поверхность левой кисти, ссадины передней поверхности нижней трети правого предплечья, кровоподтек передней поверхности верхней и средней трети правой голени с кровоизлиянием в подлежащие мягкие ткани. Кровоподтеки и ссадины туловища, конечностей при жизни как каждое повреждений в отдельности, так и в совокупности не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, и поэтому расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.

Подсудимый Лемешков В.А. в судебном заседании виновным себя признал в полном объеме предъявленного обвинения, в содеянном раскаивается. От дачи показаний отказался, воспользовался ст. 51 Конституции РФ.

Вина подсудимого Лемешкова В.А. в совершении вышеуказанного преступления установлена показаниями потерпевшего, свидетелей, другими материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Потерпевший Нехорошев В.А. показал, что <данные изъяты> года в вечернее время к ним на работу в гараж пришел его брат Нехорошев С. с бутылкой вина. Они употребляли спиртное, конфликтов между ними не было. Во время распития спиртного он рассказал о том, что в лагере <данные изъяты> отдыхает <данные изъяты>., предложил Лемешкову поехать в лагерь, чтобы забрать <данные изъяты>. Около 07 часов утра <данные изъяты> года он, Нехорошев С. и Лемешков поехали в лагерь <данные изъяты>». У ворот лагеря оставили машину и втроем прошли на территорию лагеря. Из корпуса вышла учитель школы, которую он попросил позвать <данные изъяты> вышла, сказала, чтобы они уезжали. Он с Лемешковым и Нехорошевым С. вернулись в машину и поехали обратно. Он сидел на заднем сидении, Нехорошев С. на переднем сидении. По дороге назад машина во что-то врезалась. Лемешков в грубой форме сказал, что причинит ему и Нехорошеву С. телесные повреждения за то, что они отвлекли его от управления автомобилем, и он стукнул машину. Они все вышли из машины. Лемешков нанес удар кулаком по лицу Нехорошеву С., тот от удара Лемешкова наклонился, после чего Лемешков нанес второй удар по лицу Нехорошеву С., брат упал на землю. Он стал успокаивать Лемешкова. Затем Лемешков сел в автомобиль, он помог подняться Нехорошеву С., увидел, что у него из носа течет кровь, и стал опухать нос. Они с братом вытолкали машину и все вместе уехали в гараж в п. <данные изъяты>. около 21 часа он с <данные изъяты>. увезли Нехорошева С. домой в г. <данные изъяты>. Позднее брату стало плохо, вызвали скорую и брата увезли в больницу. <данные изъяты> года Нехорошев С. умер в больнице.

Свидетель <данные изъяты>. показала, что с <данные изъяты> года сожительствовала с Нехорошевым С.А., имеют двух малолетних детей. <данные изъяты> года в дневное время она с Нехорошевым С. поехали в г. <данные изъяты>, никаких телесных повреждений у Нехорошева С. не было. Доехав до г. Белово, Нехорошев С. вышел. Домой вернулся <данные изъяты>. в начале 22-го часа, пояснил, что его до дома подвез Нехорошев В. со знакомым <данные изъяты>. У сожителя был заплывший левый глаз, на лице был сплошной синяк, была опухшая голова, губы были разбиты. Нехорошев С. ей рассказал, что телесные повреждения ему причинил Лемешков В. в присутствии Нехорошева В., что когда Лемешков его ударил, он потерял сознание, очнулся только в машине. Нехорошев С. рассказал, что от вызова скорой помощи он отказался, попросил Нехорошева В., чтобы он увез его домой. У Нехорошева С. на правой руке от плеча до локтя был огромный синяк. На левой руке и на ногах, также были синяки. Всю ночь Нехорошев С. просыпался, жаловался, что у него болит голова. <данные изъяты> она дала ему обезболивающие таблетки, но ему лучше не становилось. <данные изъяты> года Нехорошев С. оставался дома, жаловался на сильную головную боль. Она на такси увезла Нехорошева С. в с. <данные изъяты> домой к Нехорошеву В. и вызвала скорую помощь. Медицинские работники осмотрели Нехорошева С., после чего увезли в больницу. Позднее она приходила домой к Лемешкову, сказала, что напишет заявление на Лемешкова в милицию за то, что он избил Нехорошева С.. Лемешков сказал, что ударил Нехорошева всего два раза. Вечером <данные изъяты>. она позвонила в МУЗ БЦРБ, ей сказали, что Нехорошев С. умер.

Свидетель <данные изъяты> дала аналогичные показания.

Свидетель <данные изъяты>. показала, что она проживает с мужем Нехорошевым В.. У мужа был родной брат Нехорошев С.. Нехорошев В. работал с Лемешковым В., ремонтировал автомобили в гараже, расположенном возле автостанции в п. <данные изъяты>. <данные изъяты>. их <данные изъяты> уехала в лагерь <данные изъяты>», Нехорошев В. с утра ушел на работу в гараж. <данные изъяты>. около 8 часов ей позвонил Нехорошев В., был в алкогольном опьянении, сказал, что они едут с турбазы. Она стала ругаться на мужа, что тот пьяный поехал <данные изъяты>. В это время телефон взял Лемешков, который пояснил, что он избил Нехорошева С.. Около 22 часов Нехорошев В. пришел домой и рассказал, что он с <данные изъяты> отвезли Нехорошева С. домой в г. <данные изъяты>. к ней приехали <данные изъяты> пояснила, что Нехорошеву С. очень плохо. Она увидела, что у Нехорошева С. был обширный кровоподтек под левым глазом, голова его была сильно распухшая. Она с <данные изъяты> вызвали скорую помощь. Приехавшие врачи увезли Нехорошева С. в больницу. <данные изъяты> рассказала, что <данные изъяты>. Нехорошев С. пришел домой с телесными повреждениями, с каждым днем Нехорошеву С. становилось хуже, но ложиться в больницу Нехорошев С. не хотел. Нехорошев С. ей рассказал, что его избил Лемешков В. <данные изъяты>. ей позвонила <данные изъяты> и сообщила, что Нехорошев С. умер в больнице.

Свидетель <данные изъяты> показала, что <данные изъяты>. она находилась на <данные изъяты>. около 07 часов ей на мобильный телефон позвонил отец Нехорошев В., был пьяный. Отец сказал, что скоро он за ней приедет. <данные изъяты>. около 08 часов к ней в комнату вошла учительница <данные изъяты>., попросила выйти на улицу. У входной двери помещения турбазы стоял отец, на лице у него никаких повреждений не было, с ним были Нехорошев В. и Лемешков В., которые тоже были в состоянии алкогольного опьянения. Она сказала, чтобы они уезжали, и зашла в здание турбазы. <данные изъяты> г. около 21 часа ей позвонила <данные изъяты>. и сообщила, что Нехорошеву С. стало плохо. <данные изъяты> вызвала скорую помощь. Потом приехали врачи скорой помощи и увезли Нехорошева С. в больницу. <данные изъяты> г. он умер.

Свидетель <данные изъяты>. показала, что <данные изъяты> года ей позвонила <данные изъяты>. и рассказала, что <данные изъяты>. её сожитель Нехорошев С. приехал домой с телесными повреждениями. Нехорошев С. с Нехорошевым В. и Лемешковым В. в тот день ездили в лагерь. По дороге из лагеря произошел конфликт с Лемешковым В. из-за мобильного телефона. Лемешков избил Нехорошева С.. Она приезжала к Лемешкову В. домой, он ей сказал, что он бил Нехорошева С.

Свидетель <данные изъяты> дал аналогичные показания.

Свидетель <данные изъяты>. показал, что работает старшим участковым уполномоченным в ОВД по Беловскому району. <данные изъяты> года он заступил на смену, в КУСП был зарегистрирован сигнал о причинении телесных повреждений Нехорошеву С.А. Сигнал поступил из БЦРБ, где Нехорошев С.А. проходил стационарное лечение. Он поехал в БЦРБ, хотел взять с Нехорошева С. объяснения, но у Нехорошева С. случился приступ. Он позвал медсестру и врача, опрашивать Нехорошева С.А. не стал, так как тот был в плохом состоянии, пояснить ничего не мог. Позднее он встретился с Нехорошевым В., который ему пояснил, что Нехорошева С. избил Лемешков В.А. Потом он беседовал с Лемешковым В.А. по поводу нанесения телесных повреждений Нехорошеву С.А. Лемешков В. рассказал, что нанес не менее двух ударов по лицу Нехорошеву С.А..

Показания неявившихся свидетелей <данные изъяты> ( т.1, л.д. 92-94), <данные изъяты>. ( т.1, л.д. 101-106), <данные изъяты> ( т.1, л.д. 107-109) по ходатайству государственного обвинителя с согласия сторон оглашены и проверены в судебном заседании, подсудимый их не оспаривает.

Суд принимает показания потерпевшего и всех свидетелей как достоверные, т.к. они согласуются между собой, о времени, месте и способе совершения подсудимым преступления, а также с письменными доказательствами по делу.

Из протокола очной ставки между Лемешковым В.А. и Нехорошевым В.А. видно, что Нехорошев В. подробно и последовательно рассказал об обстоятельствах содеянного Лемешковым В. и настаивал на том, что именно Лемешков В. совершил данное преступление (т. 1, л.д. 158-161).

Из протокола проверки показаний на месте с фототаблицей с участием свидетеля Нехорошева В.А. от <данные изъяты>. следует, что свидетель указал место совершения ДТП Лемешковым, показал, как Нехорошев С.А. ударился об панель лобной областью головы справа. А также указал место совершения Лемешковым В.А. преступления (т.2 л.д.116- 124).

Из протокола от <данные изъяты>. проверки показаний на месте с фототаблицей, с участием подсудимого Лемешкова В.А., следует, что он указал место совершения им преступления, показал и рассказал о том, как он причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего Нехорошева С.А. (т.2 л.д. 106-116).

Из заключения эксперта № <данные изъяты> года видно, что смерть Нехорошева С.А. наступила от <данные изъяты>. Согласно записи в медицинской карте стационарного больного, смерть Нехорошева С.А. наступила <данные изъяты> г. в 20:15 (т.2, л. д. 134-144).

Из заключения комиссии экспертов № <данные изъяты> года видно, что причиной смерти Нехорошева С.А. явилась: <данные изъяты> (т.2 л.д. 152-153).

Из заключения эксперта от <данные изъяты> года видно, что в ходе психофизиологического исследования были выявлены устойчивые выраженные психофизиологические реакции, свидетельствующие о том, что Нехорошев В.А. располагает информацией о деталях преступления. Психофизиологические реакции подэкспертного подтверждают ранее сообщенную им информацию о том, что в его присутствии во время конфликта удары его брату наносил один человек Лемешков В.А.. В его присутствии во время конфликта Лемешков В.А. нанес его брату Сергею рукой два удара. Во время нанесения Лемешковым В.А. ударов Сергею, Нехорошев находился у него (у Сергея) за спиной. Судя по характеру, степени выраженности и соотношению психофизиологических реакций на вопросы тестов, предъявленных подэкспертному, информация, которой он располагает по данным вопросам, вероятнее всего была получена им на момент случившегося. Наличие такой информации у подэкспертного обусловлено тем, что он был свидетелем нанесения ударов Нехорошеву С.А. Лемешковым В.А. (т.2 л.д.164-174).

Данные экспертиз совпадают с показаниями потерпевшего и свидетелей о способе совершения преступления и механизме причинения повреждений.

Заключения экспертов у суда не вызывают сомнений в правильности выводов, так как на все поставленные вопросы эксперты дали всесторонне обоснованные, квалифицированные и полные ответы, в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что вина подсудимого Лемешкова В.А. в совершенном им преступлении полностью доказана.

Суд квалифицирует действия Лемешкова В.А. по ч.4 ст. 111 УК РФ, т.к. он совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Нанося кулаками и ногами не менее трех ударов в область лица и головы потерпевшему Нехорошеву С.А., Лемешков В.А. действовал с прямым умыслом, осознавал общественную опасность своих действий, предвидел вероятность или неизбежность наступления тяжкого вреда здоровью потерпевшего и желал этого. Нанесение подсудимым кулаками и ногами не менее трех ударов в область лица и головы потерпевшего находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями - причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

Мотивом данного преступления послужила ссора между подсудимым Лемешковым В.А. и потерпевшим Нехорошевым С.А., возникшая из-за поврежденного автомобиля, которым управлял Лемешков.

Нанесение потерпевшему не менее трех ударов в область лица и головы, находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями - причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

При назначении наказания суд учитывает в соответствии с ч.3 ст. 60 УК РФ степень общественной опасности совершенного преступления, характер, обстоятельства содеянного, данные о личности подсудимого, а также учитывает, какое влияние окажет назначенное наказание на исправление подсудимого и условия жизни его семьи.

Отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.

В качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает, что подсудимый вину признал и раскаивается в содеянном, исключительно положительно характеризуется по месту работы, ранее не судим, <данные изъяты>. Подсудимый добровольно возместил материальный ущерб и компенсировал моральный вред, причиненный родственникам потерпевшего, и потерпевший Нехорошев В.А. просит не лишать Лемешкова В.А. свободы, не наказывать его строго.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства содеянного и данные о личности подсудимого, суд считает, что достижение целей наказания возможно без изоляции подсудимого Лемешкова В.А. от общества, наказание ему должно быть назначено в виде лишения свободы, в пределах санкции ст.73 УК РФ, т.е. условно.

Оснований для применения ст. ст. 64 УК РФ суд не нашел.

Гражданский иск по делу не заявлен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд

приговорил:

Признать виновным Лемешкова Виталия Анатольевича в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 5 ( пяти ) лет лишения свободы.

В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком в 3 ( три ) года.

Возложить на Лемешкова В.А. обязанность: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных.

Меру пресечения Лемешкову В.А. - подписку о невыезде и надлежащем поведении не изменять до вступления приговора в законную силу, после чего отменить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья: Н.Н. Рындина.