Дело № 2 -132/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Выдрина М.Н.,
при секретаре Тарасенко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово 26 апреля 2011 года гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора к ЗАО «Разрез Инской» о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛА:
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределённого круга лиц, субъекта РФ - Кемеровская область, муниципального образования - Беловский район и Российской Федерации к ЗАО «Разрез Инской» о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду.
Свои требования мотивирует тем, что проверкой ЗАО «Разрез Инской» выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, в части уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, влекущие нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования - Беловский район, субъекта РФ - Кемеровской области и Российской Федерации. Согласно акту проверки Управления Росприродонадзора по Кемеровской области № АТЗН-294 от 02.11.2010г. установлено, что ЗАО «Разрез Инской» находится в стадии строительства. Строительство данного объекта осуществляется на основании проекта строительства, получившего положительное заключение Государственной экспертизы № 149-10/ГТЭ-5927/15 от 02.03.2010г. Общество в процессе осуществления хозяйственной деятельности на территории Беловского района оказывает негативное воздействие на окружающую среду <данные изъяты>. Данный факт также подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 квартал 2009г. На предприятии имеет место загрязнение атмосферного воздуха <данные изъяты>
В ходе натурного обследования территории основной промплощадки, на которой идёт строительство воздухонагревательной установки осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, в части загрязнения атмосферного воздуха посредством выбросов от сварочных работ. <данные изъяты>. Согласно представленной в прокуратуру Управлением Росприроднадзора информации от <данные изъяты> и карточки лицевого счета задолженность ЗАО «Разрез Инской» по плате за негативное воздействие на окружающую среду на период с <данные изъяты> рублей. Невнесение ЗАО «Разрез Инской» соответствующих платежей влечёт неисполнение доходной части бюджета и тем самым нарушает интересы Российской Федерации, субъекта РФ - Кемеровской области, муниципального образования - Беловский район. Просит взыскать с ЗАО «Разрез Инской» задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду (на период с <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> рублей (в бюджеты в соответствии с нормативами отчислений: 20% в федеральный бюджет в сумме <данные изъяты> руб.; 40% в бюджет Кемеровской области в сумме <данные изъяты> <данные изъяты>.; 40% в бюджет Беловского района <данные изъяты> руб. с зачислением в полном объёме указанной суммы на счёт Управления Федерального казначейства по Кемеровской области.
В судебное заседание Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор Ходжаян Р.Б. не явился, просил дело рассмотреть без участия их представителя, на исковых требованиях настаивает в полном объёме.
Представитель ответчика - ЗАО «Разрез Инской» Красикова Т.Ю., действующая на основании доверенности от <данные изъяты>, в судебное заседание не явилась, в своём ходатайстве просит дело рассмотреть в её отсутствие, с исковыми требованиями согласна в полном объёме.
Исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная или иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
В судебном заседании из представленных материалов установлено, что согласно свидетельству о постановке на учёт юридического лица Закрытое акционерное общество «Разрез Инской» поставлено на налоговый учёт <данные изъяты>.
Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до <данные изъяты> видно, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице ЗАО «Разрез Инской».
Судом установлено, что ЗАО «Разрез Инской» осуществляет хозяйственную деятельность: строительство и реконструкция производства и объектов угольной промышленности, строительство и эксплуатация технологического поверхностного комплекса угледобывающих предприятий и т.д..
Из справки формы 2ТП видно, что в 2009 г. ЗАО «Разрез Инской» выброшено в атмосферный воздух загрязняющих веществ в количестве 2,277 тонн пыли каменноугольной. На предприятии имеет место загрязнение атмосферного воздуха метаном: в 2008 году - 713,4 тонн; в 2009г. - 672,6 тонн; в 2010году - 230,85 тонн.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Разрез Инской» осуществляет строительство воздухонагревательной установки на территории основной промплощадки, загрязнение атмосферного воздуха происходит посредством выбросов от сварочных работ: от использования электродов марки МР3 в атмосферный воздух выбрасывались следующие загрязняющие вещества: оксид железа, оксид марганца и фтористый водород. В связи с использованием электродов марки УОНИ в атмосферу поступали оксид марганца, оксид железа, пыль неорганическая, оксид углерода и диоксид азота.
При осуществлении ЗАО «Разрез Инской» строительно-монтажных работ образовываются отходы: излишки грунта от работ по вертикальной планировке площадок; вмещающая порода от ведения горных работ, шлам от чистки существующих отстойников шахтных вод, твердые бытовые отходы; упаковочная тара от оборудования; строительный мусор.
Кроме того, на основной промплощадке новой шахты размещены отходы производства и строительные отходы. На промплощадке АБК образуются и размещаются отходы производства и потребления: ртутные лампы, самоспасатели, канцтовары, офисная техника, аккумуляторы, пищевые отходы, металлом, ТБО, мусор от уборки территории.
Вследствие своей деятельности ЗАО «Разрез Инской» оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу стационарными и передвижными объектами и в виде размещения отходов.
Согласно карточке лицевого счёта за период с <данные изъяты>. ЗАО «Разрез Инской» задолженность за плату за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на <данные изъяты>. составляет <данные изъяты> рублей.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством природных ресурсов РФ, согласованными Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.1993 г. N 190), установлен порядок расчета платы.
В соответствии с п. 1.6 Инструктивно-методических указаний головные предприятия, имеющие расположенные на отдельных территориях подразделения и филиалы, не являющиеся юридическими лицами, вносят плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами по месту их расположения. Это указывает на то, что платежи за размещение отходов производства и потребления должны производиться по месту нахождения юридического лица или его филиалов (структурных подразделений).
В соответствии с п. 3 указанного Порядка внесение платы производится по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия (объект, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, а также объект размещения отходов производства и потребления, взрыв, крышные котельные, стационарные платформы, искусственные острова, буровые установки (суда, платформы), а по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного муниципального образования.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке Конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и носит компенсационный характер.
Учитывая, что такая компенсация должна осуществляться по месту нанесения ущерба, а также принимая во внимание, что статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду: в федеральный бюджет по нормативу 20%, в бюджет субъектов Российской Федерации по нормативу 40%, в бюджет муниципальных районов и городских округов по нормативу 40%, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Разрез Инской» задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду (на период с <данные изъяты>. по <данные изъяты>.) в сумме <данные изъяты> рублей (в бюджеты в соответствии с нормативами отчислений: 20% в федеральный бюджет в сумме <данные изъяты> руб.; 40% в бюджет Кемеровской области в сумме <данные изъяты> руб.; 40% в бюджет Беловского района <данные изъяты> руб., с зачислением в полном объёме указанной суммы на счёт Управления Федерального казначейства по Кемеровской области.
Взыскать с ЗАО «Разрез Инской» госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд в течение 10 суток со дня его принятия.
Судья: М.Н.Выдрина