Дело № 2 - 315\2011 Беловский районный суд Кемеровской области РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Белово 20 июня2011 года Судья Беловского районного суда Кемеровской области Рындина Н.Н., с участием помощника прокурора Беловского района Купреевой А.А., при секретаре Васильевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Беловского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Шахта Байкаимская» о возложении обязанности о выделении рабочих мест для трудоустройства <данные изъяты>, установил: прокурор Беловского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Шахта Байкаимская» о возложении обязанности по выделению рабочих мест для трудоустройства <данные изъяты> указывая, что по обращению ГУ Центр занятости населения города Белово прокуратурой Беловского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере занятости населения. В ходе проверки установлено, что ООО «Шахта Байкаимская» не выполняет установленные действующим законодательством нормы по квотированию рабочих мест для устройства <данные изъяты>. Среднесписочная численность работающих на ООО «Шахта Байкаимская» составляет <данные изъяты> человек. В соответствии с требованиями федеральных законов количество <данные изъяты>, трудоустроенных на предприятии, должно быть не менее <данные изъяты> человек. В нарушение требований численность трудоустроенных <данные изъяты> в ООО «Шахта Байкаимская» составляет <данные изъяты> человек. Наличие вакантных мест для трудоустройства по квоте составляет 0 единиц. Несоблюдение ответчиком законодательства в сфере занятости населения приводит к нарушению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав <данные изъяты> и других социально незащищенных категории граждан, на государственную и социальную поддержку. Просит обязать ООО «Шахта Байкаимская» выделить за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства <данные изъяты> в соответствии с установленной квотой в размере 4 % (четыре процента) от среднесписочной численности работников данного предприятия. Обязать ООО «Шахта Байкаимская» ежемесячно предоставлять в ГУ Центр занятости населения города Белово информацию о выполнении квоты для приема на работу <данные изъяты> и о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Взыскать с ООО «Шахта Байкаимская» в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>. В судебном заседании пом. прокурора Купреева А.А. исковые требования поддержала, не возражает, чтобы срок для совершения действий по выделению за счет собственных средств рабочих мест для трудоустройства <данные изъяты> в соответствии с установленной квотой в размере 4% от среднесписочной численности работников предприятия ответчику определили до <данные изъяты> года. Представитель третьего лица на стороне истца - ГУ Центр занятости населения Степанькова Н.В., действующая по доверенности №<данные изъяты> года, поддержала исковые требования, не возражает, чтобы ответчику установили срок до <данные изъяты>. для выделения за счет собственных средств рабочих мест для трудоустройства <данные изъяты> в соответствии с установленной квотой. Представитель ответчика - ООО «Шахта Байкаимская» Третьякова В.Г., действующая по доверенности от <данные изъяты> года, иск признала частично, просит признать уважительными причины, по которым шахта «Байкаимская» не имеет возможности в настоящее время выделить за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства <данные изъяты> по квоте, представила суду возражения на исковое заявление. Просит установить срок для совершения действий по выделению за счет собственных средств рабочих мест для трудоустройства <данные изъяты> в соответствии с установленной квотой в размере 4% от среднесписочной численности работников данного предприятия не ранее чем <данные изъяты> <данные изъяты>, т.к. к этому времени будет построен и введен в эксплуатацию АБК шахты, где и возможно будет создать рабочие места для <данные изъяты> Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора. Установлено, что ООО «Шахта Байкаимская» не выполняет установленные действующим законодательством нормы по квотированию рабочих мест для устройства <данные изъяты> В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч.ч. 1-2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон №1032-1) гражданам Российской Федерации гарантируется информирование о положении на рынке труда. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Обязанность работодателей содействию проведения государственном политики занятости населения предусмотрена и.п. 6-7 ч. 1 Закона № 1032-1, при этом данная обязанность выполняется на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. В соответствии с п. 2 ст. 20, ч.ч.1-2 ст. 21, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно ч.ч. 1-2 ст. 2, п.п. «а», «в» ч. 2 ст. 3 Закона Кемеровской области от 11.12.2002г. № 106-03 «О порядке квотирования рабочих мест», под квотой понимается количество рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. В квоту включается количество рабочих мест, на которых уже работают лица, указанные в статье 1 данного Закона. Организациям, расположенным и осуществляющим свою деятельность на территории <адрес>, численность работников в которых более 100 человек, квота устанавливается в размере: четыре процента к среднесписочной численности - для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, два процента - для остальных граждан, указанных в статье 1 указанного Закона, всего - 13 категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Согласно ч. 3 ст. 25 Закона № 1032-1, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления содействия занятости инвалидов; и информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, Законом РФ № 1032-1, организация численностью более 100 человек обязана предоставлять работу для инвалидов в пределах установленной квоты. Нормы законов России о квотировании рабочих мест для инвалидов является императивной и не ставит выполнение этих обязанностей в зависимость от финансового положения предприятия и от специфики работ. Из информации о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных в счет квоты среднесписочная численность работающих ООО «Шахта Байкаимская» составляет <данные изъяты> человек, из них не трудоустроено ни одного инвалида, не создано также вакантных мест для трудоустройства <данные изъяты> по квоте ( л.д. 10). В соответствии с требованиями вышеуказанных законов, количество <данные изъяты>, трудоустроенных на предприятии ответчика должно быть не менее <данные изъяты> человек. В нарушение требований указанных норм закона, численность трудоустроенных <данные изъяты> в ООО «Шахта Байкаимская» со слов представителя ответчика составляет <данные изъяты> человек. Наличие вакантных мест для трудоустройства по квоте составляет 0 единиц. Суд считает, что несоблюдение законодательства в сфере занятости населения приводит к нарушению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав <данные изъяты> и других социально незащищенных категории граждан на государственную и социальную поддержку. Доводы представителя ответчика о том, что у ответчика отсутствует возможность создания рабочих мест для <данные изъяты> в связи с тем, что шахта является опасным производственным объектом, предъявляющим особые требования к физическому состоянию здоровья работающих, не могут быть приняты во внимание, т.к. федеральное законодательство о защите прав инвалидов не ставит выполнение этих обязанностей в зависимость от финансового положения предприятия и от специфики работ. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 ПК РФ, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб., исходя из неимущественного характера требований. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление прокурора Беловского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать ООО «Шахта Байкаимская» выделить за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства <данные изъяты> в соответствии с установленной квотой в размере 4 % от среднесписочной численности работников данного предприятия в срок до <данные изъяты> года. Обязать ООО «Шахта Байкаимская» ежемесячно предоставлять в ГУ Центр занятости населения города Белово информацию о выполнении квоты для приема на работу <данные изъяты> и о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Взыскать с ООО «Шахта Байкаимская» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.