обвинительный приговор по ч. 4 ст. 111 УК РФ



Уголовное дело № 1-138/2010

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2010 г. г. Белорецк РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шарафутдиновой А.Н.,

с участием заместителя Белорецкого межрайонного прокурора – Большаковой О.А.,

подсудимого Ягафарова Дамира Рамиловича,

защитника Хажиахметова М.З., представившего удостоверение Номер обезличен и ордер Номер обезличен,

при секретаре Абсалямовой Д.Р.,

а также представителя потерпевшего – ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению Ягафарова Дамира Рамиловича, ... обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

28 апреля 2009 г. подсудимый Ягафаров Д.Р. и потерпевший ФИО1 в состоянии алкогольного опьянения находились в квартире Номер обезличен, расположенном по адресу: ..., ..., ... ....

Около 18 часов того же дня, там же, между подсудимым Ягафаровым Д.Р. с одной стороны и ФИО1 с другой стороны произошла ссора, из-за того, что последний злоупотребляет спиртными напитками.

На почве личных неприязненных отношений, возникших в ходе ссоры, у Ягафарова Д.Р. возник умысел на причинение тяжкого вреда здоровью ФИО1

С целью реализации задуманного, Ягафаров Д.Р. находясь в квартире Номер обезличен, расположенном по адресу: ..., ..., ..., ... около 18.00 час. 28 апреля 2009 г., умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес множество ударов руками и ногами по различным частям тела ФИО1

В результате умышленных, преступных действий, Ягафаров Д.Р. причинил ФИО1 телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы: кровоподтеки век левого глаза, ссадины лица, кровоизлияния в мягкие ткани головы слева, кровоизлияние под твердой мозговой оболочкой слева, ушиб головного мозга тяжелой степени, кома 3 клинически, которые причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоят в прямой причинной связи со смертью; ссадины шеи, туловища справа, правого тазобедренного сустава, кровоподтек правого плечевого сустава, которые обычно у живых лиц не влекут кратковременного расстройства здоровья и не расцениваются как вред здоровью.

После причинения телесных повреждений Ягафаров Д.Р. с места происшествия скрылся, а ФИО1 в последующем 01.05.2009 г. доставлен в МУЗ «Белорецкая центральная районная клиническая больница».

Смерть ФИО1. наступила 07 мая 2009 г. в 23 час. 55 мин. в МУЗ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» от закрытой черепно-мозговой травмы, повлекшей осложнения: сдавление, дислокация, отек - набухание головного мозга.

В судебном заседании подсудимый Ягафаров Д.Р. свою вину в совершении преступления признал частично и пояснил, что ФИО1 его отец, который при жизни злоупотреблял спиртными напитками. Он всегда старался помочь отцу, покупал ему одежду, еду, поскольку отец свои заработанные деньги тратил на спиртное. Отец работал, а когда получал зарплату, то все пропивал. У него на этой почве «лопнуло» терпение и 28.04.2009 г. около 18 у него с отцом - ФИО1 по адресу: ... произошла ссора. В ходе ссоры он взял отца за грудки, потряс несколько раз (4 раза), при этом происходили удары от его рук по телу отца. После чего он оттолкнул отца в сторону кресла, последний не удержавшись на ногах, упал, ударившись головой о подлокотник кресла, в последующем упал на пол, на четвереньки. После чего отец сам самостоятельно встал. Они даже вместе покурили, отец предложил ему выпить, но он отказался. 28 апреля 2009г. он побоев отцу не наносил, тем более не бил руками и ногами, а только толкнул. У него не было умысла причинять отцу телесные повреждения. После чего он ушел на улицу, а отца закрыл дома на ключ. До 01 мая 2009 г. ФИО1 пролежал на кресле, как он думал, спал и при этом храпел, не вставал. 01 мая 2009г. он вызвал скорую медицинскую помощь, которая приехала и увезла отца в МУЗ «БЦРКБ». Он не скрывался от следствия, а работал в разных местах. Дома не жил, так как в доме нет условий для проживания.

Однако вина подсудимого Ягафарова Д.Р. доказывается показаниями представителя потерпевшего, свидетельскими показаниями и материалами уголовного дела:

Представитель потерпевшего ФИО8 в суде показала, что ФИО1 являлся ее отцом, он проживал по адресу: ... с ее братом – подсудимым Ягафаровым Д.Р. Ее отец злоупотреблял спиртными напитками, нигде не работал. О том, что отца доставили в больницу ей стало известно 05.05.2009 г. от Ягафарова Д.Р., который был, как ей показалось груб с ней, говорил громко. Последний сообщил, что отец в коме. Скончался отец в больнице 07.05.2009 г., не приходя в сознание. Хоронила отца она без помощи брата – Ягафарова Д.Р., т.к. тот был в милиции. Обстоятельства причинения телесных повреждений ФИО1 ей не известны. Знает со слов отца, что Ягафаров Д.Р. ранее, один раз, избил отца – в 2008г. за то, что последний злоупотребляет спиртными напитками. По характеру, Ягафаров Д.Р. вспыльчивый, резкий, но быстро «отходит».

Свидетель ФИО7 в ходе предварительного следствия показала, что 28 апреля 2009 г. около 12 час. к ней пришел ее сосед Ягафаров Р.Г., который попросил кушать, она ему дала картошки, соли, немного денег, последний чувствовал себя нормально, двигался, видимых телесных повреждений у него не было, жаловался на то, что ребра болят, так как упал. Больше она его не видела, около 18.00 час. в этот же день у соседей - Ягафаровых шума, криков она не слышала. л.д. 212-214).

Свидетель ФИО2 в суде показал, что 28 апреля 2009 г. утром сосед Ягафаров Д.Р. помогал ему в работе, по дому. Вечером, употребив спиртное, Ягафаров Д.Р. от него пошел домой по адресу: .... Знает Ягафаровых давно, вместе работали и с Ягафаровым Д.Р. и ФИО1 Ягафаров Д.Р. всегда помогал своему отцу, покупал ему одежду. ФИО1 злоупотреблял спиртными напитками, все пропивал. В начале мая 2009г. Ягафаров Д.Р. приходил к нему на работу, говорил, что отец спит, не встает. Ягафарова Д.Р. характеризует с положительной стороны, как работящего, стеснительного, никогда не слышал ссор и шума в доме у Ягафаровых.

Свидетель ФИО6 в ходе предварительного следствия показал, что по соседству с ним по адресу: ... проживали ФИО1, Ягафаров Д.Р., которые злоупотребляли спиртными напитками. В конце апреля 2009 г. Ягафаров Д.Р. ему сообщил, что ФИО1 увез в больницу, так как последний 3 дня пролежал в доме в коме. Никакого шума, скандала он не слышал. л.д.45-47).

Свидетель ФИО3 в суде показал, что он работает оперуполномоченным УВД по Белорецкому району и г.Белорецк. 01 мая 2009 г. он дежурил, пришло сообщение из больницы по факту доставления в МУЗ «БЦРКБ» ФИО1. В связи с этим, он опрашивал Ягафарова Д.Р., который ему пояснил, что 28.04.2009г. около 18 час. между ним и отцом возникла ссора по адресу: ... В ходе ссоры он нанес отцу несколько ударов руками в область грудной клетки (не менее 4), в последующем ФИО1 упал на кресло и храпел, пролежав 3 дня он вызвал скорую медицинскую помощь, так как отец не вставал. Также Ягафаров Д.Р. пояснил, что 28.04.2009 г. у него «лопнуло» терпение из-за пьянок отца и с горяча он нанес отцу телесные повреждения. Данные обстоятельства он зафиксировал в объяснении Ягафарова Д.Р., который их прочитал, подписался. Ранее он Ягафарова Д.Р., ФИО1 не знал, с кем-либо из участников уголовного дела в родственных отношениях не состоит в исходе дела какой-либо заинтересованности не было. Также добавил, что Ягафарова Д.Р. задержали по .... Ягафаров Д.Р. пояснил при задержании, что не скрывался, жил дома по адресу: ... Однако по указанному адресу жить невозможно, условий для жизни нет: нет отопления, печка полуразваленная. Кроме того, на Ягафарова Д.Р. было заведено розыскное дело, т.к. он скрывался долгое время и по указанному адресу Ягафарова Д.Р. не было, т.к. неоднократно выезжали по указанному адресу с целью задержания последнего.

Свидетель ФИО9. в ходе предварительного следствия показал, что он являлся участковым, на его участке по адресу: ... проживал ФИО1 с сыном Ягафаровым Д.Р. Вышеуказанные лица злоупотребляли спиртными напитками, нигде не работали. 01.05.2009 г. ФИО1 доставлен в МУЗ «БЦРКБ», где скончался 07.05.2009 г. л.д. 42-44).

Свидетель ФИО5 в суде показала, что она работает фельдшером в отделении скорой помощи. 01.05.2009г. поступил вызов для выезда на адрес: .... По приезду, их встретил ранее незнакомый Ягафаров Д.Р. и сообщил, что в доме находится его отец, который 3 дня лежит и не просыпается. Когда она зашла в комнату, то увидела, что ФИО1 лежал на кресле, на правом боку, весь мокрый, т.к. обмочился под себя, на щеке были пролежни. ФИО1 был грязный, от него сильно пахло. При осмотре ФИО1, она не увидела никаких видимых телесных повреждений и поставила первый диагноз «кома неясной этиологии». В доме, где находился ФИО1 следов борьбы и крови, не было. Ранее она также выезжала по вызовам на вышеуказанный адрес, по факту алкогольной интоксикации ФИО1

Из протокола осмотра места происшествия от 03 октября 2009 года видно, что осмотрена квартира Номер обезличен д.Номер обезличен по ..., ..., ..., следов совершенного преступления не установлено. л.д. 130-139).

Из заключения эксперта № 245 от 08.06.2009 г. видно, что при судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО1, 1958 г.р. обнаружены телесные повреждение в виде закрытой черепно-мозговой травмы: кровоподтеки век левого глаза, ссадины лица, кровоизлияния в мягкие ткани головы слева, кровоизлияние под твердой мозговой оболочкой слева, ушиб головного мозга тяжелой степени, кома 3 клинически эти повреждения причинены прижизненно, давностью более 6 суток назад до наступления смерти, от воздействия тупых предметов, после причинения которых не исключается возможность совершения потерпевшим каких-либо самостоятельных неактивных действий. По признаку опасности для жизни повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы причинили тяжкий вред здоровью и стоят в прямой причинной связи со смертью. Смерть наступила от закрытой черепно-мозговой травмы, повлекшей осложнения: сдавление, дислокация, отек-набухание головного мозга: сглаженность извилин и уплощение борозд мозга, характерный «тусклый» вид ткани мозга, наличие кольцевидных вдавлений в области миндалин мозжечка и стволовой части мозга, неравномерное кровенаполнение сосудов головного мозга, гипоксические изменения нейронов, неравномерное кровенаполнение внутренних органов, гнойно-фибринозная плевробронхопневмония. Также обнаружены телесные повреждения, которые причинены тупыми предметами, давностью около 7 суток и более назад до наступления смерти, не стоят в прямой причинной связи со смертью:

А) переломы 6,7,8,9 ребер слева с признаками консолидации (сращения), которые обычно у живых лиц влекут длительное расстройство здоровья и расцениваются как вред здоровью средней тяжести. Обвинение в этой части органами следствия не предъявлено.

Б) Ссадины шеи, туловища справа, правого тазобедренного сустава, кровоподтек правого плечевого сустава, которые обычно у живых лиц не влекут кратковременного расстройства здоровья и не расцениваются как вред здоровью.

При судебно-химическом исследовании трупа этиловый спирт не найден, что может быть обусловлено длительным нахождением потерпевшего в стационаре. Также обнаружены признаки заболеваний - острые язвы желудка, зернистая дистрофия почек, жировая дистрофия печени, гипертоническая болезнь, которые не стоят в прямой причинной связи со смертью. Согласно медицинской карты смерть наступила 07 мая 2009 г. в 23.55 час. л.д. 52-62).

Свидетель - судмедэксперт ФИО4 в суде показал, что телесные повреждения обнаруженные при судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО1 в виде закрытой черепно-мозговой травмы причинены от неоднократных тупых травматических воздействий, более 4, возможно руками и ногами. При падении с высоты собственного роста и при придании телу ускорения, с последующим ударом об твердую поверхность, в том числе при ударе об подлокотник кресла, их образование исключается. Кроме того, ссадины шеи, туловища справа, правого тазобедренного сустава, кровоподтек правого плечевого сустава, также как и закрытая черепно-мозговая травма могли быть причинены 28.04.2009 г. и свидетельствует о том, что они причинены при различном взаимном расположении потерпевшего и нападавшего в момент их нанесения. После причинения вышеизложенных телесных повреждений возможность совершения ФИО1 каких-либо самостоятельных неактивных действий не исключается, в том числе встать с пола, сесть, лечь на кресло. Однако он не мог совершать целенаправленные действия, в том числе открыть дверь с учетом данных отраженных в представленных материалах дела.

Как видно из копии карты вызова №19, сотрудников скорой медицинской помощи МУЗ «БЦРКБ» вызвали в 10 час. 44 мин. на адрес: ..., где указано, что «со слов сына пил алкоголь, уходил в запои, последние 3 дня не приходит в сознание». л.д.211)

Действия подсудимого Ягафарова Д.Р. суд квалифицирует по ч. 4 ст. 111 УК РФ, поскольку он своими умышленными действиями совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Вина подсудимого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ суд находит доказанной, поскольку факт причинения телесных повреждений в виде закрытой черепно-мозговой травмы, повлекший впоследствии по неосторожности смерть потерпевшего - именно подсудимым - безоговорочно установлен, этот факт не оспаривает и сам подсудимый. Никто иной не мог причинить потерпевшему травму и не причинил. В тот день 28.04.2009г. днем соседка ФИО7 видела потерпевшего живого. Подсудимый в своих первоначальных объяснениях сотрудникам милиции и в показаниях рассказывал о том, что терпение у него «лопнуло» из-за пьянок отца и он избил последнего, сгоряча нанес удары кулаками по различным частям тела, причинил телесные повреждения.

Ходатайство подсудимого и защиты о переквалификации действий подсудимого с ч. 1 ст. 109 УК РФ не подлежит удовлетворению, поскольку доводы подсудимого о том, что он не избивал потерпевшего, а взял за грудки, тряхнул раза 4, а затем толкнул, в результате чего потерпевший упал, ударившись головой о деревянный подлокотник кресла – в суде не нашли своего подтверждения.

Из заключения судебной медицинской экспертизы № 2650 (от 13.05.2009г. – 08.06.2009г.) видно, что в ходе экспертизы трупа ФИО1, 1958 г.р. обнаружены телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы: кровоподтеки век левого глаза, ссадины лица, кровоизлияния в мягкие ткани головы слева, кровоизлияние под твердой мозговой оболочкой слева, ушиб головного мозга тяжелой степени, кома 3 клинически, ссадины на правой половине туловища, на бедре, ссадины в области правого надбровья, в области правого плечевого сустава кровоподтек, ссадина 3х3 см., в области верхней трети правого бедра ссадины до 0,8х0,7 см., на лице ссадины, синяки, вокруг правого глаза.

Множество телесных повреждений в области головы, механизм образования от неоднократных действий, локализация – опровергают доводы подсудимого.

По признаку опасности для жизни повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы причинили тяжкий вред здоровью и стоят в прямой причиной связи со смертью.

Судмедэксперт ФИО4 в суде показал, что указанные телесные повреждения причинены от неоднократного воздействия тупого твердого предмета, исключаются при падении.

Заключение эксперта согласуется с совокупностью других доказательств, так Ягафаров Д.Р. в ходе предварительного следствия показал, что из-за беспробудных пьянок отца, он не сдержался, ударил его рукой раза 4. Об этом же он сказал оперуполномоченному ФИО3 о том, что он избил отца.

Подсудимый Ягафаров Д.Р. нанес потерпевшему умышленно тяжкое телесное повреждение в область жизненно важного органа – головы, причинил закрытую черепно-мозговую травму, повлекшую по неосторожности смерть потерпевшего.

Оснований для переквалификации действий подсудимого на ч. 1 ст. 109 УК РФ не имеется, поскольку тяжкое телесное повреждение он причинил умышленно, нанося потерпевшему множество ударов руками и ногами по голове и телу, в результате чего по неосторожности наступила смерть потерпевшего.

При назначении наказания суд учитывает, что Ягафаров Д.Р. ранее не судим, характеризуется положительно, а также противоправное и аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом для совершения преступления и то, что он вызвал скорую медицинскую помощь, пытаясь оказать помощь потерпевшему.

Отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

При назначении наказания Ягафарову Д.Р. суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, его личность, в том числе смягчающие обстоятельства, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного, суд считает необходимым назначить Ягафарову Д.Р. наказание, связанное с реальным лишением свободы, оснований для применения ст.ст. 73, 64 УК РФ, не находит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 303 - 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Ягафарова Дамира Рамиловича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Ягафарову Д.Р., не изменять, содержать под стражей.

Срок исчислять с 23 марта 2010 года.

Вещественных доказательств – нет.

Гражданский иск не заявлен.

Взыскать с подсудимого Ягафарова Д.Р. в доход государства за юруслуги – 686 рублей 26 копеек.

Приговор может быть обжалован в течение 10 суток со дня провозглашения в Верховный Суд РБ через Белорецкий городской суд, осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня получения копии приговора. Разъяснить осужденному о том, что он вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий судья: А.Н. Шарафутдинова

Приговор вступил в законную силу: 29.06.2010г.