о признании права собственности в порядке приватизации



дело № 2-201/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2010 года г. Белорецк, РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Щекатурова А.П.,

с участием адвоката Кондратьева Ю.П.

при секретаре Юркиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серегина В.П., Серегиной В.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Серегина П.В., ... года рождения, Серегиной С.В., ... года рождения, к ОАО «...» о признании права собственности в порядке приватизации, суд

УСТАНОВИЛ:

Серегин В.П., Серегина В.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Серегина П.В., ... года рождения, Серегиной С.В., ... года рождения, обратились в суд с исковым заявлением к ОАО «...» о признании права собственности в порядке приватизации, указав, что они проживают в здании общежития, расположенного по адресу: РБ, ..., ... (общежитие ...), в комнате Номер обезличен с ... года согласно ордера Номер обезличен серии II, выданного Дата обезличена генеральным директором ОАО «...». Жилое помещение в общежитии было предоставлено Серегину В.П. как работнику ..., где он трудится с Дата обезличена. В Дата обезличена истцы обратились к ответчику и в администрацию муниципального района Белорецкий район с просьбой передать занимаемые жилые помещения в их собственность в порядке приватизации. Однако в приватизации им было отказано по причине того, что «общежитие является частной собственностью ОАО «...». Считают отказ в приватизации необоснованным, т.к. жилое здание Номер обезличен по ... ... РБ было принято государственной приемочной комиссией в эксплуатацию как общежитие в ... году, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии, утвержденным решением исполкома Белорецкого горсовета от Дата обезличена года Номер обезличена, и находилось на балансе государственного предприятия «Белорецкий хлебокомбинат». На основании Распоряжения государственного Комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью от Дата обезличена государственное предприятие «...» приватизировано и стало открытым акционерным обществом «...». Согласно плану приватизации «...» от Дата обезличена, - общежитие включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости и соответственно в уставной капитал акционерного общества. Право собственности на общежитие зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республики Башкортостан Дата обезличена, запись регистрации Номер обезличен. Истцы считают, что приватизация общежития (т.е. включение его в уставной капитал) была осуществлена в нарушение действовавшего федерального законодательства и по существу данная сделка является ничтожной. Просили признать право долевой собственности на квартиру (ранее именовалась комната) Номер обезличен дома Номер обезличен по ... ... РБ по 1/4 доли каждому за: Серегиным В.П., Серегиной В.А., Серегиным П.В. и Серегиной С.В.

16.02.2010 года истцами было подано уточнение (изменение) исковых требований, в котором истцы дополнительно просили, помимо признания за ними права долевой собственности на квартиру Номер обезличен, дома Номер обезличен по ... ... РБ, общей площадью 32,3 кв.м.. жилой – 24,9 кв.м., по ... доли каждому, прекратить право собственности ОАО «...» на данное жилое помещение, зарегистрированное Дата обезличена, регистрационная запись Номер обезличен.

В судебное заседание истцы не явились, в заявлении указали, что просят рассмотреть дело в их отсутствие с участием адвоката Кондратьева Ю.П.

Представитель истцов – адвокат Кондратьев Ю.П. исковые требования своих доверителей поддержал и пояснил, что по ордеру от Дата обезличена Серегину В.П., как работнику ..., на состав семьи, было предоставлено жилое помещение в виде комнаты Номер обезличен, в общежитии по адресу ..., ... (ныне ...»), что подтверждается ордером и сведениями трудовой книжки. На данной жилой площади он с членами семьи зарегистрирован и проживает до настоящего времени. Жилое здание по ... дом Номер обезличен ... было введено в эксплуатацию в ... году со статусом «общежитие», что подтверждается актом государственной приемочной комиссии, утвержденным решением исполкома Белорецкого горсовета от Дата обезличена Дата обезличена, и находилось на балансе государственного предприятия «...». Постановлением Главы администрации Муниципального района Белорецкий район от Дата обезличена Номер обезличен дому присвоен адрес: ... (вместо ...). На основании Распоряжения Государственного Комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью от Дата обезличена государственное предприятие «...» приватизировано и стало ОАО «...», которое поставлено на учет в налоговом органе. В силу ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных законодательством, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно плану приватизации «...» от Дата обезличена, утвержденного заместителем председателя Государственного Комитета РБ по управлению государственной собственностью, жилищный фонд -общежитие на 158 мест, включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости и соответственно в уставной капитал акционерного общества. Право собственности на общежитие зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по РБ Дата обезличена, запись регистрации Номер обезличен. Считает довод представителя ответчика ОАО «...» о том, что в связи с нахождением общежития в собственности акционерного общества на правоотношения жильцов с собственником общежития не могут распространяться положения о приватизации жилья как противоречащим нормам законодательства. Так согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указал, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Верховный Суд РФ в обзоре судебной практике за 1 квартал 2006 года указывал, что в случаях, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, то на данные правоотношения также должны распространятся положения регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям. Считает, что включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан (тем более на вселившихся и проживавших в данных помещениях до приватизации), в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ». Считает, что отсутствие у заявителей договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения на приватизацию, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления соответствующих документов. Кроме того, приватизация общежития, т.е. включение его в уставной капитал, была осуществлена в нарушение, действовавшего в тот период, федерального законодательства и по существу данная сделка является ничтожной, т.к. Статья 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (в ред. от 23.12.1992 года) устанавливала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Статья 9 Закона РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» устанавливала, что «При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. При ликвидации общественных объединений и отсутствии их правопреемников жилищный фонд, находившийся в их собственности, передается в муниципальную собственность района, города или входящих в них административно-территориальных образований с сохранением всех жилищных прав граждан и предоставлением права последующей приватизации жилых помещений». Пункт 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (утв. Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721 с изменениями от 16.11.1992 года 31.12.1992 года) устанавливал, что акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. По объектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Считает, что указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Считает, что ч. 2 ст. 166 ГК РФ предоставляет суду право по своей инициативе применять последствия недействительности ничтожной сделки. Истцы Серегин В.П. и Серегина В.А., действующая в своих интересах и интересах своих детей, в установленном законом порядке обратились к ответчику с заявлением о передачи занимаемого жилья в собственность в порядке приватизации, на что получили отказ. Согласно справки о составе семьи, выданной ООО «...», на данный момент истцы зарегистрированы в спорном жилом помещении. Ранее право на приватизацию жилых помещений они не использовали, что подтверждается соответствующей справкой и заявлением. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в порядке приватизации передаются в общую собственность граждан, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц. Учитывая, что сделка по передачи общежития в уставной капитал (приватизация) ОАО «...» фактически является ничтожной, следовательно общежитие фактически остается считаться государственной (муниципальной) собственностью. Согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. Считает, что из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов. Таким образом, согласно прямого действия закона, все граждане, проживающие в общежития бывших государственных предприятий и организации, считаются проживающими по договорам социального найма. Следовательно на семью истцов Серегиных распространяются общие нормы права о приватизации. Жилое помещение - квартира Номер обезличен дома Номер обезличен по ... ... РБ - подлежит передаче истцам в собственность в порядке приватизации. Согласно техническому паспорту здания от 14.10.2008 года, квартира состоит из двух жилых комнат, коридора, 2-х шкафов, душевой и туалета, общая площадь квартиры - 32,3 кв.м., жилая - 24,9 кв.м. Просил признать за истцами право собственности на квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен по ... ... РБ по ... доли на каждого с прекращением у ОАО «...» права собственности на данное жилое помещение, зарегистрированное Дата обезличена года.

Представитель ответчика ОАО «...» ФИО12, действующая по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в силу ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, имеющее собственника, может перейти в собственность другого лица в результате совершения сделки. Коммерческим предприятием может быть заключена сделка, направленная на отчуждение недвижимого имущества на возмездной основе. В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 приватизация жилых помещений представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Здание, расположенное по адресу: ..., ... не является государственным или муниципальным жилищным фондом, а принадлежит ОАО « ...» на праве собственности согласно плану приватизации государственного предприятия «...» от Дата обезличена. Приватизация указанного имущества осуществлена в соответствии с Законом РСФСР от 03.07.1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Высшим Арбитражным судом РФ дано официальное толкование о моменте возникновения права собственности у акционерного общества, созданного в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Согласно пункту 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 8 от 25.02.1998 года, с момента государственной регистрации юридического лица акционерное общество становится собственником государственного имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации. В соответствии со ст.6 Федерального закона «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г № 122-ФЗ, право собственности ОАО «...» на объекты, включенные в план приватизации, считается ранее возникшим, признается юридически действительным и не требует обязательной государственной регистрации права. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Сделка по внесению общежития в уставный капитал не оспорена, право собствен­ности на здание общежития не признано за государством или муниципальным образо­ванием. Приватизация государственного предприятия «...» была проведена в полном соответствии с действующим законодательством, а именно, в состав имущества ОАО «...» было включено здание общежития как основное средство и вложение, согласно п.п. «а», п. 2. 1, ст. 2 временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992 года № 66. Считает, что ссылки истов и их представителя на ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991года, Закон РФ № 4218-1 от 24.12.1994 года, Указ президента РФ № 8 от 10.01.1993 года также безосновательны, так как здание общежития было передано в собственность ОАО «...». В п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (утв. Указом Президента РФ от 01.07.1992 года № 721) не содержится запрета на включение здания общежития предприятия в уставный капитал. Считает, что незаконна и ссылка истцов на ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001года № 178 — ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», т.к. ОАО «...» не относится к унитарному предприятию и на момент принятия указанного закона приватизация ОАО «...» уже была осуществлена. Указание истцов на ст. 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» в соответствии с которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным и муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежития и переданы в ведение органов местного самоуправления применяются нормы жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма, не правомерно, т.к. в ней указываются жилые помещения, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям, использовались в качестве общежития и переданы в ведение органов самоуправления. Жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ... в ведение органов местного самоуправления не передавался и не должен был передаваться, так как является собственностью ОАО «...». Основания для признания права собственности на квартиру Номер обезличен ... по ..., ..., отсутствуют. В соответствии со ст.ст. 671, 684 ГК РФ Серегины зарегистрированы в жилом помещении по адресу: ..., ..., ... ком. Номер обезличен на основании договора найма жилого помещения, принадлежащего на праве собственности коммерческому предприятию, т.е. истцы вселялись в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ОАО «...». Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в суд не явился, в письме указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель отдела опеки и попечительства Администрации муниципального района Белорецкий район РБ в суд не явился, в письме указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, считает исковые требования, заявленные истцами, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

Статьей 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В силу ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» № 52-ФЗ от 30.11.1994 года до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на момент осуществления приватизации недвижимости, принадлежавшей государственному предприятию «...», в том числе и здания общежития, применялся действовавший в то время порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.

Согласно п.6 ст. 14 Закона РСФСР от 03.07.1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (действовавшего на момент осуществления приватизации имущества государственного предприятия «Белорецкий хлебокомбинат») план приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов).

Согласно п.1 ст. 15 Закона РСФСР от 03.07.1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли - продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично. Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом России.

В соответствии с п.п. «а» п. 2.1., ст. 2 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992 года № 66, согласно акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1994 года по ... в состав приватизируемого имущества ОАО «...» было включено здание общежития на 158 мест как основное средство и вложение.

Актом государственной приемочной комиссии, утвержденным решением исполкома Белорецкого горсовета от Дата обезличена Номер обезличен, подтверждается, что жилое здание Номер обезличен по ... ... РБ было принято государственной приемочной комиссией в эксплуатацию как общежитие на 158 мест в Дата обезличена и находилось на балансе государственного предприятия «...».

Распоряжением Государственного Комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью от 29.06.1994 года государственное предприятие «...» преобразовано в открытое акционерное общество «...», утверждены акты оценки стоимости имущества, план приватизации ..., а также устав ОАО «...», который предписано зарегистрировать в установленном порядке.

Из письма Белорецкого межрайонного филиала ГУП БТИ РБ Номер обезличен от Дата обезличена видно, что сведениями о регистрации права на объект недвижимости – общежитие, находящееся по адресу: РБ, ..., ..., ... филиал (территориальный участок) не располагает, т.е. государственная регистрация здания общежития в органах БТИ не производилась.

Однако, в силу ч.1 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В судебном заседании установлено, что регистрации ОАО «...» как юридического лица произошла на основании Постановления Главы Администрации г. Белорецка Номер обезличен от Дата обезличена года, в котором указано, что ОАО «...» создано путем приватизации государственного предприятия «...», вновь образованное ОАО «...» считается правопреемником договорных обязательств ГП «...».

Дата обезличена на основании вышеуказанного постановления Главы Администрации Номер обезличен от Дата обезличена Администрацией г. Белорецка выдано свидетельство Номер обезличен о государственной регистрации ОАО «...» как юридического лица и согласно свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе серии 02 Номер обезличен, выданного Дата обезличена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, ОАО «...» поставлено на учет в налоговом органе.

В п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 25.02.1998 года «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой право собственности и других вещных прав» указано, что согласно статье 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 25.02.1998 года «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой право собственности и других вещных прав» установлено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.

Согласно Плану приватизации «...» от 28.06.1994 года, утвержденного заместителем председателя Государственного Комитета РБ по управлению государственной собственностью жилищный фонд общежитие на 158 мест, включено в перечень приватизируемых объектов недвижимости и, соответственно, в уставной капитал акционерного общества.

Согласно ч.5 ст. 131 ГК РФ отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.

Из письма Администрации г. Белорецка Белорецкого городского Совета народных депутатов Номер обезличен от Дата обезличена видно, что Администрация г. Белорецка не возражала на включение в уставный капитал ОАО «...» общежития хлебокомбината, находящегося по адресу: РБ, ..., ..., ..., т.е. орган местного самоуправления на момент приватизации не претендовал на включение здания общежития в муниципальную собственность.

Согласно ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Право собственности ОАО «...» на общежитие, находящееся по адресу: РБ, ..., ..., ..., зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по РБ Дата обезличена, запись регистрации Номер обезличен, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии Номер обезличен, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Номер обезличен от Дата обезличена. В данном свидетельстве план приватизации «...» от Дата обезличена указан как документ-основание приобретения права собственности на здание общежития.

Сделка по внесению общежития в уставный капитал ОАО «...» не оспорена, право собственности на здание общежития за государством или муниципальным образованием не признавалось, в судебном порядке не оспаривалось. Истцами исковые требования о признании ничтожной сделки по внесению общежития в уставный капитал предприятия не заявлялись, просьба о признании сделки ничтожной о применении последствий недействительности ничтожной сделки указана лишь в мотивировочной части искового заявления как обоснование обстоятельств, на которых истцы основывают свои требования. Более того, в своем письме Номер обезличен от Дата обезличена Администрация г. Белорецка не возражала включить здание общежития в уставный капитал ОАО «...», т.е. фактически дала на это свое согласие.

Кроме того, в силу п.3 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных п.1 ст. 9 указанного закона, и органов по государственной регистрации относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

Учитывая, что компетентными органами выдано свидетельство о праве собственности, наличия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав не было, следует вывод, что государственными и муниципальными органами заявка о регистрации права собственности на здание общежития не подавалась, право собственности на общежитие не устанавливалось и не оспаривалось. В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Номер обезличен от Дата обезличена также указано, что по состоянию на 10.03.2010 года ограничения (обременения) права на общежитие, находящееся по адресу: РБ, ..., ..., не зарегистрированы, правопритязаний и заявленных в судебном порядке права требования нет.

Согласно ч.3 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Согласно свидетельства о регистрации права собственности на общежитие серии 04 АБ Номер обезличен в ЕГРП запись о регистрации права внесена 04.03.2009 года, т.е. в Дата обезличена (на день подачи истцами заявления о приватизации), данное здание уже прошло государственную регистрацию в ЕГРП и находилось в собственности ОАО «...».

Постановлением Главы Администрации Муниципального района Белорецкий район РБ от Дата обезличена Номер обезличен зданию общежития на 158 мест (ОАО «...») по ... в ... присвоен адрес: РБ, ..., ... (вместо ...)

Согласно техническому паспорту здания от 14.10.2008 года квартира Номер обезличен ... по ... ... РБ состоит из двух жилых комнат, коридора, 2-х шкафов, душевой и туалета, общая площадь квартиры - 32,3 кв.м., жилая - 24,9 кв.м.

Из письма МУП «Жилищный сервисный центр» Номер обезличен от Дата обезличена видно, что истцы ранее право на приватизацию жилых помещений не использовали.

Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 года приватизация жилых помещений представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 года граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального и государственного жилищного фонда.

Согласно записей в трудовой книжке серии АТ-VII Номер обезличен Серегин В.П. работает в ОАО «...» с Дата обезличена.

Ордер серии II Номер обезличен на право занятия жилой площади в общежитии Номер обезличен по ..., ..., ком. Номер обезличен, выдан Серегину В.П. и членам его семьи (жене Серегиной В.А., сыну Серегину П.В., Дата обезличена г.р., дочери Серегиной С.В., Дата обезличена г.р.) Дата обезличена.

Следовательно, истец в связи с наличием у него трудовых отношений с ОАО «...» со своей семьей вселился на законных основаниях (на основании ордера) в спорное жилое помещение - общежитие, принадлежащее ОАО «...», для проживание в указанное помещение.

Однако, основанием для предоставления гражданам жилого помещения на условиях социального найма в соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года), действовавшего на момент вселения истцов в общежитие, являлось признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР.

Из договора найма служебного жилого помещения от Дата обезличена, заключенного между ОАО «...» и Серегиным В.П., видно, что истец и члены его семьи вселены в Дата обезличена в ком. Номер обезличен, ... по ..., ..., не по договору социального найма жилого помещения, а по договору найма служебного жилого помещения за плату во временное владение и пользование.

Жилое помещение, находящееся по адресу: РБ, ..., ..., ... кв. Номер обезличен, не является государственным или муниципальным жилищным фондом. Т.е. в данном случае имеет место договор найма служебного помещения, а не договор социального найма жилого помещения, т.к. здание общежития принадлежит ОАО «...» на праве собственности согласно плану приватизации государственного предприятия «...» от Дата обезличена.

В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Ссылки истцов на ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», Закон РФ № 4218-1 от 24.12.1994 года «Об основах федеральной жилищной политики», Указ Президента РФ № 8 от 10.01.1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», суд считает неприменимыми к данным гражданским правоотношениям имущественного характера, т.к. здание общежития на основании Распоряжения Государственного Комитета РБ по управлению государственной собственностью № 145 от 29.06.1994 года и Постановления главы Администрации г. Белорецка Номер обезличен от Дата обезличена было передано в собственность ОАО «...», в ведение органов местного самоуправления здание общежития не передавалось, а согласно Постановления Главы Администрации г. Белорецка Номер обезличен от Дата обезличена правопреемником договорных обязательств государственного предприятия» ...» является само вновь образованное ОАО «...».

Ссылка истцов на ст. 30 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» неприменима к данным гражданским правоотношениям имущественного характера, т.к. ОАО «...» не является унитарным предприятием и на момент принятия указанного закона приватизация ОАО «...» уже была осуществлена согласно плана приватизации ГП «Белорецкий хлебокомбинат» от Дата обезличена года.

Нормы ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ к данным правоотношениям также не применимы, т.к. касаются жилых помещений, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным учреждениям, использовались в качестве общежития и были переданы в ведение органов местного самоуправления. В данном случае здание общежития в ведение органов местного самоуправления не передавалось и являлось собственностью ОАО «...».

Таким образом, истец и члены его семьи в 2001 году заселились в жилое помещение, принадлежавшее ОАО «Белорецкий хлебокомбинат» на праве собственности, которое не является государственным или муниципальным жилищным фондом, следовательно, у них не имеется оснований приватизации указанного жилого помещения.

Кроме того, из отметки в паспорте истца Серегина В.П. видно, что он снялся с регистрационного учета по адресу: РБ, ..., ..., ..., общ., ком. Номер обезличен Дата обезличена, и зарегистрировался в ... по ..., ..., ....

Учитывая изложенное, суд считает законным отказ в приватизации жилого помещения, полученный Серегиным В.П. Дата обезличена в связи с тем, что общежитие является собственностью ОАО «...».

С учетом вышеперечисленных обстоятельств, суд находит исковые требования Серегина В.П., Серегиной В.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Серегина П.В., Дата обезличена года рождения, Серегиной С.В., Дата обезличена года рождения к ОАО «...» о признании права собственности на квартиру Номер обезличен ... по ... ... РБ в порядке приватизации с прекращением права собственности ОАО «...» на данное жилое помещение необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Серегина В.П., Серегиной В.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Серегина П.В., ... года рождения, Серегиной С.В., ... года рождения, к ОАО «...» о признании права собственности на квартиру Номер обезличен ... по ... ... РБ в порядке приватизации с прекращением права собственности ОАО «...» на данное жилое помещение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Белорецкий городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 марта 2010 года.

Решение вступило в законную силу 27 апреля 2010 года.

Судья: А.П. Щекатуров