Гражданское дело № 2 - 103/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2010 года г. Белорецк
Федеральный судья Белорецкого городского суда Республики Башкортостан Ткачева А.А.,
с участием адвоката Кондратьева Ю.П.,
при секретаре Гариповой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирюхиной Юлии Михайловны к Государственному учреждению (ГУ) Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Кирюхина Ю.М. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Истица Кирюхина Ю.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ она имеет право на досрочное получение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью при выработке 25 - летнего специального стажа. Дата обезличена года она обратилась с заявлением к ответчику за назначением такой пенсии. Однако ответчик своим решением от Дата обезличена года Номер обезличен в назначении пенсии ей отказал по причине отсутствия необходимого 25 - летнего специального (педагогического) стажа работы, исчислив его по состоянию на Дата обезличена года равным лишь 16 годам, 05 месяцам и 22 дням. Ответчик не включил в указанный стаж период нахождения её на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена, что в календарном исчислении составляет 13 дней. На курсы она направлялась приказами руководителя учреждения, это время считалось командировкой, за время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата и за этот период производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем данный период является периодом работы и, соответственно, подлежит включению в специальный стаж. Также ответчик не включает в специальный стаж период ее работы преподавателем в ... детской музыкальной школе с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Свой отказ во включении в её специальный стаж данного периода деятельности ответчик обосновывает отсутствием у неё по состоянию на Дата обезличена года специального стажа продолжительностью не менее 16 лет, 08 месяцев, установленной пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен. Наличие стажа такой продолжительности по состоянию на указанную дату согласно данному пункту упомянутых Правил является необходимым условием для зачёта в специальный стаж работы начиная с Дата обезличена года периодов работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей», в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» соответствующего списка должностей и учреждений, утверждённого названным Постановлением Правительства Российской Федерации. Согласно данному пункту 12 Правил указанные периоды засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: по состоянию на Дата обезличена года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, утверждённом названным Постановлением Правительства Российской Федерации, продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. Применение данного пункта правил в том виде, как это делает ответчик, считает неправильным и противоречащим основным принципам Конституции Российской Федерации. Так «Музыкальная школа» прямо обозначена в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, утверждённого названным Постановлением Правительства российской Федерации, а пункт 2 данного раздела не содержит прямого указания на музыкальную школу, как на учреждение дополнительного образования детей. Решение ответчика об отказе в досрочном назначении ей пенсии нарушает её право на пенсионное обеспечение в старости, на которое она с учётом гарантий, предусмотренных статьёй 55 Конституции Российской Федерации, имеет право, так как вся её деятельность, начиная с 1983 года, составляет непрерывный педагогический стаж и она, приступая к такой деятельности, рассчитывала на предусмотренные государством для педагогических работников льготы по социальному обеспечению. В связи с этим считает, что в стаж упомянутой продолжительности (16 лет, 08 месяцев) должен быть включен и период нахождения её в период этой работы в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года, так как в соответствии с действовавшим в тот период законодательством как периоды временной нетрудоспособности, так и периоды нахождения в отпусках по уходу за ребёнком подлежали зачёту в стаж. Находясь в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком она также выходила на работу с Дата обезличена года по Дата обезличена года и с Дата обезличена года по Дата обезличена года, отработав всего 22 дня, соответственно указанные дни подлежат зачету в стаж. Считает, что по состоянию на Дата обезличена года её педагогический стаж составляет необходимые 16 лет, 08 месяцев с учётом названных периодов. Просит: решение ответчика от Дата обезличена года Номер обезличен отменить; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан зачесть в специальный стаж педагогической деятельности: период нахождения её на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года и периоды ее работы в должности преподавателя в Белорецкой детской музыкальной школе с Дата обезличена года по Дата обезличена года; назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня ее обращения к ответчику, то есть с Дата обезличена года.
Представитель ответчика - ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан Лисова А.Н., действующая по доверенности, исковые требования Кирюхиной Ю.М. не признала, суду пояснила, что при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью за периоды работы после 01.11.1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067. С 12.11.2002 года применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781. В разделе "Наименование учреждений" Списков, утверждённых названными постановлениями Правительства Российской Федерации предусмотрены образовательные учреждения дополнительного образования для детей, к числу которых относятся детские школы искусств, в том числе по видам искусств: музыкальная, художественная, хоровая и т.п. Согласно пункта 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, для того, чтобы засчитать период работы с 01.01.2001 года в учреждениях дополнительного образования, необходим стаж работы на эту дату, в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. У Кирюхиной Ю.М. по состоянию на Дата обезличена года педагогический стаж составляет всего 16 лет, 05 месяцев и 22 дня, то есть не хватает до необходимой продолжительности 02 месяца 08 дней. В соответствии с пунктом 2 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года N 233, одной из основных задач таких учреждений является обеспечение необходимых условий для личного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью необходимо, чтобы тип и вид образовательных учреждений соответствовали типам и видам, приведенным в Списке. Установление типа и вида производится на основании наименования образовательного учреждения и его устава, так как в соответствии со статьей 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму. Статьей 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 года N 3266 - 1 установлен порядок, согласно которому в уставе образовательного учреждения указывается наименование учреждения, а также типы и виды реализуемых образовательных программ. Поскольку из Устава Детской музыкальной школы N 1 г. Белорецка усматривается, что она является учреждением дополнительного образования детей (пункт 2 Списка), то отнести ее к пункту 1.10. Списка - "Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения)", как того хочет истица, не представляется возможным. Оспариваемый заявительницей пункт Правил не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно пункта 2 статьи 27 которого списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодателем предоставлено право Правительству Российской Федерации утверждать списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии. Предоставление Правительству Российской Федерации такого права связано с тем, что досрочные трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения назначаются лицам, выполнявшим в течение длительного времени работу, которая по характеру и условиям труда связана с повышенной сложностью и ведет к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Причем по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по характеру, условиям труда и ее оплате педагогическая деятельность различна в зависимости от занимаемой должности и учреждения, в котором протекала педагогическая деятельность. Поэтому досрочная пенсия не может быть предоставлена всем лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, на равных условиях. Кроме того, в специальный стаж Кирюхиной Ю.М. не засчитаны период ухода за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года и период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года по следующим основаниям. В соответствии с действующим пенсионным законодательством, при назначении досрочных пенсий, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516. Согласно пункта 5 указанных Правил в специальный стаж, кроме непосредственно работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрено включение периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение в специальный стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми и на курсах повышения квалификации действующими нормативными актами не предусмотрено. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2 - П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001 года. К таким нормативным актам, в частности, относилось Разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет". Пунктом 21 указанного Разъяснения предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпусках по уходу за детьми до 06.10.1992 года, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543 - 1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации". Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации ранее действовавшими нормативными актами также не предусматривалось. Просит в удовлетворении исковых требований Кирюхиной Ю.М. отказать.
Выслушав истицу, представителя ответчика, адвоката, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Назначение трудовых пенсий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ, введенным в действие с 01.01.2002 года.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от их возраста. Аналогичную норму содержал и ранее действовавший Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. № 340 - 1.
Согласно пункта 2 статьи 27 упомянутого Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначаются такие трудовые пенсии по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 утверждены также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено, что решением от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 5 - 7) в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Кирюхиной Ю.М. ответчиком отказано по причине отсутствия необходимого 25 - летнего специального стажа педагогической деятельности. Ответчик исчислил указанный стаж равным по состоянию на Дата обезличена года 16 годам, 05 месяцам и 22 дням. В данный стаж ответчик не включил период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года общей продолжительностью 13 дней в календарном исчислении, а также период ее работы в должности преподавателя в ... детской музыкальной школе (впоследствии переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа», а затем - в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа») с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что по состоянию на Дата обезличена года у истицы не имеется стажа продолжительностью не менее 16 лет, 08 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, как того требует пункт 12 Правил, утверждённых указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и пункта 7 статьи 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении трудовой пенсии подведомственны судам общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 и статьёй 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем суд считает спорный период нахождения Кирюхиной Ю.М. на курсах повышения квалификации подлежащим включению в её специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью.
До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (01.01.2002 года), установившего новое правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан, действовали: Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, с учетом которых определялось право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Согласно пункта 3 упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года. № 1067 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным упомянутым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067.
При осуществлении предоставленных законом полномочий по утверждению правил исчисления выслуги, а в настоящее время специального стажа для досрочного пенсионного обеспечения в старости, Правительство Российской Федерации не только связано, законодательными нормами, регулирующими основные вопросы досрочного пенсионного обеспечения (ранее - вопросы назначения пенсий за выслугу лет), но и обязано учитывать закрепленные в этих законодательных нормах общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации гарантировано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы граждан.
Согласно пункта 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 за педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В соответствии с пунктом 12 упомянутых Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 л.д. 47), работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей», в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного этим Постановлением Правительства Российской Федерации, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: по состоянию на Дата обезличена года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в этом Списке, продолжительностью не менее 16 лет, 08 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка.
В соответствии с подпунктом 1.1 раздела 1 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года № 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
Судом установлено, что истица работает в ... детской музыкальной школе (впоследствии переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа», а затем - в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа») в должности педагога (впоследствии переименованной в должность преподавателя) по классу скрипки с Дата обезличена года по настоящее время и по состоянию на Дата обезличена года продолжительность этого периода составила 17 лет, 05 месяцев в календарном исчислении. Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой Номер обезличен л.д. 9, 10) другими материалами дела л.д. 8, 44 - 46).
Из пункта 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, следует, что одним из условий включения в стаж работы гражданина времени работы в должности педагога (преподавателя) в учреждении дополнительного образования детей является наличие у него по состоянию на 01.01.2001 года стажа работы определённой продолжительности (16 лет, 8 месяцев) в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, утверждённом этим Постановлением Правительства Российской Федерации. При этом из содержания названного пункта указанных Правил не усматривается, для исчисления какого именно вида стажа (страхового, специального) им устанавливается данное условие.
С учётом конституционно - правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до введения в действие нового пенсионного законодательства, то есть до 01.01.2002 года, может производиться по нормам законодательства, действовавшего ранее и утратившего силу ко времени обращения за пенсией. При этом право на пенсию определяется с учётом и тех нормативных правовых актов, которые утратили силу ранее 31.12.2001 года, если они действовали в период работы данного лица (приобретения им общего трудового или страхового стажа).
Судом установлено, что начало педагогической деятельности истицы (1983 год) приходится на время, когда действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 л.д. 25 - 27) и предусматривавший зачёт периодов работы педагогами (преподавателями) в школах различных наименований, в том числе музыкальных школах в стаж для назначения пенсий за выслугу лет как работникам просвещения. При этом преподаватели музыкальных школ отнесены названным Перечнем к группе учителей и других работников просвещения учебных заведений и детских учреждений, а учреждения дополнительного образования детей в указанном Перечне не обособлены. Названное Постановление Совета Министров СССР было признано недействующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953 лишь с 01.10.1993 года.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067 л.д. 28) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09. 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утверждёнными пунктом 1 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067.
Упомянутым Списком, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09. 1991 года № 463, предусмотрены работники народного образования, осуществляющие педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, в том числе преподаватели школ всех типов и наименований.
Упомянутым Списком, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067 л.д. 28 - 30), в разделе «Наименование должностей» предусмотрены учителя и преподаватели, а в пункте 10 раздела «Наименование учреждений» - музыкальные школы. При этом музыкальные школы отнесены к группе образовательных учреждений среднего профессионального образования, а в пункте 15 раздела «Наименование учреждений» Списка в числе учреждений дополнительного образования детей музыкальные школы не поименованы.
Действующим в настоящее время Списком, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 л.д. 33 - 35), в его разделе «Наименование должностей» предусмотрены учителя, педагоги, преподаватели, а в пункте 1.10 его раздела «Наименование учреждений» в группе образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений) - музыкальные школы. В числе же учреждений дополнительного образования детей (внешкольных учреждений), указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» указанного Списка, музыкальные школы не поименованы.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что законодательством определён перечень учреждений дополнительного образования детей, работа в которых учитывается при оформлении досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и названным Списком установлен закрытый перечень учреждений дополнительного образования детей.
Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен было рекомендовано привести наименования образовательных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с Перечнем видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. В настоящее время, как указывает Министерство образования и науки Российской Федерации в своём письме от Дата обезличена года Номер обезличен - 636 л.д. 37 - 38), имеется необходимость приведения нормативных документов муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации с учётом пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 36), в котором перечислены виды образовательных учреждений дополнительного образования детей, однако музыкальные школы в их числе не указаны.
Судом установлено, что вся трудовая деятельность истицы, начиная с ... года и по настоящее время осуществляется в должности преподавателя (педагога) в одном учреждении - детской музыкальной школе и, связывая свою трудовую деятельность с этой работой, она надеялась, что право на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотренное действовавшим в то время законодательством, она иметь будет.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания права и путём самозащиты права.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2 - П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования пенсионного обеспечения граждан, то есть до 01.01.2002 года.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из содержания пункта 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, при его буквальном толковании, не усматривается, для исчисления какого именно вида стажа (страхового, специального) устанавливается определенное им условие о наличии по состоянию на 01.01.2001 года стажа продолжительностью не менее 16 лет, 08 месяцев. Прямого указания на то, что время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком не подлежит включению в установленную указанным пунктом Правил продолжительность стажа (16 лет, 08 месяцев), данный нормативный правовой акт также не содержит.
Анализ приведённых правовых норм показывает, что ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время пенсионное законодательство не относит музыкальные школы к числу образовательных учреждений дополнительного образования детей.
В обоснование своих доводов об отнесении учреждения, в котором в спорный период работала истица, по своему виду и типу к учреждениям дополнительного образования детей ответчик ссылается на Устав государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» л.д. 44 - 46). Однако данный учредительный документ утверждён лишь 23.12.2004 года, то есть ко времени, когда истица отработала преподавателем школы более 20 лет.
Судебная практика показывает, что работодатели нередко произвольно или ошибочно изменяют наименования должностей, организаций и их структурных подразделений. При этом работники зачастую не извещаются об этом и о тех правовых последствиях, которые могут в связи с этим для них наступить.
Определяясь с выбором профессиональной деятельности (преподавание в музыкальной школе), истица надеялась на предоставление ей государством такой меры социальной защиты, как досрочное пенсионное обеспечение в старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, какое предусмотрено как ранее действовавшим, так действующим в настоящее время законодательством.
То обстоятельство, что пунктом 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, установлено условие, ограничивающее её право на указанные меры социальной защиты в связи с тем, что работодатель впоследствии изменил наименование учреждения «Детская музыкальная школа» на «Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа») не должно влиять на уровень социальной защищённости, на который обоснованно рассчитывала истица.
Упомянутым Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2 - П установлено, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно - правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Статья 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование. Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда.
В основе международно - правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом (статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование, запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (статьи 9 и 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Реализуя эти принципы, статья 132 Рекомендаций ЮНЕСКО о положении учителей от 05.10.1996 года прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких - либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране.
В решении об отказе в установлении пенсии истице л.д. 5 - 7) ответчик, ссылаясь на пункт 12 упомянутых Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, указывает на необходимость наличия у истицы по состоянию на 01.01.2001 года стажа продолжительностью 16 лет, 08 месяцев, при этом не определяет, о каком именно стаже идёт речь, так как в самой правовой норме на это нет указания. Нет в данной правовой норме и прямого указания на то, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком не подлежит зачёту в стаж указанной продолжительности.
В связи с этим доводы ответчика о том, что спорный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком не подлежит зачёту в указанную продолжительность стажа (16 лет, 08 месяцев) суд находит необоснованным и опровергнутым в судебном заседании.
С учетом спорных периодов деятельности специальный стаж истицы по состоянию на день её обращения к ответчику за назначением пенсии достигнет продолжительности 25 лет, требуемой для досрочного пенсионного обеспечения по старости в связи с педагогической деятельностью.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на Дата обезличена года истица приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а решение ответчика от Дата обезличена года Номер обезличен об отказе в установлении ей пенсии является необоснованным.
Доводы представителя ответчика о том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности Кирюхиной Ю.М. в порядке, указанном истицей, суд считает необоснованными и опровергнутыми в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан от Дата обезличена года Номер обезличен «Об отказе в установлении пенсии» отменить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан:
- зачесть Кирюхиной Юлии Михайловне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период нахождения её на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года и период ее работы в ... детской музыкальной школе (впоследствии переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа», а затем в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»), в должности преподавателя с Дата обезличена года по Дата обезличена года;
- назначить Кирюхиной Юлии Михайловне досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня ее обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк ..., то есть с Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.03.2010 года.
Федеральный судья: А.А.Ткачева
Копия верна
Гражданское дело № 2 - 103/2010
Резолютивное
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2010 года г. Белорецк
Федеральный судья Белорецкого городского суда Республики Башкортостан Ткачева А.А.,
с участием адвоката Кондратьева Ю.П.,
при секретаре Гариповой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирюхиной Юлии Михайловны к Государственному учреждению (ГУ) Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан от Дата обезличена года Номер обезличен «Об отказе в установлении пенсии» отменить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан:
- зачесть Кирюхиной Юлии Михайловне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период нахождения её на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года и период ее работы в ... детской музыкальной школе (впоследствии переименованной в Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа», а затем в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»), в должности преподавателя с Дата обезличена года по Дата обезличена года;
- назначить Кирюхиной Юлии Михайловне досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня ее обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан, то есть с Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан.
Федеральный судья: А.А.Ткачева