о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Гражданское дело № 2-133/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2010 года г. Белорецк

Федеральный судья Белорецкого городского суда Республики Башкортостан Ткачева А.А.,

с участием адвоката Кондратьева Ю.П.,

при секретаре Гариповой Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайсиной Альфинур Зиннатовны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Гайсина А.З. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Истица Гайсина А.З. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ она имеет право на досрочное получение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью при выработке 25 - летнего специального стажа. Дата обезличена года она обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан за назначением такой пенсии. Однако ответчик своим решением Номер обезличен от Дата обезличена года в назначении пенсии ей отказал по причине отсутствия необходимого 25 - летнего педагогического стажа работы, не включив в специальный стаж период ее работы в должности старшей пионервожатой в Искуштинской средней школе с Дата обезличена года по Дата обезличена года в общей сложности 3 года, 9 месяцев, 18 дней. Считает, что работа в данной должности должна быть зачтена в педагогический стаж, так как она работала в этой должности в период действия Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, пунктом 2 которого предусматривалось включение в педагогический стаж времени работы в качестве штатных пионервожатых. В соответствии с нормами Конституции Российской Федерации при исчислении стажа для назначения пенсии должны применяться нормы, действующие в период работы, в связи с чем работа в должности пионервожатой должна засчитываться в педагогический стаж до 22.09.1993 года. Работая в должности пионервожатой она постоянно вела также и уроки в разных классах по разным дисциплинам и фактически с Дата обезличена года она постоянно работала учителем математики, что подтверждается приказами по школе. В одном из приказов от Дата обезличена года указано «Гайсину А.З. временно освободить от должности ст. пионервожатой в связи с уходом учительницы математики ... в декретный отпуск, уроки математики в 6 - 8 классах временно передать Гайсиной А.З….». Хотя в трудовой книжке значится, что она работала пионервожатой по Дата обезличена года, необходимо применять фактические обстоятельства, ибо неправильное отражение записи в трудовой книжке по вине администрации не может вести к нарушению ее прав. Следовательно, период с Дата обезличена года по Дата обезличена года необходимо исчислить как период работы учителем и, соответственно, этот период подлежит зачету в специальный стаж на общих основаниях. Также ответчик не включил в специальный стаж период нахождения ее на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года продолжительностью 7 календарных дней в период её работы учителем математики, музыки и труда в этой же школе. На курсы она направлялась приказами директора школы, это время считалось командировкой, за время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. При зачете в специальный стаж спорных периодов ее специальный (педагогический) стаж составит по состоянию на дату ее обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии (Дата обезличена года) - 25 лет, 2 месяца и 10 дней. Просит: решение ответчика от Дата обезличена года Номер обезличен отменить; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан: зачесть в специальный стаж ее педагогической деятельности периоды ее работы в Искуштинской средней школе в должности старшей пионервожатой с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в должности учителя математики с Дата обезличена года по Дата обезличена года и период нахождения ее на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года; назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня ее обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан, то есть с Дата обезличена года.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и г. Белорецк Республики Башкортостан Лисова А.Н., действующая по доверенности, исковые требования Гайсиной А.З. не признала и пояснила, что с 01.01.2002 года назначение трудовых пенсий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года N 173 - ФЗ. Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей предоставляется лицам, осуществлявшим указанную деятельность не менее 25 лет. Учитывая льготный характер указанного вида пенсии в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждение Списка соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии делегировано Правительству Российской Федерации. В полном соответствии с этой нормой Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 принят Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, и Правила исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Согласно названным Правилам, работа в должностях, указанных в разделе «Наименование должностей» Списка засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в разделе «Наименование учреждений» Списка. Занимаемая истицей должность «старшая пионервожатая» не поименована в разделе «Наименование должностей» Списка. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2 - П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 года. К таким нормативным актам относятся: Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, которое применяется к периодам работы до 01.11.1999 года; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, применяемое к периодам работы, протекавшим после 01.11.1999 года. Ни одним из указанных нормативно - правовых актов должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена, поэтому периоды работы в этой должности при подсчете специального стажа учитываться не могут. В исковом заявлении истица ссылается на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, согласно пункта 2 которого учителям в стаж работы по специальности, которая дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась работа в школах в качестве штатных пионервожатых. Однако истицей не учитывается тот факт, что данное постановление не применяется при назначении пенсии с 1993 года в связи с его отменой Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953, в то время как Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2 - П установлено, что в целях реализации пенсионных прав могут применяться только нормативные правовые акты, действовавшие на 31.12.2001 года. Такие же условия применения ранее действовавших нормативных актов предусмотрены и пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25. Указанная правовая позиция была вновь подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16.07.2008 года № 610 - О - О, в котором указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе применения при этом Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, по итогам которого вынесено Постановление от 29.01.2004 года № 2 - П, и разрешение этих вопросов не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом Российской Федерации новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанное положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, истица применяет не в полном объеме, вследствие чего смысл его норм искажается. Так в его пункте 4 указано, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Постановлением Совета Министров СССР, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. По состоянию на дату отмены указанного Постановления Совета Министров СССР у Гайсиной А.З. должно быть не менее 16 лет, 8 месяцев непосредственно педагогической деятельности, что соответствует 2/3 от требуемого для досрочного назначения пенсии по старости 25 - летнего специального стажа. Специальный стаж Гайсиной А.З. по состоянию на Дата обезличена года составляет всего 06 лет, 2 месяца, 27 дней. То есть, даже если бы было возможно применить в данном случае Положение от 17.12.1959 года, то права на включение в специальный стаж оспариваемого периода работы у Гайсиной А.З. не имелось, так как не выполняется условие названного Положения. Кроме того, в соответствии с разъяснениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 года № 4 при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. Указанный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом его гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены соответствующего закона гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального стажа, дававших право на пенсию за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный педагогический стаж Гайсиной А.З. по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 88 Федерального закона от 20.11.1990 года N 340 - 1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, действовавшего до 01.01.2002 года, под специальным стажем понималась суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности, с учетом которой назначалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, а также пенсия за выслугу лет. В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 года N 5 “О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78` Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет”, в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, засчитывались периоды временной нетрудоспособности и ежегодные оплачиваемые отпуска, включая дополнительные. Трудовым Кодексом Российской Федерации от 21.12.2001 года предусмотрены два вида дополнительных отпусков: ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска; дополнительные отпуска в связи с обучением. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предусмотрены статьей 116 ТК РФ в разделе V “Время отдыха” и предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Целью указанных в статье 116 ТК РФ ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков является предоставление работникам отдыха большей, по сравнению с общеустановленной, продолжительности при работе в определенных условиях и в определенном режиме, чтобы компенсировать влияние на работников неблагоприятных факторов. Данные отпуска являются составной частью ежегодных оплачиваемых отпусков (статья 114 ТК РФ) и включаются в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Дополнительные отпуска, связанные с обучением и предоставляемые работникам в соответствии со статьями 173-175 ТК РФ, предусмотрены в разделе VII “Гарантии и компенсации” ТК и являются средством для реализации права работников на получение образования вне зависимости от стажа работы. Учитывая изложенное, в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются только ежегодные дополнительные отпуска, предусмотренные статьей 116 ТК РФ. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, а также периоды нахождения в командировках, не могли быть включены в подсчет стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет. Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 17.12.2001 года N 173 - ФЗ, вступившего в силу с 1.01.2002 года, сохранил право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, также не предусмотрены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью (пункт 5 указанных Правил). Просит в удовлетворении исковых требований Гайсиной А.З. отказать.

Выслушав истицу, представителя ответчика, адвоката, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Гайсиной А.З. подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Назначение трудовых пенсий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ, введенным в действие с 01.01.2002 года.

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от их возраста. Аналогичную норму содержал и ранее действовавший Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. № 340 - 1.

Решением от Дата обезличена года Номер обезличен в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Гайсиной А.З. ответчиком отказано по причине отсутствия необходимого 25 - летнего специального стажа педагогической деятельности. Ответчик не включил в специальный стаж педагогической деятельности истицы периоды: работы в должности старшей пионервожатой в Искуштинской средней школе с Дата обезличена года по Дата обезличена года; нахождения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Согласно пункта 2 статьи 27 упомянутого Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначаются такие трудовые пенсии по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

До вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (01.01.2002 года), установившего новое правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан, действовали: Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 (применяющийся к периодам работы до 01.11.1999 года), а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, с учетом которых определялось право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Согласно пункта 3 упомянутого Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 за педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период работы Гайсиной А.З. в Искуштинской средней школе с Дата обезличена года по Дата обезличена года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

В соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного названным Постановлением Совета Министров СССР, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время работы в качестве штатных пионервожатых. В силу пункта 4 данного Положения, утвержденного названным Постановлением Совета Министров СССР, время работы, указанной в пункте 1 этого Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с упомянутым Постановлением Совета Министров СССР, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Судом установлено, что истица, согласно записям в трудовой книжке Номер обезличен от Дата обезличена года л.д. 8 - 10) Дата обезличена года назначена старшей пионервожатой Искуштинской средней школы на период отсутствия основного работника, а с Дата обезличена года назначена в этой школе учителем начальных классов на период отпусков, связанных с беременностью и родами основного работника.

Приказом по школе от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 12) Гайсина А.З. временно освобождена от обязанности старшей пионервожатой (§ 2 приказа) в связи с уходом учителя математики ... в декретный отпуск, обязанности этого учителя, а также классное руководство в 7 классе переданы учителю Гайсиной А.З.

Согласно приказами по школе от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 32), от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 33), от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 34), от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 37), учителям производилась оплата за замещение уроков, в том числе Гайсиной А.З. - за замещение уроков географии, русского языка и литературы, пения, истории, а также уроков в начальных классах.

Из приказа по школе от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 35) следует, что при распределении учебной нагрузки, классного руководства и заведования кабинетами за Гайсиной А.З. закреплено (пункт 8 приказа) преподавание математики в 5 - 6 классах, географии - в 5 - 10 классах в объёме 21 час в неделю, а также классное руководство в 5 классе, а за ... (пункт 16 приказа) - выполнение обязанностей пионервожатой.

Перечисленные документы подтверждают соответствующие доводы истицы и свидетельствуют о том, что фактически в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года Гайсина А.З. выполняла работу в должности учителя в школе, то есть работу, дающую право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью. Суд считает установленным в судебном заседании указанное обстоятельство, а период с Дата обезличена года по Дата обезличена года - подлежащим зачёту в специальный стаж истицы.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2 - П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования пенсионного обеспечения граждан, то есть до 01.01.2002 года.

Довод представителя ответчика о том, что по состоянию на день обращения истицы к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости должность «пионервожатая», в которой она работала в спорный период, не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, суд считает не состоятельным, ибо положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Доводы ответчика о том, что специальный стаж продолжительностью не менее 2/3 от 25 лет должен быть выработан в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, то есть до 01.10.1993 года, суд считает несостоятельными и противоречащими положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 года № 2 - П.

Так как наличие специального стажа указанной продолжительности в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 является необходимым условием для зачета в специальный стаж периодов работы в должности пионервожатой в школе, спорный период работы истицы в должности старшей пионервожатой в Искуштинской средней школе подлежит включению в ее специальный стаж.

Таким образом суд приходит к выводу о том, что Гайсина А.З. имеет право на зачет периода работы в должности старшей пионервожатой в специальный стаж и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение в старости, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Судом установлено, трудовой книжкой истицы подтверждается л.д. 9) что в спорный период направления истицы на курсы повышения квалификации она работала в должности и в учреждении, работа в которых даёт право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и статьей 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Факт того, что на курсы повышения квалификации истица направлялась в период ее работы в учреждении и должности, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, ответчиком не оспаривается.

Согласно статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем суд считает период нахождения Гайсиной А.З. на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года подлежащими включению в специальный стаж ее педагогической деятельности, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

С учетом спорных периодов работы истицы в должности старшей пионервожатой и учителя в Искуштинской средней школе, а также периода нахождения ее на курсах повышения квалификации ее специальный стаж превысит 25 лет, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсий по старости.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на Дата обезличена года истица приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а решение ответчика от Дата обезличена года Номер обезличен является необоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан от Дата обезличена года Номер обезличен «Об отказе в установлении пенсии» отменить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан:

- зачесть Гайсиной Альфинур Зиннатовне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,: периоды ее работы в Искуштинской средней школе: в должности старшей пионервожатой с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в должности учителя математики с Дата обезличена года по Дата обезличена года; период нахождения ее на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года;

- назначить Гайсиной Альфинур Зиннатовне досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня ее обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан, то есть с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан.

Федеральный судья: А.А.Ткачева

Копия верна