О признании бездействия незаконным, установлении нарушений законодательства о противодействии терроризму



Гражданское дело № 2-1351/2010

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2010 года г. Белорецк РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Щекатурова А.П.,

с участием старшего помощника Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан Чиликина В.А.,

при секретаре Дмитриевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Белорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, установлении нарушений законодательства о противодействии терроризму, экстремизму,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности Белорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, установлении нарушений законодательства о противодействии терроризму, экстремизму.

В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан Чиликин В.А. заявление поддержал и пояснил, что Белорецкой межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму органами местного самоуправления, по результатам которой установлено следующее. Согласно пункту 7.1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации № 131 - Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Из содержания части 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35 - ФЗ «О противодействию терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 114 - ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 года № 114 - ФЗ установлено, что в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Согласно пункту 1.6 Комплексного плана профилактики терроризма и экстремизма, обеспечения безопасности населения и территории Республики Башкортостан на 2009 - 2012 годы, утвержденного решением Антитеррористической комиссии Республики Башкортостан № 3 от 01.04.2009 года, администрациям муниципальных районов и городских округов предписано в 2009 году разработать и принять муниципальные программы профилактики терроризма и экстремизма на 2009 - 2012 годы. Вместе с тем, Программа профилактики терроризма и экстремизма на 2009 - 2012 годы администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан до настоящего времени не разработана и не утверждена. Целенаправленная работа органов местного самоуправления возможна только при наличии нормативного правового обеспечения. Наибольшая эффективность профилактических мер достигается, если она организуется в рамках соответствующих программных документов при надлежащем финансировании запланированных мероприятий и их выполнении. Программа профилактики терроризма и экстремизма должна предусматривать, прежде всего, мероприятия, направленные на раннее предупреждение межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма, информационно-пропагандистские, воспитательные меры, являющиеся основой предупреждения экстремизма. Помимо прочего, необходимо планирование мероприятий по обучению должностных лиц администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, ответственных за данный участок работы, обеспечение взаимодействия с общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации. При разработке Программы профилактики терроризма и экстремизма необходимо предусматривать расчёт финансового обеспечения и специального бюджетного планирования. В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Просил признать бездействие Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию Программы профилактики терроризма и экстремизма, незаконным; обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан разработать Программу профилактики терроризма и экстремизма, предусматривающую, в том числе, расчёт финансового обеспечения и специального бюджетного планирования и утвердить её на ближайшем заседании сессии Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Представитель Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Панкратьева Е.Н., действующая по доверенности, заявление и.о. Белорецкого межрайонного прокурора не признала и пояснила, что Белорецкой межрайонной прокуратурой в марте 2010 года уже проводилась проверка исполнения Администрацией муниципального района Белорецкий район РБ законодательства о противодействии экстремизму, положениями главы 25 ГПК РФ предусмотрен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением по данной категории дел, т.е. данное заявление не подлежит удовлетворению поскольку и.о. Белорецкого межрайонного прокурора пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением в суд. Кроме того, органы местного самоуправления самостоятельны при осуществлении своих полномочий, во втором разделе «Программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в муниципальном районе Белорецкий район РБ на 2007-2010 года» отражено, что одной из основных целей данной программы является предотвращение проявлений терроризма и экстремизма, в данной программе имеется раздел «Борьба с преступностью, терроризмом и экстремизмом», тем самым считает, что Программа профилактики терроризма и экстремизма существует. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление и.о. Белорецкого межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан является органом местного самоуправления в Белорецком районе Республики Башкортостан.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35 - ФЗ «О противодействию терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Статьей 4 Федерального закона РФ от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» также предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции

Согласно п.7.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Статьей 5 Федерального закона РФ от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривается также, что в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

На основании Решения антитеррористической комиссии Республики Башкортостан от 01.04.2009 года № 3 был утвержден Комплексный план профилактики терроризма и экстремизма, обеспечения безопасности населения и территории Республики Башкортостан на 2009-2012 годы.

Согласно пункту 1.6 Комплексного плана профилактики терроризма и экстремизма, обеспечения безопасности населения и территории Республики Башкортостан на 2009 - 2012 годы, утвержденного решением Антитеррористической комиссии Республики Башкортостан № 3 от 01.04.2009 года, администрациям муниципальных районов и городских округов предписано в 2009 году разработать и принять муниципальные программы профилактики терроризма и экстремизма на 2009 - 2012 годы.

Согласно письма Прокуратуры Республики Башкортостан № 13/1-8б-2010 от 15.07.2010 года в соответствии с Планом работы прокуратуры Республики Башкортостан на второе полугодие 2010 года Белорецкому межрайонному прокурору было дано указание провести проверки по реализации органами местного самоуправления полномочий по участию в профилактике экстремизма и минимизации (ликвидации) последствий проявления терроризма и в срок до 20.10.2010 года представить в прокуратуру республики докладные записки с приложением копий актов прокурорского реагирования, при проведении проверок установить наличие муниципальных программ противодействия экстремизму и минимизации (ликвидации) последствий терроризма.

Во исполнение указанного письма, в порядке ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» в ходе проверки за исполнением законодательства о противодействии экстремизму органами местного самоуправления старшим помощником Белорецкого межрайонного прокурора ФИО1 было направлено требование Главе администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от <данные изъяты>.2010 года о предоставлении в срок до 21.10.2010 года информации о наличии в администрации программы профилактики терроризма и экстремизма на 2009-2012 годы.

В письме Главы Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № от 20.10.2010 года (ответ на вышеуказанный запрос старшего помощника Белорецкого межрайонного прокурора ФИО1) указано, что Программа профилактики терроризма и экстремизма на территории муниципального района Белорецкий район РБ на 2009-2012 годы отсутствует.

Из письма и.о. Белорецкого межрайонного прокурора ФИО2 № от 22.03.2010 года следует, что в марте 2010 года также Белорецкой межрайонной прокуратурой проводилась проверка соблюдения администрацией муниципального район Белорецкий район РБ законодательства о противодействии терроризму и экстремизму на территории Белорецкого района и г. Белорецк и запрашивалась информация о наличии комплексного плана противодействия терроризму и экстремизму, обеспечения безопасности населения и территории муниципального район РБ на 2009-2012 годы, отчет о ходе реализации данного плана, а также проводились ли в 2010 году заседания антитеррористической комиссии, по каким вопросам и какие были приняты решения.

Из письма Главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от 25.03.2010 года видно, что комплексный план противодействия терроризму и экстремизму, обеспечения безопасности населения и территории муниципального района Белорецкий район РБ на 2009-2012 годы отсутствует, заседания антитеррористической комиссии в 2010 году не проводились.

Из постановления Президиума Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 181 от 14.04.2010 года «О ходе реализации Программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в муниципальном районе Белорецкий район РБ на 2007-2010 годы» видно, что Президиумом Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан рекомендовано Главе администрации муниципального района Белорецкий район РБ разработать Программу профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в муниципальном районе Белорецкий район РБ.

Во исполнение указанного постановления Советом муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № от 24.04.2007 года была разработана и утверждена Программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в муниципальном районе Белорецкий район РБ на 2007-2010 годы».

В данной программе во втором разделе одной из целей программы указано предотвращение проявлений терроризма и экстремизма и в перечне программных мероприятий указаны отдельные мероприятия по борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом.

Однако, из данной программы видно, что исполнителями данных мероприятий являются правоохранительные органы (ГУ УВД, Белорецкая межрайонная прокуратура, отдел УФСБ РФ по РБ, Белорецкий таможенный пост и т.д.), финансирование данных мероприятий предусмотрено за счет указанных исполнителей, т.е. финансирования данных мероприятий за счет местного бюджета не предусмотрено. Расчет финансового обеспечения и специального бюджетного планирования по данным мероприятиям также не предусмотрен.

Кроме того, мероприятия по борьбе с терроризмом и экстремизмом в данной программе не конкретизированы, указаны неполно и в общих чертах, не указанно их содержание.

Представителем ответчика не отрицается, что отдельной (детализированной и конкретизированной) Программы профилактики терроризма и экстремизма на 2009-2012 годы в администрации муниципального района Белорецкий район РБ не имеется, что также отражено в письме Главы Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № от 20.10.2010 года.

Таким образом, судом установлено, что Программа профилактики терроризма и экстремизма на 2009 - 2012 годы администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан до настоящего времени фактически не разработана и не утверждена.

Доводы представителя ответчика о том, что мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма предусмотрены разделом 2 Программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в муниципальном районе Белорецкий район на 2007-2010 годы, утвержденной решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 24.04.2007 года №, суд находит несостоятельными, т.к. мероприятия в данной программе указаны в общих чертах, т.е. не конкретизированы, расчета финансового обеспечения и специального бюджетного планирования данных мероприятий не предусмотрено, отдельной детализированной Программы профилактики терроризма и экстремизма на 2009 - 2012 годы не имеется.

Доводы представителя ответчика о том, что Белорецкой межрайонной прокуратурой в марте 2010 года уже проводилась проверка исполнения Администрацией муниципального района Белорецкий район РБ законодательства о противодействии экстремизму, и в силу положений главы 25 ГПК РФ данное заявление подано с пропуском трехмесячного срока на обращение с заявлением в суд, суд также находит несостоятельными, т.к. в данном случае речь идет о другой (повторной) проверке соблюдения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму на территории муниципального района Белорецкий район РБ.

Данная проверка была проведена в октябре 2010 года, а не в марте 2010 года, кроме того, из вышеуказанных писем видно, что в марте 2010 года и.о. Белорецкого межрайонного прокурора проверялось наличие комплексного плана противодействия терроризму и экстремизму, обеспечения безопасности населения и территории муниципального район РБ на 2009-2012 годы, а не наличие программы профилактики терроризма и экстремизма на 2009-2012 годы, следовательно, трехмесячный срок на обращение с заявлением в суд, предусмотренный ч.1 ст. 256 ГПК РФ, и.о. Белорецкого межрайонного прокурора не пропущен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации муниципального района Белорецкий район РБ, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию Программы профилактики терроризма и экстремизма, незаконным.

Обязать администрацию муниципального района Белорецкий район РБ разработать Программу профилактики терроризма и экстремизма, предусматривающую, в том числе, расчет финансового обеспечения и специального бюджетного планирования и утвердить ее на ближайшем заседании сессии Совета муниципального района Белорецкий район РБ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Белорецкий городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2010 года.

Решение по состоянию на 15 ноября 2010 года не вступило в законную силу.

Судья: Щекатуров А.П.

копия верна: