О частичном оспаривании Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Белорецкого района, утвержденного Решением Совета МР Белорецкий район РБ



Дело № 2-1311/2010

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2010 года г. Белорецк, РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Щекатурова А.П.,

при секретаре Юркиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Нурисламова Игоря Витальевича о частичном оспаривании Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, утверждённого решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 19.02.2009 года № 72,

УСТАНОВИЛ:

ИП Нурисламов И.В. обратился в суд с заявлением о частичном оспаривании Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, утверждённого решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 19.02.2009 года № 72.

На судебное заседание заявитель Нурисламов И.В. не явился, надлежащим образом был извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется расписка в получении судебной повестки, на основании доверенности уполномочил Варицкого В.Н. и Заборского Ю.А. представлять его интересы в суде.

В судебном заседании представитель Нурисламова И.В. – Заборский Ю.А., действующий по доверенности, заявленные требования уточнил и пояснил, что п. 1 раздела 1 Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район РБ, утвержденного Советом муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72 установлено, что настоящее Положение устанавливает основные принципы и правила организации пассажирских перевозок и в соответствии с п. 2 раздела 1 их исполнение обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что является незаконным, противоречащим федеральному законодательству. Согласно ст.2 ГК РФ, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-фз «О защите конкуренции» и Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 года № 2, зарегистрированного Минюстом России № 1302 от 14.05.1997 года. Установив порядок открытия, изменения и закрытия регулярных
маршрутов перевозок пассажиров, Совет муниципального района
Белорецкий район РБ нарушил требования законов и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, вышел за
пределы имеющихся полномочий, незаконно ограничил хозяйственную и
экономическую самостоятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Разделом 10 установлены особые условия для организации движения маршрутных такси, т.е. перевозки маршрутными такси выделены в особый вид перевозок пассажиров автомобильным транспортом, с установлением особых условий для их организации. В тоже время виды перевозок пассажиров автомобильным транспортом, условия по их организации и осуществлению установлены Федеральным законом от 08.11.2007 года № 259-фз «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Таким образом, Совет муниципального района Белорецкий район РБ, незаконно выделил вид перевозок пассажиров маршрутными такси из видов установленных федеральным законом и осуществил самостоятельное регулирование условий по организации этого вида деятельности, урегулированного федеральным законодательством. Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 года № 259-фз «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определены три вида перевозок пассажиров автомобильным транспортом: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси. Вида перевозок пассажиров маршрутными такси в Российской Федерации как отдельного вида перевозок, организация и осуществление которого регулируется по особым условиям, не предусмотрено. Пунктами 1, 2, 3 и 4 раздела 13 установлен порядок проведения конкурсов на право выполнения регулярных перевозок по муниципальным маршрутам и маршрутным такси. Ими определено, что выполнение регулярных перевозок по маршрутам, за исключением указанных в п.п. 11 п. 1 раздела 5 (регулярные перевозки по маршрутам, на которых предоставляются меры социальной поддержки, т.е. заказ для муниципальных нужд обеспеченный бюджетным финансированием), производится на основании договора, заключенного по итогам конкурса на право выполнения регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам. Исходя из смысла указанных норм, на лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, возлагается обязанность по обязательному участию в конкурсе на получение права на осуществление деятельности по перевозке пассажиров по регулярным маршрутам. В случае нежелания, не возможности участия в конкурсе или при участии в конкурсе, но не получении первого места, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, лишаются права на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по регулярным маршрутам. Это ограничивает права на осуществление предпринимательской деятельности. При этом необходимо отметить, что согласно действующему законодательству конкурсы должны проводиться для исполнения государственных или муниципальных нужд. В данном случае для исполнения государственных и муниципальных нужд по перевозке пассажиров по регулярным маршрутам, на которых предоставляются меры социальной поддержки за счет бюджетных средств, конкурсы не проводятся, что является нарушением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. В то же время лица, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования своим имуществом, получившие в установленном порядке лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров не могут ее осуществлять без разрешения в виде договора, заключенного по итогам конкурса проведенного на предоставление права на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом по регулярным маршрутам. Установив нормы о возможности осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам только в случае заключения договора с администрацией муниципального района с обязательным прохождением процедур конкурсного отбора, ограничивающего право предпринимателей на самостоятельное принятие решения об осуществлении перевозок пассажиров по самостоятельно установленному, экономически целесообразному маршруту регулярных перевозок Совет муниципального района Белорецкий район РБ нарушил Конституцию Российской Федерации (ст.34 и ст.55), Гражданский кодекс РФ (ст.2, ст.23 и ст.49), Федеральные законы от 08.08.2001 года № 128-фз «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 26.07.2006г. № 135-фз «О защите конкуренции» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации регулирующих предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, превысил имеющиеся полномочия, установив свои правила регулирующие предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального района. Являясь индивидуальным предпринимателем, я осуществляю деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Эта деятельность в соответствии с п. 62 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-фз «О лицензировании отдельных видов деятельности» может осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Согласно Положению о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 года № 637 установлены лицензионные
требования и условия, обязательные для исполнения при осуществлении
перевозок пассажиров, которыми урегулированы все права и обязанности
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Таким образом, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров автомобильным транспортом урегулирована Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами, кодексами, издаваемыми в их исполнение правилами перевозок, федеральными законами о лицензировании и о безопасности дорожного движения, изданными в их исполнение нормативными правовыми актами Правительства РФ. Ими установлен круг моих прав, обязанностей и ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на всей территории Российской Федерации. Перечисленными нормами Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район РБ, утвержденного решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72 нарушаются мои права и свободы. На Нурисламова И.В. незаконно возлагаются обязанности по получению» непредусмотренных законодательством Российской Федерации разрешительных документов предоставляющих мне право на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок пассажиров на территории муниципального района. Ограничиваются его права и свободы на самостоятельные хозяйственные и экономические действия при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом, создаются условия для административно-властной зависимости результатов его предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом от органа местного самоуправления. Используя незаконно установленные правила и требования, его привлекают к незаконной административной ответственности за их не выполнение. Вынуждают прекратить свою свободную предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по регулярным маршрутам на территории муниципального района, что подтверждается прилагаемыми копиями судебных решений и постановлений прокуратуры. В целях защиты и восстановления своих нарушенных прав заявитель обратился в суд для восстановления положения, существовавшего до нарушения его права и пресечения действий, нарушивших и продолжающих нарушения его права, а также создающих угрозу дальнейшего нарушения его права на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам на территории муниципального района Белорецкий район РБ. Считает, что в связи с тем, что нарушен порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта нет необходимости вдаваться в оценку соответствия или несоответствия отдельных пунктов Положения действующему законодательству Российской Федерации. Просил признать Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район РБ, утвержденного решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72 недействующим со дня его принятия.

Представитель Нурисламова И.В. – Варицкий В.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании доводы своего доверителя поддержал, заявленные требования уточнил и пояснил, что согласно Пленума ВС от 29.11,2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта по существу должен быть рассмотрен порядок принятия нормативного правового акта, в том числе полномочие органа местного самоуправления на издание нормативного правового акта и пределы этого полномочия. В данном случае, орган местного самоуправления, принимая рассматриваемый нормативный правовой акт и устанавливая в нем, оспариваемыми пунктами, требования связанные с осуществлением предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом и содержащие условия, направленные на ограничение предпринимательской деятельности явно превысил пределы своих полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования. Статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования являются вопросами местного значения муниципального образования. Согласно ст. 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Постановлением от 13.07.2010 года № 16-П по делу о проверке конституционности положений статей 6 и 7 закона Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае», Конституционный Суд РФ разъяснил, что органы власти субъектов Российской Федерации не могут своими нормативными правовыми актами устанавливать требования, содержащие условия, направленные на ограничение конституционного права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), которое может быть ограничено только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Следовательно органы местного самоуправления тем более не имеют полномочий по установлению своими нормативными правовыми актами требований, содержащих условия, направленные на ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации и следовательно органы местного самоуправления могут издавать нормативные правовые акты по вопросам своего ведения, в том числе по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения на своей территории, но только в пределах полномочий предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, без установления требований содержащих условия, направленные на ограничение права граждан на свободное осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. Конституционный Суд РФ постановил признать положения статей 6 и 7 закона Краснодарского края «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае» не соответствующими конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения в системном единстве с положениями статей 3, 4 и 5 того же Закона устанавливают ограничения допуска лиц к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере перевозок таксомоторами индивидуального пользования, утратившими силу, что является основанием для отмены в установленном порядке положений иных нормативных правовых актов Краснодарского края и нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации, воспроизводящих их либо содержащих такие же положения. Пленум ВС РФ п.п. «в» п. 18 постановления от 06.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» четко и конкретно определил, что органы власти субъектов Российской Федерации, а значит тем более органы местного самоуправления не вправе регулировать отношения, связанные с видами деятельности, лицензирование которых осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) согласно Федеральному закону от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» может осуществляться на основании, выданной лицензирующим органом, лицензии (специального разрешения), при обязательном исполнении лицензионных требований и условий, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 года № 637, лицензирующим органом определен федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а также установлены лицензионные требования и условия обязательные для исполнения при осуществлении этой лицензируемой деятельности. Исходя из системного единства перечисленных разъяснений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на создание условий для оказания транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения только в пределах установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Без установления ими требований, предусматривающих ограничение конституционных прав на осуществление предпринимательской деятельности, а также на регулирование лицензируемой деятельности, лицензирование которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В нарушение ч.3 ст. 15 Конституции РФ и ч.2 ст.29 Устава муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район РБ, утвержденное решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72, содержащие оспариваемые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, официально не опубликовывалось для всеобщего сведения. Оспариваемыми положениями Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район РБ, утвержденного решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72, установлены нормы, предусматривающие ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности, а также территориально регулирующие лицензируемую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, лицензирование которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, что выходит за пределы полномочий органа местного самоуправления и противоречит федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации. Считает, что согласно Устава муниципального района Белорецкий район РБ нормативные правовые акты данного органа должны публиковаться в полном объеме в официальном печатном издании. Просил признать Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район РБ, утвержденного решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72 недействующим со дня его принятия.

Представитель заинтересованного лица Совета муниципального района Белорецкий район РБ Харисова О.Х., действующая по доверенности, в судебном заседании уточненные требования представителей Нурисламова И.В. не признала и пояснила, что Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район РБ утверждено решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ 19.02.2009 года № 72. Положение направлено прежде всего на предоставление качественных услуг населению, создание условий для безопасности дорожного движения. Предметом регулирования в данном Положении являются отношения, связанные с организацией обслуживания населения пассажирскими автоперевозками на территории муниципального района Белорецкий район РБ, т.е. отношения, возникающие между органами местного самоуправления и перевозчиками при осуществлении транспортного обслуживания населения по вопросам организационного, технического обеспечения безопасности движения, соблюдения технических и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства и не относятся к гражданско-правовым отношениям. Так как не могут регулироваться на основе равноправия сторон, и подразумевают отношения на уровне власти, характерные для административных правоотношений. Положением затронуты организационные мероприятия транспортного обслуживания перевозок пассажиров. Федеральный закон от 08.11.2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определяет общие условия оказания услуг пассажирам. Диапазон регулируемых Уставом общественных отношений является ограниченным, за его пределами находятся отношения, связанные с организацией перевозок пассажиров. А согласно ст.1, отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. «б» ст.72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации относятся вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности. В силу ст.1 и ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, то есть данное регулирование относится к вопросам защиты прав человека и общественности безопасности. Таким образом, регулирование в области безопасности дорожного движения в соответствии ст.72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Согласно ст.4 ФЗ «О безопасности дорожного движения» законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов РФ. В ведении Российской Федерации находится лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения (п. «и» ст.71 Конституции РФ). Не отнесены вопросы транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации и к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации (ст.72 Конституции РФ). Следовательно, в силу ст.73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти в области транспортного обслуживания населения. В соответствии с п.п. 12 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. На основании всего вышеизложенного на территории Республики Башкортостан действует Закон РБ от 17.12.2008 года №77-з «Об организации транспортного обслуживания пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан» Положение принято в соответствии с Законом РБ № 77-з. Согласно Федеральному закону от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений. При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами, что подтверждается и республиканским законодательством. Данные полномочия переданы по Соглашению между органами местного самоуправления муниципального района Белорецкий район РБ и органами местного самоуправления городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ по передаче муниципальному району Белорецкий район РБ части полномочий городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ муниципальному району Белорецкий район РБ. Кроме того, положениями ст.6 Федерального закона от 10.12.1995№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения при организации перевозочного процесса и обеспечения его безопасности для граждан. Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством выбора перевозчика, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке населения. Также ст. 5 вышеуказанного закона приводит основные направления обеспечения безопасности дорожного движения: регулирование деятельности на автомобильном транспорте. Данные меры обеспечения безопасности не могут регулироваться на основе равноправия сторон, они предполагают отношения на уровне власти, характерные для административных правоотношений. Следовательно, в силу ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ № 131-ФЗ, Закона РБ № 77-з и Положения, вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального района Белорецкий район РБ относятся к компетенции муниципального района Белорецкий район РБ. То обстоятельство, что Положением введено понятие как «маршрутная карта» само по себе не является запретом осуществления предпринимательской деятельности в смысле статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», на чем настаивает заявитель в заявлении. Исходя из того, что маршрут - это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения, а маршрут регулярных перевозок - это путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке и устанавливая правовое регулирование отношений, связанных с упорядочением транспортного обслуживания населения на регулярных рейсах, орган местного самоуправления не лишен был возможности ввести маршрутную карту, подтверждающую право водителя работать на соответствующем маршруте регулярных перевозок. Очевидно и то, что если речь идет об организационных мероприятиях транспортного обслуживания перевозок пассажиров, неизбежен вопрос о распорядительных действиях органов местного самоуправления, ибо соответственно своему организующему назначению уполномоченные органы местного самоуправления осуществляют повседневную деятельность исполнительно-распорядительного характера. Такая деятельность во всех случаях не является произвольной, а основана на требованиях законодательства. Федеральным законом РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» дано понятие «лицензия» - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Данным Федеральным законом определено обязательное соблюдение лицензионных требований и условий. Одним из лицензионных требований и условий для получения лицензии на осуществление перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 года N 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек»). То есть соблюдение лицензиатом требований не только упомянутых федеральных законов, но и законов субъекта Российской Федерации и актов органов местного самоуправления по организации и осуществлению перевозок пассажиров. Вышеуказанными законами регламентирован порядок получения лицензии, но никак не порядок осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Наделение органов местного самоуправления полномочиями по организации транспортного обслуживания населения позволяет требовать от перевозчиков наличия схемы маршрутов и графиков движения. Без согласования которых перевозчик не вправе осуществлять регулярные перевозки пассажиров по маршрутам (п. 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждено Приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2.). По данному вопросу вынесен ряд постановлений федеральных арбитражных судов (приложение № 1,2) Согласно Положению органы местного самоуправления принимают решения об открытии, изменении или закрытии муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом, реорганизации маршрутной системы муниципального района. Инициатором же открытия и изменения муниципальных маршрутов регулярных перевозок, маршрутных такси могут выступать как органы местного самоуправления муниципального района, так и юридические и физические лица. Каких-либо норм, ограничивающих хозяйственную деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров нет. Более того из содержания разделов Положения видно, что порядок открытия новых межмуниципальных маршрутов, изменение и закрытие имеющихся муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти во взаимодействии с перевозчиками, т.е. с соблюдением демократических основ. (Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2010 года N 49-Г10-45). При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами. Статья 15 Закона о конкуренции устанавливает запрет на введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, а также необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Перевозочный процесс, организация которого является целью проведения конкурса, требует для безопасной, стабильной, своевременной перевозки граждан достаточное количество задействованных на маршруте транспортных средств, их техническую оснащенность, содержание в исправном состоянии. Ввиду этого условиями для участия в торгах может предусматриваться также наличие у претендентов определенного количества транспорта, специализированных оснащенных авторемонтных, моечных помещений, гаражей (стоянок), средств эвакуации, создание возможности прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с предоставлением лицензий и сертификатов и т.д. Такие требования нельзя считать необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку они объясняются необходимостью оказания гражданам-потребителям услуг по перевозке надлежащего качества и соблюдением требований их безопасности. В разделе 11 Положения указано, что к участию в конкурсе допускаются юридические лица и предприниматели, а) имеющие лицензию на перевозки пассажиров, предусмотренную законодательством Российской Федерации; б) имеющие во владении на праве собственности или ином законном основании транспортные средства, удовлетворяющие требованиям конкурсной документации; в) не находящиеся в процессе ликвидации (реорганизации); г) не признанные в установленном законодательством порядке банкротами и в отношении которых не проводится процедура банкротства; д) не имеющие задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год, предшествующий дате проведения конкурса, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Данные требования не носят персонифицированного характера, а распространяют свое действие на всех лиц без исключения возможных участников торгов, имеющих лицензию. Конкурс носит открытый характер, является в равной мере доступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок. В соответствии с п. 4 ст. 254 ГПК РФ. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о нарушении нормативным правовым актом органа местного самоуправления его прав и свобод в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Ранее на предварительном заседании Белорецкого городского суда 02.11.2010 года гражданин Нурисламов И.В. указал, что его права были нарушены с момента составления протокола об административном правонарушении в апреле 2010 года. Данные протоколы Нурисламовым И.В. были представлены с заявлением о частичном оспаривании Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район РБ», утвержденного решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72. По порядку опубликования нормативно-правового акта пояснила, что часть решения Совета муниципального района Белорецкий район РБ была опубликована, но без публикации самого Положения. Положение было обнародовано в соответствии с законом, публикация его в местной газете не обязательна, с ним можно ознакомиться в местной библиотеке, а также на сайте администрации. Согласно Устава муниципального района Белорецкий район РБ местная газета не является официальным источником публикации, своего печатного издания у Совета не имеется, считает, что сайт администрации и библиотека являются средствами массовой информации. Просила в удовлетворении заявления Нурисламова И.В. об оспаривании Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан», утвержденного решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19 февраля 2009 года № 72 отказать.

Выслушав представителей заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит уточненные требования Нурисламова И.В. подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 19.02.2009 года № 72 «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан» утверждено Положение «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан», законность которого оспаривается заявителем ИП Нурисламовым И.В.

Оспариваемое заявителем Положение «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, утвержденное Решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72 (далее по тексту – Положение), по своей форме и содержанию отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку в нем изложены правовые нормы, касающиеся правил организации пассажирских перевозок, обязательные для неопределенного круга лиц (юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, имеющих отношение к работе пассажирского автотранспорта) и рассчитанные на неоднократное применение.

Согласно п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, суду следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу.

Из содержания ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации следует, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, суду необходимо учитывать, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Из выписки из статьи 83 главы 15 Регламента Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 227 от 25.08.2010 года видно, что официальным опубликованием решения Совета считается первая публикация его полного текста в газетах «Белорецкий рабочий» и (или) «Урал».

Из газеты «Белорецкий рабочий» (л.д.23) от 03.03.2009 года № 39 (14697) видно, что в данном средстве массовой информации (которое по сути является официальным периодическим изданием, осуществляющим публикацию нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан) опубликовано только само Решение Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72, и имеется отметка о том, что с текстом Положения «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан» можно ознакомиться на сайте Администрации муниципального района Белорецкий район РБ http: / beladmin.into/ в разделе «Документы отдела ЖКХ и транспорта».

В судебном заседании установлено, что в каких-либо других официальных периодических печатных изданиях оспариваемое Положение также не опубликовывалось, что не отрицается представителем Совета муниципального района Белорецкий район РБ.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27.12.1991 года под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. В частности, под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Учитывая указанные положения Закона РФ «О средствах массовой информации» суд находит несостоятельными доводы представителя заинтересованного лица о том, что местная библиотека и сайт администрации являются средствами массовой информации. Кроме того, суд считает, что сайт администрации не может являться официальным средством массовой информации в силу того, что значительная часть населения не умеет или не имеет возможности пользоваться ресурсами Интернет для ознакомления с официальной версии оспариваемого нормативного правового акта на сайте администрации.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Положение «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, утвержденное Решением Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 19.02.2009 года № 72 не было опубликован в установленном порядке для всеобщего сведения, что противоречит ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, поэтому данное Положение не подлежит применению.

В п.6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.1998 года «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» говорится о том, что в судебной практике встречаются случаи, когда обжалуемый нормативный акт либо не прошел регистрацию в органах юстиции, либо не доведен в установленном порядке до всеобщего сведения, в связи с чем Верховным Судом РФ высказано мнение о том, что в этих случаях суду достаточно установить факт нарушения порядка регистрации и опубликования нормативного акта без проверки по существу доводов о незаконности содержания обжалуемого нормативного акта. Эти доводы могут быть предметом судебного разбирательства после того, как нормативный акт будет в установленном порядке зарегистрирован и опубликован.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем Положение не может быть признано законным (действующим) в какой-либо его части.

С учетом этого суд не находит необходимым вдаваться в оценку соответствия либо несоответствия отдельных пунктов утвержденного Положения действующему законодательству Российской Федерации, поскольку все содержащиеся в нем положения не влекут правовых последствий и не подлежат применению ввиду того, что оспариваемое Положение не было опубликовано для всеобщего сведения.

Доводы представителя заинтересованного лица на то, что заявителем пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением о нарушении нормативным правовым актом органа местного самоуправления его прав и свобод суд находит несостоятельными, т.к. трехмесячный срок обращения с заявлением в суд устанавливается правилами главы 25 ГПК РФ в случае оспаривания решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, в данном же случае имеет место оспаривание нормативного правового акта органа местного самоуправления, производство по делам данной категории регламентируется правилами главы 24 ГПК РФ, в которой трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд не устанавливается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление индивидуального предпринимателя Нурисламова Игоря Витальевича об оспаривании Положения об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, утверждённого решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 19.02.2009 года № 72, - удовлетворить.

Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, утверждённое решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 19.02.2009 года № 72, признать незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней через Белорецкий городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2010 года.

Председательствующий судья: Щекатуров А.П.

Решение по состоянию на 23 ноября 2010 года не вступило в законную силу.