о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности



Гражданское дело № 2- 304/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2011 года г. Белорецк

Федеральный судья Белорецкого городского суда Республики Башкортостан Щекатуров А.П.,

с участием адвоката Кондратьева Ю.П.,

при секретаре Юркиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Н.А. к Государственному учреждению (ГУ) Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Осипова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она имеет право на досрочное получение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью при выработке 30 - летнего специального стажа. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан для назначения такой пенсии, однако ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии ей отказал по причине отсутствия у неё необходимого специального стажа, исчислив его по состоянию на день подачи заявления равным только 28 годам, 2 месяцам, 25 дням. Считает решение ответчика необоснованным по следующим основаниям. Ответчик не включил в специальный медицинский стаж периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность которых в календарном исчислении составляет 1 месяц, 10 дней, а в льготном соотношении 2 месяца. На курсы она направлялась приказами руководителя медицинского учреждения, это время считалось командировкой, за время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата и за этот период производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем данные периоды являются периодами работы и должны быть учтены при исчислении её специального стажа. Кроме того, необходимо учесть, что в прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников является обязательным условием, что было предусмотрено ранее действующим приказом Минздрава СССР от 11.11.1971 года № 810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения» и ныне действующим приказом Минздравсоцразвития России от 19.12.2008 года № 705н «О порядке совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников». Кроме того, ответчик не применил льготный порядок исчисления стажа, как за работу в отделениях хирургического профиля (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) к периодам её нахождения в отпусках по беременностям и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также по уходу за ребёнком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение ответчика считает необоснованным по следующим основаниям. Фактически в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работала в отделении анестезиологии – реанимации, и стаж за указанные периоды ответчиком исчислен в льготном порядке. Соответственно и периоды отпусков также должны исчисляться в льготном порядке, тем более, что декретный отпуск по существу является периодом временной нетрудоспособности, за который выдаётся больничный лист. Действовавшее законодательство не содержало и не содержит ныне нормы запрещающей исчисление вышеназванных отпусков в льготном порядке или отдельного механизма их исчислений. Следовательно, при их исчислении, должны применяться общие нормы исчисления стажа как за работу по хирургической специальности. При льготном исчислении данных отпусков специальный стаж подлежит увеличению на 7 месяцев 17 дней. Ответчик также не включает в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет, родившегося до октября 1992 года (сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 07 месяцев, 26 дней. Между тем, ребёнок у неё родился до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543 – 1 «О внесении изменений и дополнения в Кодекс законов о труде Российской Федерации», согласно которого отпуска по уходу за ребёнком не стали засчитываться в специальный стаж. Отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет ей также был предоставлен в период действия прежнего законодательства. Соответственно на момент рождения ребёнка и ухода в отпуск действовала норма о зачёте отпусков по уходу за ребёнком в льготный стаж. В связи с чем, считает, что исходя из конституционных принципов предусмотренных ст.ст. 19.55 Конституции Российской Федерации данный отпуск полностью подлежит зачёту в льготный медицинский стаж. Кроме того, данный отпуск в силу названных обстоятельств подлежит исчислению в льготном соотношении (1 год как 1 год и 6 месяцев), соответственно к специальному стажу подлежит добавить 3 месяца, 28 дней, а всего стаж увеличивается на 11 месяцев, 24 дня. Таким образом, при зачёте в этот стаж указанных периодов и применения к ним льготного порядка исчисления стажа специальный медицинский стаж по состоянию на день её обращения к ответчику будет выработан. Просит: решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в установлении пенсии» отменить; обязать ответчика: зачесть в её специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ в льготном соотношении (1 год как 1 год и 6 месяцев) периоды нахождения её на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; а также применить льготное исчисление стажа, как за работу по хирургической специальности (1 год как 1 год и 6 месяцев стажа) к периодам нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня её обращения с соответствующим заявлением к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истица Осипова Н.А. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения данного дела извещена надлежащим образом повесткой. В заявлении просит дело рассмотреть в её отсутствие, но с участием адвоката Кондратьева Ю.П.

Представитель истца Осиповой Н.А. – адвокат Кондратьев Ю.П., в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить их в полном объёме.

Представитель ответчика – ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан Стукалова У.М., действующая по доверенности, исковые требования Осиповой Н.А. не признала, суду пояснила, что в специальный медицинский стаж истицы не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям. В соответствии с действующим пенсионным законодательством, при назначении досрочных пенсий, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516. Согласно пункта 5 указанных Правил в специальный стаж, кроме непосредственно работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрено включение периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение в специальный стаж, каких - либо других периодов действующими нормативными актами не предусмотрено. Ранее действовавшим Разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации также не предусматривалось. Пунктом 5 Правил от 29.10.2002 года № 781 установлено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Таким образом, названным нормативным актом установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Периоды же нахождения истицы на курсах повышения квалификации по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В течение названных периодов сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в должности и в структурном подразделении учреждения здравоохранения. Ранее действовавшими нормативными правовыми актами, в частности, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (применяется в отношении периодов работы до 01.11.1999 года), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 (применяется в отношении периодов работы после 01.11.1999 года), также было предусмотрено применение льготного порядка исчисления специального стажа непосредственно к периодам работы. Кроме того, без применения льготного порядка исчисления (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) засчитаны в специальный медицинский стаж периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям. В соответствии с действующим пенсионным законодательством, при назначении досрочных пенсий медицинским работникам, применяются «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. Пунктом 5 названных Правил установлено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Таким образом, названным нормативным актом установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Периоды же отпусков по беременности и родам, и по уходу за ребенком по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период названных отпусков сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в должности и в учреждении в сельской местности. Ранее действовавшими нормативными правовыми актами, в частности, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (применяется в отношении периодов работы до 01.11.1999 года), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 (применяется в отношении периодов работы после 01.11.1999 года), также было предусмотрено применение льготного порядка исчисления специального стажа непосредственно к периодам работы. Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 года, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона № 173 - ФЗ. В соответствии с пунктом 5 данных Правил в специальный стаж включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение в специальный стаж, каких - либо других периодов действующими нормативными актами не предусмотрено. Ранее действовавшим Разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпусках по уходу за детьми, но только до 06.10.1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543 - 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Таким образом, в специальный медицинский стаж Осиповой Н.А. засчитан период ухода за ребенком только с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 5 Правил от 29.10.2002 года № 781 установлено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Таким образом, названным нормативным актом установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Периоды же отпусков по уходу за детьми по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период названных отпусков сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в должности и в учреждении в сельской местности. Ранее действовавшими нормативными правовыми актами, в частности, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 годе № 464 (применяется в отношении периодов работы до 01.11.1999 года), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 (применяется в отношении периодов работы после 01.11.1999 года), также было предусмотрено применение льготного порядка исчисления специального стажа непосредственно к периодам работы. В удовлетворении исковых требований Осиповой Н.А. просит отказать за необоснованностью.

Выслушав лиц, участвующих в деле, адвоката, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Назначение трудовых пенсий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ.

Согласно подпункта 20 (введенного в действие с 31.12.2008 года Федеральным законом от 30.12.2008 года № 319 – ФЗ) пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона (то есть ранее достижения 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). До введения в действие подпункта 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью предусматривалось подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 этого же Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью Осиповой Н.А. ответчиком отказано по причине отсутствия необходимого 30 – летнего стажа медицинской деятельности.

Судом установлено, ответчиком не оспаривается, что Осипова Н.А. в спорные периоды работала в медицинских должностях и в медицинских учреждениях, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с медицинской деятельностью, что подтверждается её трудовой книжкой.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. С учетом положений данной правовой нормы суд приходит к выводу о том, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от работы является периодом работы с сохранением за ним за этот период средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие страховые фонды, в связи с чем, находит спорные периоды пребывания Осиповой Н.А. на курсах повышения квалификации с отрывом от работы подлежащими включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2 - П следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, то есть до 01.01.2002, ранее приобретенные права на пенсионное обеспечение в соответствии с условиями и нормами действующего на момент приобретения данных прав законодательства Российской Федерации, должны сохраняться за указанной категорией лиц.

Указанная в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации правовая позиция согласуется с положениями статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционных прав на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно пункта 21 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих, в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой стаж включаются периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.1992 года № 3543 - 1.

Таким образом, спорные периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) суд находит подлежащими зачету в специальный стаж медицинской деятельности Осиповой Н.А., так как она приобрела и использовала право на указанные отпуска до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Согласно пункта 5 упомянутых Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, которым предусмотрено, что один год работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работающим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по «Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как один год и шесть месяцев. Определяя данную льготу, законодатель учитывает определенные жизненные и профессиональные условия медицинских работников и льготное исчисление стажа призвано в определенной мере компенсировать данные пониженные условия.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с частью 5 статьи 256 действующего Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Однако ранее действовавшее трудовое законодательство предусматривало до 06.10.1992 года включение периодов этих отпусков в стаж, учитываемый для назначения пенсии на льготных условиях: статья 167 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РСФСР (КЗоТ РСФСР) предусматривала включение дополнительного отпуска по уходу за ребенком в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких - либо исключений. Период дополнительного отпуска по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях лишь с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543 - 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», то есть с 06.10.1992 года.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 года № 320 – О, если на момент вступления в силу упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 06.10.1992 года), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии.

Факт того, что указанные отпуска предоставлялись истице в период её работы в соответствующем медицинском учреждении и в соответствующей медицинской должности, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, ответчиком не оспаривается, указанным Списком и трудовой книжкой истицы подтверждается.

Кроме того, с учётом упомянутых Конституционных положений, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25, суд находит спорные периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также на курсах повышения квалификации с отрывом от работы подлежащими зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение с применением к его исчислению того порядка, в том числе льготного (1 год как 1 год и 6 месяцев), какой применяется к периодам работы.

Из показаний истицы следует, что она работала в МСЧ БМК, в блоке, в который помещались больные, подвергавшиеся медицинскому оперативному вмешательству, что подтверждается трудовой книжкой истицы.

В соответствии с пунктом 11 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением СМ РСФСР «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» от 06.09.1991 года № 464, применяемым к периодам работы до 01.11.1999 года, предусмотрен зачет в выслугу лет периодов работы в должностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, в отделениях (палатах) хирургического профиля стационаров в льготном порядке – 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Должность медсестры реанимационного отделения, которую истица занимала в спорный период, относится к должностям среднего медицинского персонала, что ответчиком не оспаривается. Факт наличия в МСЧ БМК обособленного подразделения хирургического профиля суд считает доказанным собранными по делу материалами, в связи с чем находит указанные спорные периоды подлежащими включению в специальный стаж истицы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в льготном порядке – 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.

Положения статей 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Доводы представителя ответчика о том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж медицинской деятельности Осиповой Н.А. в порядке, указанном истицей, суд считает необоснованными и опровергнутыми в судебном заседании, а решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в установлении пенсии» подлежащим отмене.

При включении в специальный медицинский стаж истицы спорных периодов её деятельности в порядке, указанном истицей, специальный стаж Осиповой Н.А. по состоянию на день её обращения к ответчику с учетом специального стажа, учтенного ответчиком, превысит 30 лет, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в установлении пенсии» отменить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан: зачесть в специальный стаж Осиповой Н.А., необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ в льготном соотношении (1 год как 1 год и 6 месяцев) периоды нахождения её на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет (сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

применить льготное исчисление стажа, как за работу по хирургической специальности (1 год как 1 год и 6 месяцев стажа) к периодам нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

назначить Осиповой Н.А. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня её обращения с соответствующим заявлением к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.04.2011 года.

Федеральный судья: А.П. Щекатуров

Решение по состоянию на 06.04.2011 года в законную силу не вступило.

Копия верна