по иску Костюк Н.В. о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-1286/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 года г. Белорецк, РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Щекатурова А.П.,

с участием адвоката Кондратьева Ю.П.,

при секретаре Юркиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюк Натальи Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г. Белорецк о признании права на досрочную пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Костюк Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г. Белорецк о признании права на досрочную пенсию по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она имеет право на досрочное получение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью при выработке 30 - летнего специального стажа. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан для назначения такой пенсии, однако ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей отказал по причине отсутствия у неё необходимого специального стажа, исчислив его по состоянию на день подачи заявления равным только 27 годам, 04 месяцам, 03 дням. Считает решение ответчика необоснованным по следующим основаниям. Ответчик не включил в специальный медицинский стаж периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность которых в календарном исчислении составляет 06 месяцев 27 дней, а в льготном исчислении 10 месяцев, 10 дней. На курсы она направлялась приказами руководителя медицинского учреждения, это время считалось командировкой, за время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата и за этот период производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем данные периоды являются периодами работы и должны быть учтены при исчислении её специального стажа. Ответчик также не включает в специальный медицинский стаж дающий, право на назначение досрочной трудовой пенсии, часть периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, родившегося до октября 1992 года <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 11 месяцев, 20 дней в календарном исчислении или 1 год, 5 месяцев, 15 дней в льготном соотношении (исчислении). Между тем, сын у нее родился до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», согласно которого отпуска по уходу за ребенком не стали засчитываться в специальный стаж. Сам отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет ей также был предоставлен в период действия прежнего законодательства. Соответственно на момент рождения ребенка и ухода в отпуск действовала норма о зачете отпусков по уходу за ребенком в льготный стаж. В связи с чем, считает, что исходя из конституционных принципов предусмотренных ст. ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации данный отпуск полностью подлежит зачету в специальный медицинский стаж. Ответчик также не применяет льготного исчисления стажа (год за год и шесть месяцев стажа) к периодам нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отпуску по уходу за ребенком до 1 года соответственно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, её должность и место работы в тот период учитывается по льготному исчислению <данные изъяты> то есть 1 год работы засчитывается как 1 год и 6 месяцев стажа. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - <данные изъяты> что согласно подпункта «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 с последующими изменениями). Действующее законодательство не предусматривает иного механизма включение в стаж отпусков и больничных. При применении льготного исчисления отпусков, специальный стаж подлежит увеличению на 4 месяца 9 дней. Согласно «Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев» являющегося Приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должность «операционная медицинская сестра» включена в список должностей дающих право на льготное соотношение. При включении в специальный стаж спорных периодов, необходимый 30 - летний стаж на день обращения в УПФ будет выработан. Просит решение УПФ в Белорецком районе и городе Белорецк от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в установлении пенсии» - отменить. Обязать ответчика: зачесть в специальный медицинский стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; применить льготное исчисление стажа (год как 1 год и 6 месяцев) к периодам нахождения в отпусках по беременности и родам, отпуску по уходу за ребенком, к курсам повышения квалификации; назначить ей досрочную трудовую пенсию по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Также просит взыскать с ответчика в ее пользу <данные изъяты> руб. в счет возмещения затрат на юридические услуги (консультацию, подготовку иска и участие в суде первой инстанции), а также <данные изъяты> руб. в возмещение затрат по государственной пошлине.

Истица Костюк Н.В. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения данного дела извещена надлежащим образом повесткой. В заявлении просит дело рассмотреть в её отсутствие, но с участием адвоката Кондратьева Ю.П.

Представитель истца Костюк Н.В. – адвокат Кондратьев Ю.П., в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить их в полном объёме.

Представитель ответчика – ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан Лисова А.Н., действующая по доверенности, исковые требования Костюк Н.В. не признала, суду пояснила, что в специальный медицинский стаж истицы не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по следующим основаниям. В соответствии с действующим пенсионным законодательством, при назначении досрочных пенсий, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Согласно п. 5 указанных Правил в специальный стаж, кроме непосредственно работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрено включение периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Включение в специальный стаж каких-либо других периодов действующими нормативными актами не предусмотрено. Ранее действовавшим Разъяснением Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации также не предусматривалось. Не включен в специальный медицинский стаж истицы период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992 года: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ. В соответствии с пунктами 4 и 5 данных Правил в специальный стаж включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Указанные правила не предусматривают включение в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком. Данная норма полностью согласуется и с положениями действующего трудового законодательства. Кроме того, ранее действовавший Кодекс законов о труде РСФСР (ст. 167) в редакции закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1, также не предусматривал включение отпусков по уходу за ребенком в стаж работы по специальности при назначении льготной пенсии. После внесения изменений в КЗоТ РСФСР в сентябре 1992 года возможность включения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж, дающий право на льготную пенсию, была исключена полностью. С учетом изложенных положений периоды нахождения женщин в частично оплачиваемых отпусках по уходу за детьми, имевшие место до 06.10.1992 года, т.е. до внесения изменений в КЗоТ РСФСР, включаются органами ПФР в стаж работы, дающий право на льготные пенсии. С принятием Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1, которым были внесены соответствующие изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, стало известно, что с 06.10.1992г. период ухода за ребенком не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Считает что стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, могут включаться только периоды нахождения женщины в дополнительном частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком и только до 06.10.1992 года. Без применения льготного порядка исчисления засчитаны в специальный медицинский стаж период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так же применить льготный порядок исчисления к курсам повышения квалификации невозможно, по следующим основаниям. В соответствии с действующим пенсионным законодательством, при назначении досрочных пенсий медицинским работникам, применяются «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Согласно п. 5 названных Правил: «лицам работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев». Таким образом, названным нормативным актом установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Периоды же отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период названных отпусков сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, т.е. отсутствует факт работы в должности и в учреждении. Ранее действовавшими нормативными правовыми актами, в частности, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, также было предусмотрено применение льготного порядка исчисления специального стажа непосредственно к периодам работы. Представитель ответчика также не согласен с требованием о взыскании расходов по оплате услуг представителя. Истцом представлена квитанция на оплату услуг представителя на сумму <данные изъяты> рублей. В нарушении норм статей 56, 57 ГПК РФ не представлено документов, подтверждающих тариф на оказываемую услугу в виде участия в судебных заседаниях адвоката, поскольку доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов. Из имеющихся документов не понятно, из чего складывается взыскиваемая сумма, превышающая все разумные пределы. Разумные пределы расходов является оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд обязан определять такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в гражданском процессе (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 года № 121). Статьей 20 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлено, что формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. При этом указанные адвокатские образования, за исключением адвокатского кабинета, признаются юридическими лицами. Вместе с тем адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, также вправе открывать счета в банках в соответствии с законодательством, иметь печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета. Статьей 25 Федерального закона N 63-ФЗ предусмотрено, что адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета. Существенным условием соглашения, заключаемого между адвокатом и доверителем, является установление порядка выплаты доверителем вознаграждения адвокату и компенсации адвокату расходов, связанных с исполнением поручения доверителя. При этом согласно пункту 6 статьи 25 Федерального закона N 63-ФЗ вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением. Вместе с тем адвокатские образования, в том числе и адвокатские кабинеты, при осуществлении адвокатской деятельности не подпадают под сферу действия Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», поскольку сферой применения контрольно-кассовой техники являются наличные денежные расчеты в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Минфином России, который уполномочен утверждать формы бланков строгой отчетности, не утверждались в качестве бланков строгой отчетности для адвокатских образований какие-либо квитанции по приему наличных денег от граждан. До настоящего времени не имеется и каких-либо указаний или разъяснений Минфина России о возможности применения адвокатскими образованиями такой формы бланка строгой отчетности, как квитанция к приходному кассовому ордеру с указанием назначения вносимых средств. Следовательно, денежные расчеты за оказание юридической помощи в адвокатских образованиях должны осуществляться через кредитные учреждения посредством безналичных расчетов. Данная позиция подтверждается Письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 28.05.2004 г. № 33-0-11/357 «О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами»; Письмом Федеральной налоговой службы от 20.09.2005 г. № 04-2-03/130 «деятельность адвокатских образований»; Письмом Управления Федеральной налоговой службы от 18.10.2006 г. № 22-12/92866. Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 07.12.1991 года № 2122-1, средства Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, имеют целевое назначение, строго лимитированы и направляются на выплату государственных пенсий. Для осуществления взыскания с территориальных органов ПФР каких-либо выплат, необходимо чтобы данные расходы были предусмотрены отдельной строкой в расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ. В бюджет ПФР такой вид расходов как оплата услуг представителя по судебному решению не предусмотрен. Просила в удовлетворении исковых требований Костюк Н.В. отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Назначение трудовых пенсий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ.

Согласно подпункта 20 (введенного в действие с 31.12.2008 года Федеральным законом от 30.12.2008 года № 319 – ФЗ) пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона (то есть ранее достижения 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). До введения в действие подпункта 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью предусматривалось подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 этого же Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецке Республики Башкортостан от 25.04.2011 года № 837733 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью Костюк Н.В. ответчиком отказано по причине отсутствия необходимого 30 – летнего стажа медицинской деятельности.

Судом установлено, ответчиком не оспаривается, что Костюк Н.В. в спорные периоды работала в медицинских должностях и в медицинских учреждениях, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с медицинской деятельностью, что подтверждается её трудовой книжкой.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. С учетом положений данной правовой нормы суд приходит к выводу о том, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от работы является периодом работы с сохранением за ним за этот период средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие страховые фонды, в связи с чем находит спорные периоды пребывания Костюк Н.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от работы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) подлежащими включению в её специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2 - П следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, то есть до 01.01.2002 года, ранее приобретенные права на пенсионное обеспечение в соответствии с условиями и нормами действующего на момент приобретения данных прав законодательства Российской Федерации, должны сохраняться за указанной категорией лиц. Указанная в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации правовая позиция согласуется с положениями статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционных прав на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно пункта 21 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих, в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой стаж включаются периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.1992 года № 3543 - 1.

Таким образом, спорные периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет суд находит подлежащими зачету в специальный стаж медицинской деятельности Костюк Н.В., так как она приобрела и использовала право на указанные отпуска до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Согласно пункта 5 упомянутых Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, которым предусмотрено, что один год работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работающим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по «Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как один год и шесть месяцев. Определяя данную льготу, законодатель учитывает определенные жизненные и профессиональные условия медицинских работников и льготное исчисление стажа призвано в определенной мере компенсировать данные пониженные условия.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с частью 5 статьи 256 действующего Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Однако ранее действовавшее трудовое законодательство предусматривало до 06.10.1992 года включение периодов этих отпусков в стаж, учитываемый для назначения пенсии на льготных условиях: статья 167 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РСФСР (КЗоТ РСФСР) предусматривала включение дополнительного отпуска по уходу за ребенком в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких - либо исключений. Период дополнительного отпуска по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях лишь с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543 - 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», то есть с 06.10.1992 года.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 года № 320 – О, если на момент вступления в силу упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 06.10.1992 года), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии.

Факт того, что указанные отпуска предоставлялись истице в период ее работы в соответствующем медицинском учреждении и в соответствующей медицинской должности, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, ответчиком не оспаривается, указанным Списком и трудовой книжкой истицы подтверждается.

Кроме того, с учётом упомянутых Конституционных положений, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25, суд находит спорные периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также на курсах повышения квалификации с отрывом от работы подлежащими зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение с применением к его исчислению того порядка, в том числе льготного (1 год как 1 год и 6 месяцев), какой применяется к периодам работы.

<данные изъяты>

В соответствии с пунктом 11 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением СМ РСФСР «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» от 06.09.1991 года № 464, применяемым к периодам работы до 01.11.1999 года, предусмотрен зачет в выслугу лет периодов работы в должностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, в отделениях (палатах) хирургического профиля стационаров в льготном порядке – 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Должность <данные изъяты>, которую истица занимала в спорный период, относится к должностям <данные изъяты> медицинского персонала, что ответчиком не оспаривается. Факт наличия в указанной больнице обособленного подразделения <данные изъяты> суд считает доказанным собранными по делу материалами, в связи с чем находит указанные спорные периоды подлежащими включению в специальный стаж истицы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в льготном порядке – 1 год работы как 1 год и 6 месяцев. Положения статей 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Доводы представителя ответчика о том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж медицинской деятельности Костюк Н.В. в порядке, указанном истицей, суд считает необоснованными и опровергнутыми в судебном заседании, а решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в установлении пенсии» подлежащим отмене.

При включении в специальный медицинский стаж истицы спорных периодов её деятельности в порядке, указанном истицей, специальный стаж Костюк Н.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учётом специального стажа, учтенного ответчиком, превысит 30 лет, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно квитанции об оплате государственной пошлины от ДД.ММ.ГГГГ истицей оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, в силу ст. 98 ГПК РФ указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Из квитанции Белорецкого городского филиала НО «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ истицей оплачено адвокату <данные изъяты> рублей за юридическую помощь.

В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 года № 355-О приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и полностью применима к производству в судах общей юрисдикции. |В соответствии с п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 года № 121, разумный предел понесенных расходов должен оцениваться применительно к соответствующей категории дел с учетом объема, сложности выполненной представителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, стоимости оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам. В связи, с чем суд считает справедливым и разумным снизить сумму затрат на юридическую помощь, подлежащую взысканию с ответчика, до <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в установлении пенсии» отменить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан:

зачесть Костюк Наталье Владимировне в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ, периоды нахождения её на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

применить исчисление стажа (год как 1 год и 6 месяцев) к периодам нахождения Костюк Натальи Владимировны в отпусках по беременности и родам, отпуску по уходу за ребенком, к курсам повышения квалификации;

назначить Костюк Наталье Владимировне досрочную трудовую пенсию по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня её обращения в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан в пользу Костюк Натальи Владимировны <данные изъяты> руб. в счет возмещения затрат на юридические услуги, а также <данные изъяты> руб. в возмещение затрат по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Белорецкий городской суд РБ.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 ноября 2011 года.

Председательствующий судья: А.П. Щекатуров

Решение по состоянию на 08 ноября 2011 года не вступило в законную силу.