Дело № 2-1390/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 декабря 2011 года г. Белорецк, РБ Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Щекатурова А.П., с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора Ёлкина А.В., при секретаре Юркиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора в интересах Бурангуловой Натальи Викторовны к Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, УСТАНОВИЛ: Белорецкий межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Бурангуловой Н.В. к Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. В судебном заседании помощник Белорецкого межрайонного прокурора Ёлкин А.В. исковые требования поддержал и пояснил, что Белорецкой межрайонной прокуратурой РБ по обращению Бурангуловой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по адресу: <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения данного законодательства, выразившиеся в нижеследующем. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги. В ходе проверки с выходом на место, установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> на входной группе, а также до места жительства инвалида не установлен пандус. Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 года №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 года №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры». В порядке, установленным законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения. Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам население людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вышеуказанные СНиП 35-01-2001 предусматривают требования к лестницам. Согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Вдоль обеих сторон всех лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001). Допущенные нарушения закона нарушают права маломобильных групп населения на социальную реабилитацию и достижением ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конструктивных и других прав. Так, инвалид Бурганулова Н.В. проживает на 4 этаже, доступ у нее к жилью ограничен, родственники по возможности ей помогают, на 1 этаже на стене установлены почтовые ящики, которые тоже противоречат противопожарным нормам, но они там установлены, откидные пандусы такого же размера. Просил обязать Администрацию городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: произвести установку складного откидного пандуса до места жительства инвалида, по адресу: <адрес> до четвертого этажа и установить, что ответчик обязан исполнить решение суда в течении двух месяцев с момента вступления его в силу. Представитель ответчика Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Егоров О.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора не признал и пояснил, что помощник прокурора ссылается на СНиП 35-01-2001 года и ГОСТ Р 51261, согласно этого же СНиПа ширина марша лестниц, доступных маломобильным группам населения должна быть не менее 1,35 м. ширина существующих маршей, но ширина лестничного марша, где проживает Бурнагулова Н.В. составляет 1,05 м., в некоторых местах она доходит до 1,0 метра, при таких обстоятельствах пандус установить невозможно. К тому же существует протокол заседания совета многоквартирного дома по рассмотрению вопроса устройства пандуса для инвалида, где совет многоквартирного дома принял единогласное решение об отказе в установке такого пандуса в связи с отсутствием норм безопасности при эксплуатации откидного пандуса в подъезде. Согласно строительным нормам и правилам СНиП 2.08.01-89 от 01.01.1990 года п.1.19. в лестничных клетках допускается устанавливать приборы отопления, мусоропроводы, этажные совмещенные электрощиты и почтовые ящики, не уменьшая нормативной ширины прохода по лестничным площадкам и маршам. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Третье лицо Бурангулова Н.В. на судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, просила исковые требования удовлетворить. Представитель третьего лица ООО Управляющая компания «Жилкоммунсервис» Пономарева О.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ни по каким нормам установка пандуса невозможна. Существует протокол заседания совета многоквартирного дома по рассмотрению вопроса устройства пандуса для инвалида, где совет многоквартирного дома принял единогласное решение об отказе в установке такого пандуса в связи с отсутствием норм безопасности при эксплуатации откидного пандуса в подъезде. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда Республики Башкортостан по Белорецкому району и г.Белорецку Халилов Р.М., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что согласно Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В тоже время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как более приближенного к населению уровня власти, в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защите инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, общественные здания, строения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые условия. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Аналогичные требования содержатся в Постановлении Правительства РБ от 13.05.2008 года №153 «Об утверждении Республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство, планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений РБ». Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель третьего лица Белорецкой городской и районной организации Башкирской Республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Гридневский А.В., действующий по доверенности, исковые требования поддержал и пояснил, что на территории Белорецкого района и г.Белорецка зарегистрировано более 9000 человек - инвалидов, в том числе 460 детей, которые взрослеют. Вопрос переселения этих людей на 1 этажи не корректен т.к. в основном квартиры на 1 этаже продают под магазины, кроме того, в данном случае инвалида Бурангулову Н.В. невозможно переселить в другую квартиру, т.к. у них в квартире 5 собственников. Вопрос доставки ее на улицу сложен, т.к. родственники Бурнагуловой Н.В. тоже инвалиды по общему заболеванию, которые помогают ей по возможности. Ширина почтового ящика не больше ширины пандуса, о котором они просят, к тому же он складывается. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Главный государственный инспектор Белорецкого района и г. Белорецк по пожарному надзору Хафизов Р.В., допрошенный в качестве специалиста, в судебном заседании показал, что установка и дальнейшая эксплуатация пандуса в жилом доме по адресу <адрес>, должно осуществляться с соблюдением норм и требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством РФ. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», Федерального закона от 18.12.2006 года «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» с 01.01.2007 года прекращено участие государственных инспекторов по пожарному надзору в работе по рассмотрению и согласованию градостроительной и проектно - сметной документации. Работник «ГУП ПИ «Башжилкоммунпроект» Зарипова И.Н., допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, пояснила, что в доме <адрес> постройки 60-х годов конструкция лестничной клетки и лестничных маршей не позволяет устройство пандуса от входной двери в подъезд и выше на этажи. Согласно СНиП 35-01-2001г. п. 3.27 ширина марша лестниц, доступных мало мобильным группам населения должна быть, как правило, не менее 1,35 м. ширина существующих маршей в указанном доме составляет всего 1,05 м. Там же в п. 3.28 ширина пандуса должна быть не менее 1.0 м, что не возможно исполнить при существующих маршах. Согласно Федерального Закона от 24.11.1995 года и Постановления Правительства РФ от 07.1996 года в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих домов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение мало мобильных потребностей инвалидов. Согласно пожарным нормам на стенах на уровне 2-х метров от пола нельзя ничего устанавливать, иначе уменьшаются пути пожарной эвакуации. Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалистов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как установлено судом, Бурангулова Н.В. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, и в силу указанного обстоятельства для передвижения вынуждена пользоваться креслом-коляской. Пунктом «а» части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Белорецкой межрайонной прокуратурой РБ по обращению Бурангуловой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по адресу: <адрес> по результатам которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, о чем помощником Белорецкого межрайонного прокурора составлена справка о результатах проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с п.8 Постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 года региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры; возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры. В силу Строительных норм и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)» проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», наружные лестницы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). На основании п.3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", вдоль обеих сторон всех лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Судом установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> на входной группе, а так же лестница до места жительства инвалида - колясочника не оборудована пандусом, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, представленными фотоматериалами, а также проверялось визуально судом на выездном судебном заседании 28.11.2011 года. Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. Судом установлено, что собственником жилого дома <адрес> является городское поселение город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, что подтверждается справкой комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Белорецкому району и городу Белорецку № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Положение части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам инфраструктуры. Тот факт, что здание дома <адрес> построено в 1977 году до издания Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не может являться основанием для освобождения органов местного самоуправления от установки складного откидного пандуса, поскольку указанный закон не ставит в зависимость создание условий соблюдения прав инвалидов от года постройки жилого дома. Из протокола заседания совета № в многоквартирном доме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что совет многоквартирного дома, где проживает Бурангулова Н.В., принял решение об отказе в устройстве откидного пандуса в местах общего пользования (на лестничных клетках и ступенях) для инвалида <данные изъяты> Бурангуловой Н.В., проживающей в кв. № в связи с отсутствием норм безопасности при эксплуатации откидных пандусов в подъездах жилых домов. Однако, отказ совета многоквартирного дома в устройстве откидного пандуса не может являться основанием для неисполнения требований закона, установленных ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Суд считает, что откидной складной пандус в данном случае является наиболее оптимальным вариантом из всех остальных видов пандусов, создающим наименьшее препятствие выходу людей из подъезда в случае пожара, поскольку данный вид пандуса (аппарель) не является конструкцией постоянно расположенной на всей лестничной площадке, большую часть времени данный вид пандуса находится в складном виде и не будет преграждать общую лестницу. Кроме того, говоря о необходимости соблюдения противопожарных норм, для обеспечения безопасности людей в случае пожара, нельзя не учесть и то обстоятельство, что пандус необходим и для обеспечения возможности Бурангуловой Н.В. эвакуации из квартиры в случае пожара, т.е. при отсутствии пандуса в случае возникновения пожара ее жизнь подвергается серьезной опасности, т.к. без помощи посторонних людей она самостоятельно выйти из подъезда не сможет. Учитывая, что бездействие Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан нарушает законодательство о социальной защите инвалидов, поскольку доступ инвалида-колясочника Бурангуловой Н.В. в квартиру на четвертый этаж затруднен ввиду отсутствия пандуса, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: произвести установку складного откидного пандуса до места жительства инвалида, по адресу: <адрес>, до четвертого этажа. Установить, что Администрация городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обязана исполнить решение суда в течении двух месяцев с момента вступления его в силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан. Решение в окончательной форме изготовлено 07 декабря 2011 года. Председательствующий судья: А.П. Щекатуров Решение по состоянию на 07.12.2011 года не вступило в законную силу.