Дело № 2-38/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 февраля 2012 года г.Белорецк, РБ Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Щекатурова А.П., с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора РБ Исламова Д.Н., при секретаре Юркиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Гудиловой Ксении Вячеславовны к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Белорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах Гудиловой К.В., обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения. В судебном заседании представитель истца - помощник Белорецкого межрайонного прокурора РБ Исламов Д.Н. исковые требования уточнил, исключив из числа ответчиков Правительство РБ в связи с изменением законодательства, уточненные исковые требования поддержал, суду пояснил, что Белорецкой межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры республики № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Решением Белорецкого городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года мать Гудиловой К.В. - Гудилова Г.В. лишена родительских прав. Решением Белорецкого городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года отец Гудиловой К.В. - Гудилов В.Э. лишен родительских прав. На основании постановления Администрации г. Белорецка РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Гудилова К.В. была направлена в детский дом. Согласно постановления Администрации муниципального района Белорецкий район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ по окончанию пребывания в образовательном учреждении Гудилова К.В. должна быть обеспечена жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ Гудилова К.В. окончила обучение в <данные изъяты> №, что подтверждается дипломом об окончании профессионального образования. Вместе с тем, по настоящее время Гудилова К.В. жилым помещением не обеспечена. В соответствии с абзацем вторым ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацем четвертым ст.8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с Постановлением Правительства РБ № 200 от 20.07.2007 года предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением сессии Совета муниципального района Белорецкий район РБ № 132 от 04.10.2006 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и об установлении нормы площади жилого помещения» установлена норма площади жилого помещения в 12 кв.м. Просил обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить Гудилову К.В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 года и Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 132 от 04.10.2006 года. Представитель ответчика Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Харисова О.Х., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что предоставление детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленным жилых помещений (далее дети-сироты), жилых помещений по договорам социального найма относится к дополнительным гарантиям социальной поддержке детей-сирот. Предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом РБ от 27.10.1998 N 188-3 (ред. от 30.12.2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и являются её расходными обязательствами. Таким образом, социальная поддержка детей-сирот по Республике Башкортостан относится к государственным полномочиям и финансируется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан. Согласно Закону РБ от 28.12.2005 года № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными Республики Башкортостан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. Законом предусмотрено также, что органы государственной власти Республики Башкортостан обязаны обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления данных полномочий. В свою очередь органы местного самоуправления обязаны осуществлять переданные им полномочия в соответствии с законодательством, и использовать финансовые средства строго для осуществления государственных полномочий. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, установленном законом Республики Башкортостан о бюджете. Вышеуказанным Законом РБ утверждена методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемым местным бюджетам. Также это предусматривается Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где установлено, что финансирование расходов по представлению администрациями муниципальных районов жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения и осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов на основании определенных документов. Государственными исполнителями являются Министерство образования Республики Башкортостан и Министерство экономического развития Республики Башкортостан. Так Министерству экономического развития Республики Башкортостан поручено предусматривать капитальные вложения на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, а Министерству образования Республики Башкортостан ежегодно по заявкам администраций муниципальных образований представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот. Форма заявки, предоставляемая администрациями муниципальных районов, установлена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200. Этим же постановлением устанавливается состав сведений, структура и механизм формирования сводного списка детей-сирот. Для формирования своей заявки органы местного самоуправления определяются со списком детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. На территории муниципального района Белорецкий район учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, осуществляется отделом опеки и попечительства Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Отдел принимает заявления с необходимыми документами, рассматривает их и принимает на учет детей-сирот. Ежегодно с 1 января по 1 марта список детей-сирот, поставленных на учет, обновляется, утверждается главой Администрации муниципального района Белорецкий район и не позднее 1 марта представляется в Министерство образования Республики Башкортостан. Гудилова К.В. была поставлена на учет детей-сирот отделом опеки и попечительства Администрации муниципального района Белорецкий район и включена в заявку 2011 года на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот. Заявка в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года № 200 направлена в Министерство образования Республики Башкортостан. Предоставление жилья Гудиловой К.В. возможно только при выделении средств из бюджета Республики Башкортостан в соответствии с законодательством. Считает, что со стороны Администрации все полномочия исполнены и спор о праве отсутствует. Просила отказать в удовлетворении искового заявления Белорецкого межрайонного прокурора, в интересах Гудиловой К.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об обязании Администрации муниципального района Белорецкий район РБ обеспечить Гудилову К.В. жильем по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Белорецкий район РБ. Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, о чем в деле имеется почтовое уведомление о вручении судебной повестки, причины неявки неизвестны. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются, в частности лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Решением Белорецкого городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Гудилова Г.В. лишена родительских прав в отношении дочери Гудиловой К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Белорецкого городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Гудилов В.Э. лишен родительских прав в отношении дочери Гудиловой К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетняя Гудилова К.В. передана на попечение органов опеки и попечительства. Таким образом, Гудилова К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимися без попечения родителей. Из постановления Администрации г. Белорецка и Белорецкого района РБ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация просит Министерство народного образования Республики Башкортостан выделить путевку для устройства в детский дом несовершеннолетней Гудиловой К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку родители несовершеннолетней Гудиловой К.В. лишены родительских прав, за несовершеннолетней Гудиловой К.В. закреплено право на проживание по адресу: РБ, <адрес>. Постановлением Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 указанного выше постановления (о закреплении за несовершеннолетней Гудиловой К.В. права проживания) признан недействующим и не подлежащим применением, постановлено обеспечить Гудилову К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением после окончания пребывания в образовательном учреждении, в соответствии с законодательством. Абзацем 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года N 200 (ред. от 02.12.2011 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, должны предоставляться жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Статьей 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением сессии Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 132 от 04 октября 2006 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и об установлении нормы площади жилого помещения» установлена норма площади жилого помещения в 12 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Гудилова К.В. окончила обучение в <данные изъяты> №, что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании №, из которого видно, что Гудиловой К.В. ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом по профессии <данные изъяты> и присвоена квалификация <данные изъяты> 4 разряда. Из справки Белорецкого межрайонного филиала ГУП БТИ РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, письма Белорецкого межрайонного филиала ГУП БТИ РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан следует, что у Гудиловой К.В. права собственности на какой-либо объект недвижимости не имеется. Таким образом, Гудиловой К.В. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан общей площадью не менее 12 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Гудилова К.В. обратилась с заявлением к начальнику отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан с просьбой предоставить ей жилое помещение совместно с братом ФИО Белорецкой межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры республики № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма. По итогам проведенной проверки было установлено, что Гудилова К.В. после окончания образовательного учреждения не была обеспечена вне очереди жилой площадью. В судебном заседании представитель ответчика не отрицала, что Гудилова К.В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Абзацем 3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Ранее действовавшим Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 года N 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» пунктом 1 части 1 статьи 1 было предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). В связи с изменениями, внесенными законом Республики Башкортостан № 451-з от 31.10.2011 года «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (вступающими в силу с 01.01.2012 года) в пункте 1 части 1 статьи 1 указанного закона были исключены слова «за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью». Таким образом, с 01.01.2012 года государственные полномочия Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что в данном случае обеспечение Гудиловой К.В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 года и Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №132 от 04.10.2006 года, относится к полномочиям Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Доводы представителя ответчика о том, что со стороны администрации все полномочия исполнены и спор о праве отсутствует, поскольку Гудилова К.В. была поставлена на учет детей-сирот отделом опеки и попечительства Администрации муниципального района Белорецкий район и включена в заявку 2011 года на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не освобождает ответчика от своевременного предоставления Гудиловой К.В. жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной действующим законодательством. Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 года N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Таким образом, в силу указанной нормы закона Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан должна обеспечить Гудилову К.В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья Гудиловой К.В. возможно только при выделении средств из бюджета Республики Башкортостан в соответствии с законодательством, не противоречат обязанию Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить Гудилову К.В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, поскольку действующим законодательством предусмотрено финансирование указанных полномочий по обеспечению жильем за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Учитывая, что непредоставление Администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Гудиловой К.В. жилого помещения нарушает законодательство об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, суд находит исковое заявление Белорецкого межрайонного прокурора РБ обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить Гудилову Ксению Вячеславовну жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 года и Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 132 от 04.10.2006 года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан. Решение в окончательной форме изготовлено 07 февраля 2012 года. Председательствующий судья: А.П. Щекатуров Решение суда по состоянию на 07.02.2012 года не вступило в законную силу.