Дело № 2 – 452/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 мая 2012 года г. Белорецк, РБ Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Галимовой И.А., при секретаре Гариповой Р.Б., с участием представителя истца – Белорецкого межрайонного прокурора – помощника прокурора Елкина А.В., представителя ответчика – Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан – Харисовой О.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к Совету муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений жилищного законодательства (в порядке ст. 45 ГПК РФ), УСТАНОВИЛ: Белорецкий межрайонный прокурор РБ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Совету муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об устранении нарушений жилищного законодательства (в порядке ст. 45 ГПК РФ), указав, что проведенной проверкой исполнения жилищного законодательства органами местного самоуправления, установлено, что решением сессии Совета муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы потребления тепловой энергии для многоквартирных домов. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306 <адрес> «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам, согласно приложению. В соответствии с п. 19 вышеуказанных правил, при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Согласно п. 20 правил, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов, экспертный метод, расчетный метод. Согласно п. 24 правил решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами. Ранее межрайонным прокурором в адрес председателя Совета муниципального района <адрес> РБ принесен протест на противоречащий закону нормативно правовой акт (решение сессии Совета муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно ответа секретаря Совета MP БР РБ за № от ДД.ММ.ГГГГ решением сессии Совета муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы потребления тепловой энергии для многоквартирных домов, между тем расчеты согласно которых установлены указанные нормативы не сохранились. Изложенное свидетельствует о невозможности определения структуры платы за отопление в многоквартирном доме, в котором общедомовой прибор учета тепловой энергии не установлен, так как не имеется достоверных сведений, подтверждающих расчетным путем, утвержденный норматив потребления тепловой энергии. К примеру, в платежных документах, направляемых в адрес потребителей коммунальных услуг, плата за отопление определяется исходя из площади жилого помещения, в то время как поставщиком энергоресурса производится подача коммунальной услуги в виде отопления, в том числе и на общее имущество собственников жилых помещений многоквартирного дома (лестничные клетки, подвалы). В силу отсутствия документов, подтверждающих метод расчета норматива потребления коммунальных услуг невозможно определить источник финансирования платы за коммунальную услугу, подаваемую поставщиком тепловой энергии на общее имущество многоквартирного дома (лестничные клетки, подвалы), что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Данные нарушения ставят под угрозу благополучие населения города Белорецк, а так же наносят материальный и моральный ущерб гражданам, которые добросовестно оплачивают, потребленные коммунальные услуги, что недопустимо. Просит обязать Совет Муниципального района Белорецкий район РБ устранить выявленные нарушения, восстановить документы, подтверждающие метод и порядок установления норматив потребления тепловой энергии населением города Белорецк, установить срок для исполнения решения суда 1 месяц. В судебном заседании помощник прокурора Белорецкой межрайонной прокуратуры Елкин А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Представитель ответчика – Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан – Харисова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора РБ не признала и пояснила, что новые тарифу будут утверждаться только в сентябре 2012 года. Прежние расчеты не сохранились. В настоящее время Совет муниципального района Белорецкий район РБ тарифы не утверждает, он их устанавливает. О том, что тарифы действительно были утверждены, имеется протокол заседания постоянной комиссии Совета муниципального района Белорецкий район РБ от 26.03.2010 года, согласно которому комиссия решила принять проект решения Совета «Об утверждении норм теплопотребления, водопотребления, водоотведения и норм накопления жидких бытовых отходов для жилищного фонда по муниципальному району Белорецкий район Республики Башкортостан». Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена статьей 154 ЖК РФ, исходя из которой, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, равно как и для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно пунктом 2 статьи 157 ЖК РФ. Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которыми установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, в том числе при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. В соответствии с пунктами 4 и 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. Согласно п. 14 Правил, для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. В силу п. 19 Правил, при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Согласно п. 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченным органом. В судебном заседании установлено, что Решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 26.03. 2010 года № 198 «Об утверждении норм теплопотребления, водопотребления, водоотведения и норм накопления жидких бытовых отходов для жилищного фонда по муниципальному району Белорецкий район Республики Башкортостан» утверждены нормы теплопотребления на отопление жилищного фонда. Из письма секретаря Совета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что все проводимые расчеты по данным нормам направлялись в Государственный комитет по тарифам. Сами расчеты, направленные в Госкомитет, не сохранились. Таким образом, судом установлено, что у ответчика, Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, отсутствуют расчеты, подтверждающие метод и порядок установления нормативов потребления тепловой энергии населением города Белорецк. В настоящем судебном заседании ответчиком необходимых расчетов также не представлено. Отсутствие расчетов свидетельствует о невозможности определения структуры платы за отопление в многоквартирном доме, в котором общедомовой прибор учета тепловой энергии не установлен, так как не имеется достоверных сведений, подтверждающих расчетным путем, утвержденный норматив потребления тепловой энергии, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Данные нарушения ставят под угрозу благополучие населения города Белорецк, а так же наносят материальный и моральный ущерб гражданам, добросовестно оплачивающим, потребленные коммунальные услуги В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, суд считает, что исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к Совету муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений жилищного законодательства подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к Совету муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений жилищного законодательства (в порядке ст. 45 ГПК РФ), удовлетворить. Установить, что Совет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обязан исполнить данное решение суда в течение 1 (одного) месяца с момента вступления его в силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан. Решение суда по состоянию на 12.05.2012 года в законную силу не вступило. Судья И.А. Галимова Копия верна